Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время


Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время

Сообщений 31 страница 60 из 94

31

34913,2423 написал(а):

Хотя, конечно, очень жалко, что все так закончилось. Технически эта система была почти за гранью возможного.

Приветствую Александра, нового участника форума и судя по посту склонного к обсуждению технических новинок.
По сути, действительно, за гранью... И плохо "что все так закончилось"...  Думаю что сам "Буран" это был Правильный и далеко-смотрящий путь в отношении орбитальных полетов.  :cool: Что касается дорогой ракеты-носителя, так со временем этот вопрос бы разрешили, сделав возвращаемую ракету, как американец Илон Маск считай сделал "возврат с посадкой" главной ступени ракеты Falcon 9.
Его частная фирма SpaceX отрабатывает технологию мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя в расчете на существенное снижение стоимости космических запусков. К настоящему моменту компании удалось осуществить уже пять успешных возвращений Falcon 9 на Землю. Два раза первая ступень ракеты-носителя приземлялась на космодром, еще трижды – на плавучую платформу.

32

34913,2423 написал(а):

Поэтому каждый запуск "Бурана" был в разы дороже, чем у америкосов

Так может и во время отказались,если даже америкосам это не по карману.

33

34922,31 написал(а):

Так может и во время отказались,если даже америкосам это не по карману.

Космонавтика бурно развивалась в основном за счет  гонки вооружений. Как только острота противостояния со Штатами снизилась, так и интерес к космосу сильно ослаб. В космос летать это не нефть качать, тут быстрой экономической отдачи не получить. С техническими кадрами опять же проблемы, как и вообще в стране (молодежь все больше в менеджеры и юристы рвется, а не в КБ). Да и верхнее руководство отраслью, мягко говоря, не совсем в теме. Сравнить биографию Д. Рогозина и С.А. Афанасьева - бывшего министра общего машиностроения и как говорится "без комментариев". А "за державу обидно"!

34

34922,31 написал(а):

Так может и во время отказались,если даже америкосам это не по карману.

В новациях Деньги конечно надо считать безусловно, но не менее важна Сама Новация, может даже и впереди денег стоять.  :dontknow:

34927,2423 написал(а):

Сравнить биографию Д. Рогозина и С.А. Афанасьева - бывшего министра общего машиностроения и как говорится "без комментариев".

Вот опять потеря в ряду Главных Конструкторов СССР, а новых пока не предвидится в существующей системе разрушенного технического образования и отсутствия после учебы нормальной з/платы даже в оборонке, хотя есть исключения

35

34922,31 написал(а):

Поэтому каждый запуск "Бурана" был в разы дороже, чем у америкосов

каждый запуск да - наверное дороже... но после посадки американцы полностью переделывали днище шатлов, а у бурана меняли несколько панелей.... - так что стоимость полета была дешевле.

а что касается фалкона и возвратом ступени - это для чего ракета должна полднимать кроме полезного груза еще и топливо для управляемого полета 1 ступени и ее посадки ... - это когда каждый килограмм полезной нагрузки по цене золота

Отредактировано Александр Борисов (04-10-2016 17:30:36)

36

34943,351 написал(а):

что касается фалкона и возвратом ступени - это для чего ракета должна полднимать кроме полезного груза еще и топливо для управляемого полета 1 ступени и ее посадки ... - это когда каждый килограмм полезной нагрузки по цене золота

Вот примерные данные по экономии..Первая ступень,она не вечная,все равно её менять надо и тогда вообще себя ни когда нйе окупить.
........Самое дорогое в ракете – это двигатели и системы управления. Успешное возвращение на Землю первой ступени позволяет сэкономить порядка 30% стоимости запуска, однако для повторного использования ступени необходимо проводить дорогостоящие испытания. Кроме того, системы, необходимые для вертикальной посадки первой ступени, сокращают массу полезной нагрузки, которую способна вывести на орбиту ракета. В итоге успешное возвращение первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 сэкономит примерно 5
% от стоимости запуска", — заявил Ионин РИА Новости во вторник.

Отредактировано Матвеев Олег (04-10-2016 17:52:09)

37

34943,351 написал(а):

это когда каждый килограмм полезной нагрузки по цене золота

Это так конечно, но только пока... со временем такая "возвратная технология", с учетом разработки новых двигателей для вывода ракеты на орбиту, себя полностью оправдает, и по времени это не более 10-15лет думаю.  А сама по себе "Технология" такого возврата тоже нужна и хорошо что  она уже существует пусть пока в начальной стадии.  Это Ракетный прогресс по любому, кто знает сейчас, где это пригодится в недалеком 10-летнем будущем.  :flag:

34946,31 написал(а):

успешное возвращение первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 сэкономит примерно 5
% от стоимости запуска",

Думаю понятно, что 5%, для цен ракетных разработок и стартов, это очень Большие Деньги... так что пусть маленькая цифра 5 не смущает скептиков.  :glasses:

38

34950,12 написал(а):

Думаю понятно, что 5%, для цен ракетных разработок и стартов, это очень Большие Деньги... так что пусть маленькая цифра 5 не смущает скептиков.

Чисто в теории...Если 5% экономии,то ступень должна двадцать раз вернутся,что бы хотя бы по нулям расходы свести! Большие сомнения что ступень столько проживет.Похоже,что наши пошли другим путём,строя более дешевую ракету.

39

34956,31 написал(а):

Если 5% экономии,то ступень должна двадцать раз вернутся

Так не обязательно 5%... надо достигнуть скажем 20% и тогда это только 5 возвратов ступени, что вполне уже реально.

40

да вот только старт ракеты - это контролируемая (и то не очень) детонация ракетного топлива. Не может ракетный двигатель в современном виде быть многоразовым.... ибо с каждым повторным стартом в разы снижается надежность.

вот здесь и начинается борьба - стоимость-VS-надежность.

решение возвращаемого орбитального аппарата - адекватное. но возврат первой ступени ради сохранения двигателя - не адекватно.

тем более серийный двигатель РД-180 - уже серийный...
http://f5.s.qip.ru/iJXXcvte.png

Отредактировано Александр Борисов (06-10-2016 12:06:54)

41

35083,351 написал(а):

тем более серийный двигатель РД-180 - уже серийный...

Вот то то и оно... Ему уже сколько лет?  А принципиально нового ничего нет, хотя тут идея уже исчерпана...  :dontknow: Создан в 1990-х, да и то модифицировав РД-170 80-х годов...  :dontknow:

42

35090,12 написал(а):

Ему уже сколько лет?  А принципиально нового ничего нет, хотя тут идея уже исчерпана...   Создан в 1990-х, да и то модифицировав РД-170 80-х годов...

Американцы то пока покупают. У нас,что не изобретай,в итоге, все равно автомат Калашникова получается   :crazyfun:

43

35098,31 написал(а):

Американцы то пока покупают

Да уже недолго осталось их продавать... До 2020 максимум, если раньше сами не тормознем процесс...  :dontknow: Видишь как получается с Ядерными материалами, конечно этот вопрос круче чем движки.  Хотя им летать не на чем будет, если не продадим, это у нас Козырь в рукаве, денег то там немного.  :D

44

45

35103,12 написал(а):

конечно этот вопрос круче чем движки.  Хотя им летать не на чем будет

А на  каких они до Луны долетели , не на весла же   ?

46

36191,14 написал(а):

А на  каких они до Луны долетели , не на весла же   ?

Как я понял, для военных нужд, у них свои движки есть.А вот для мирного космоса,госдеп пытался им запретить покупку у нас,под предлогом санкций.Но когда касается дело своих денег,все санкции по боку! ,другим у нас покупать нельзя,а самим можно!

47

36191,14 написал(а):

Serg-PeyzazhСообщение от Serg-Peyzazh  [Перейти к сообщению]

    конечно этот вопрос круче чем движки.  Хотя им летать не на чем будет

А на  каких они до Луны долетели , не на весла же   ?

на какую Луну?

до Холивуда даехали на машинах.

Отредактировано Александр Борисов (27-10-2016 09:41:15)

48

49

50

Авторы фильма "Буран" правда и вымысел" кое-в чем путают теплое с мягким. Рассказ академика -рассказ  живого свидетеля событий, а документальные кадры, когда речь идет об "истребителе спутников" Челомея (примерно 6-7 минута фильма) и о наработках КБ Микояна (16-я минута) не имеют к рассказу Вачнадзе никакого отношения. Оба раза показаны кадры подготовки и испытаний проекта "Буря" (ЛА-350) разработки КБ Лавочкина, работы по которому были прекращены в 1960-м году, после смерти С.А.Лавочкина.

51

http://sa.uploads.ru/t/CghDK.jpg

52

41549,26 написал(а):

Очуметь  !!! http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/37242.gif

53

41555,14 написал(а):

Очуметь  !!!

http://s1.uploads.ru/t/PKd6V.jpg
http://sa.uploads.ru/t/gXlWU.jpg
Вот так грузили..
http://sf.uploads.ru/t/mxnVB.jpg

А так перевозили топливные баки для Энергии...

http://s6.uploads.ru/t/Wgq6L.jpg
http://se.uploads.ru/t/RdeCG.jpg
http://s3.uploads.ru/t/vUPVS.jpg

Габариты системы Энергия -Буран...

http://s5.uploads.ru/t/42y6M.jpg

54

41628,26 написал(а):

Вот так грузили..

А так перевозили топливные баки для Энергии...

.

А что это за самолет ???

55

41629,14 написал(а):

А что это за самолет ???

Это самолет КБ Мясищева. Назывался ВМ-Т ...

http://se.uploads.ru/t/dQjcB.jpg

Тип грузовой самолёт
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ЭМЗ им. В. М. Мясищева
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Завод № 23
Главный конструктор В. М. Мясищев
Первый полёт 29 апреля 1981 года
Начало эксплуатации январь 1982 года
Конец эксплуатации 1989 год
Статус не эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Единиц произведено 3

http://s1.uploads.ru/t/focbQ.jpg

Год принятия на вооружение — 1982
Размах крыла — 53,14 м
Длина самолёта — 58,70 м
Высота самолёта — 14,0 м
Площадь крыла — 320,0 м²
Масса, кг пустого самолёта — 74 500
максимальная взлётная — 210 000

Тип двигателя — 4 ТРД ВД-7
Тяга — 4 х 11000 кгс
Максимальная скорость — 925 км/ч
Практическая дальность — 13 600 км
Дальность действия — 9400 км
Практический потолок — 12 000 м
Экипаж — 8 человек
Полезная нагрузка: 40 000 кг груза

56

41632,26 написал(а):

Это самолет КБ Мясищева.

Кстати, у Мясищева было очень много интересных проектов...

Вот, например...
http://sd.uploads.ru/t/KiLf6.jpg
http://s3.uploads.ru/t/hqDHB.jpg
http://s8.uploads.ru/t/uNiws.jpg

57

Или вот!
http://s7.uploads.ru/t/trKgz.jpg
http://se.uploads.ru/t/G7bk3.jpg
http://s2.uploads.ru/t/h1dD8.jpg
http://s1.uploads.ru/t/lSCVq.jpg

М-19
воздушно-космический самолет

•История проекта
•Техническое описание

    ВКС М-19 был выполнен по аэродинамической схеме «несущий корпус».
    Корпус аппарата имел треугольную форму в плане с углом стреловидности по передней кромке 75°.
     Такая стреловидность была выбрана из условия сохранения высоких несущих свойств аппарата при малом сопротивлении и аэродинамическом нагреве передних кромок на больших скоростях полета. Носовая часть корпуса имела эллиптические поперечные сечения с соотношением полуосей 1/4.
     Миделевое сечение располагалось в точке перехода носовой части корпуса в кормовую, на расстоянии 0,67 длины корпуса от носка. Конфигурация ВКС, выполненного по схеме «несущий корпус», обеспечивала достаточно высокий уровень аэродинамических характеристик.
     Так, например, аэродинамическое качество на дозвуке составляло величину порядка -7,0, а на гиперзвуке около 3,0, что подтверждалось экспериментальными исследованиями в ЦАГИ.
     Проведенные исследования по определению оптимального облика крылатых космических аппаратов, совершающих горизонтальные взлет и посадку «по-самолетному», показали, что наиболее приемлемой формой многорежимного ВКС, летающего на до-, сверх- и гиперзвуковых скоростях в условиях интенсивного нагрева является форма типа «несущий корпус».
     Придание ВКС такой формы обеспечивало ему следующие преимущества:
         хорошие маневренные возможности;
         малые перегрузки при спуске в атмосфере;
         устойчивость полета на гиперзвуковых скоростях;
         малое отношение поверхности аппарата к его объему;
         наличие больших внутренних полезных объемов;
         умеренные требования к тепловой защите.
     Аэродинамическая подъемная сила ВКС создавалась крылом небольшой площади, стреловидные консоли которого располагались по бокам кормовой части корпуса, передним горизонтальным оперением и непосредственно самим несущим корпусом аппарата.
     Приемлемые характеристики устойчивости и управляемости во всем диапазоне скоростей полета на ВКС М-19 обеспечивалось использованием так называемого верньерного управления в продольном канале.
     При такой схеме управления наряду с элевонами на крыле используются малые аэродинамические поверхности, расположенные в носовой части корпуса и имеющие большое плечо приложения силы относительно ЦТ аппарата.
     Верньерные поверхности работали при больших, а основные поверхности крыла работали при малых значениях скоростного напора.
     Вертикальное оперение было выполнено двухкилевым, разнесенным по ширине кормовой части корпуса, для уменьшения эффекта «затенения» при полете на больших углах атаки.
     Геометрические параметры поверхностей стабилизации и управления выбирались с учетом минимальных волновых потерь и приемлемых характеристик аэродинамического нагрева.
     Носовая часть и передние кромки корпуса, крыла и оперения были затуплены с целью уменьшения аэродинамических тепловых нагрузок при больших скоростях полета.
     Как известно, важным показателем эффективности ВКС является его маневренность, тоесть способность менять параметры своего движения. Для космического аппарата это прежде всего маневрирование на орбите как по высоте орбиты, так и по боковому маневру (посадка в стороне от плоскости орбиты).
     Имея достаточное аэродинамическое качество, ВКС М-19 был способен выполнять маневрирование на орбите с так называемым «погружением» в атмосферу до высот порядка 50-60 км.
     Расчетами также было показано, что для КЛА, имеющих аэродинамическое качество около 3,0, при изменении плоскости орбиты на 90° аэродинамический маневр становится гораздо выгоднее (~ в 3 раза) чем орбитальный.
     Днище несущего корпуса было выполнено плоским для образования так называемого «плато поджатия» перед входом в воздухозаборники двигателей, расположенных по корпусом аппарата.
     На нижней части корпуса аппарата располагалась мотогондола воздушно-реактивной силовой установки, скомпонованной по схеме «пакет» и обеспечивающей полет аппарата в атмосфере на всех скоростях.
     Компоновка двигателей на нижней части корпуса в единый «пакет» обеспечивало благоприятные условия работы двигателей при различных углах атаки.
     Использование предварительного поджатия сверхзвукового потока перед входом в двигатели позволяло уменьшить потребные размеры воздухозаборников, вес и соответственно теплозащиту единой мотогондолы.
     В хвостовой части аппарата располагалось сопло ЯРД, непосредственно связанное с бортовым ядерным реактором. На атмосферном участке траектории полета, с целью снижения аэродинамического сопротивления, сопло было закрыто сбрасываемым каплевидным обтекателем.
     Шасси аппарата трехстоечное с носовым управляемым колесом. Тележки основных стоек шасси шести колесные убирались в ниши корпуса аппарата, расположенные в местах сопряжения корпуса с консолями крыла.
     Рабочие помещения для экипажа были оборудованы в носовой части корпуса аппарата и включали в себя саму кабину, бытовой отсек и шлюзовую камеру.
     Кабина экипажа имела остекление, аналогичное самолетному, что обеспечивало необходимый обзор при взлете и посадке ВКС. В зависимости от выполняемых задач и типа полезной нагрузки количество членов экипажа ВКС могло составлять от трех до семи человек
    Шлюзовая камера располагалась за задней гермоперегородкой кабины и была предназначена как для выхода космонавтов в открытый космос, так и для обеспечения доступа в грузовой отсек. Стыковочное устройство располагалось на верхней поверхности носовой части для обеспечения визуального наблюдения за стыковочными операциями на орбите.
     Для размещения полезной нагрузки в корпусе аппарата был предусмотрен достаточно большой грузовой отсек, закрываемый герметичными створками.
     Размеры грузового отсека 4,0x20,0x4,0 м позволяли разместить различные полезные нагрузки массой до 40 т.
     Крепление полезной нагрузки в грузовом отсеке обеспечивалось дистанционно управляемыми электромеханическими замками. Для выполнения на орбите операций погрузки и разгрузки в грузовом отсеке были предусмотрены дистанционные электромеханические манипуляторы.
     Водородные баки были вкладными и не входили в силовую конструкцию корпуса аппарата. Для максимального использования всех внутренних объемов в корпусе аппарата топливные водородные баки были выполнены по так называемой «сиамской» схеме, когда форма сечения топливных баков была образована несколькими пересекающими окружностями.
     Такая схема обеспечивала оптимальное соотношение параметров конструкции баков, таких как: вес - прочность - коэффициент использования полезного объема.
     Для гашения колебаний жидкого водородного топлива в топливных баках были предусмотрены перфорированные демпфирующие перегородки.
     Конструкция планера ВКС включала в себя: непосредственно сам корпус (фюзеляж), состоящий из переднего, центрального и хвостового отсеков, консоли крыла, двухкилевое вертикальное и переднее горизонтальное оперение, мотогондолу воздушно-реактивной силовой установки и водородные баки.
     Силовая конструкция корпуса должна была быть выполнена в основном из алюминиевых сплавов, защищаемых многоразовым теплоизолирующим покрытием на наружной поверхности.
     Передний отсек корпуса состоял из двух половин, между которыми располагался герметичный модуль кабины экипажа. Остекление кабины экипажа предполагалось выполнить из трехслойных панелей, аналогично иллюминаторам космических кораблей.
     Средний и хвостовой отсеки предполагалось сделать ферменно-балочной конструкции с обшивкой из алюминиевого проката.
     Теплозащита ВКС от аэродинамического нагрева на атмосферных участках выведения и спуска выполнялись по типу «холодной» конструкции, то есть силовые элементы конструкции были рассчитаны на нормальные температурные условия работы, а высокие температуры от кинетического нагрева воспринимались внешним теплоизолирующим покрытием.
     Тип внешней теплозащиты определялся условиями полета аппарата в атмосфере, его аэродинамической формой и т. д. Как показывали расчеты, максимальная температура на передних кромках корпуса, крыла и оперения могла достигать 19200°К.
     С учетом температурного «портрета» аппарата в разных местах его конструкции предполагалось использование различных теплоизолирующих материалов.
     В наиболее теплонагруженных местах предполагалось использовать материал на основе углерода с противоокислительным покрытием, состоящим из углеродных волокон и матрицы из того же материала с покрытием из карбида кремния.
     Верхняя поверхность корпуса, нагреваемая до 5900°К, должна была защищаться плитками ~500x500 мм высокотемпературной многоразовой изоляции, состоящей из волокон чистого плавленого кварца.
     Наружная поверхность плиток защищалась плавленым боросиликатным покрытием, обеспечивающим необходимое соотношение между количеством поглощаемого и испускаемого излучения. Для менее нагреваемых частей корпуса предполагалось использование низкотемпературной многоразовой теплоизоляции в виде аналогичных плиток, отличающихся только типом покрытия и их толщиной.
     В состав основных систем ВКС входили:
     Система жизнеобеспечения, включающая подсистемы регенерации атмосферы, обеспечения жизнедеятельности экипажа, терморегулирования, обеспечение работы шлюзовой камеры.
     Бортовое электронное оборудование, обеспечивающее навигацию и управление полетом, отработку полетных данных, связь, индикацию и контроль, измерение параметров подсистем, распределение электроэнергии и др.
     Система управления полетом.
     Система бортового электропитания, при этом источниками энергии на борту ВКС были как батареи топливных кислородно-водородных элементов, так и сам бортовой ядерный реактор.
     Гидросистема, состоящая из четырех независимых подсистем с высокой степенью резервирования.
     Система вспомогательных силовых установок, состоящая из двигателей орбитального маневрирования и двигателей газодинамического управления ориентацией ВКС.
     Система орбитального маневрирования, состоящая из двух блоков, располагалась в хвостовой части корпуса ВКС. В состав каждого блока входил ЖРД, шар-баллон с гелием для подачи компонентов топлива. Для стабилизации и ориентации ВКС во время орбитального полета предусматривалась система ориентации, состоящая из блоков небольших двухкомпонентных ЖРД.
     При возникновении аварийных ситуаций предусматривались следующие схемы возвращения аппарата на землю: непосредственное возвращение по штатной схеме или один виток вокруг земли по суборбитальной траектории, выход на низковысотную орбиту и вход в атмосферу по типовой программе.
     В случае экстренной необходимости, для спасения экипажа на любом участке полета предусматривалось отделение спасаемой капсулы с кабиной экипажа и спасение ее на парашюте.
     Наличие на борту ВКС М-19 ядерного реактора предполагало безусловное выполнение соответствующих мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, в том числе:
     создание круговой радиационной защиты вокруг реактора и установка радиационного экрана за кабиной экипажа;
     предотвращение разрушения оболочки реактора в случае аварии за счет создания специальной амортизационной системы (способной проглотить энергию при ударе о землю) и средств защиты реактора от прогорания;
     применение в конструкции комбинированной силовой установки теплообменника, предотвращающего прямой выброс из двигателя продуктов распада в атмосферу в виде радиоактивной газовой струи.
     Вопросы радиационной безопасности применения ЯРД становились на первый план при реализации проекта. Хорошо известно, какими бедами может сопровождаться радиационное заражение окружающей среды для человека.
     Заражение радиоактивными продуктами может угрожать здоровью и жизни людей в течение даже многих тысячелетий. Так, например, период полураспада «плутония 239» составляет 24 тысячи лет а «цезия 137» - 33 года.
     Что касается обеспечения радиационной защиты и безопасности при разрушении корпуса реактора в катастрофических ситуациях, то в СССР и за рубежом проводились подобные исследования.
     В частности, в качестве конструктивного решения на М-19 предлагалось использовать пластически-деформируемую оболочку, устанавливаемую вокруг корпуса ядерного реактора.
     Сам корпус реактора также изготавливался из пластичного высокопрочного материала. По расчетам пластическая деформация как самого корпуса реактора, так и его оболочки должны были обеспечить поглощение энергии удара при скоростях столкновения до 300 м/с.

КОМБИНИРОВАННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Принципиальная схема комбинированной силовой установкой     Основным проблемным вопросом создания ВКС М-19 было создание комбинированной силовой установки. На ней, как на главной идее, строилась концепция всего проекта.
     Схема силовой установки носила элементы новизны, и главное, с чем справились разработчики, это то, что был предложен специальный агрегат (теплообменник), благодаря которому радиоактивный контур был полностью изолирован, что исключало радиационное заражение атмосферы при включении двигателя у земли.
     Кстати, идея подобной комбинированной силовой установки была запатентована, среди авторов изобретения были: В.М.Мясищев, Н.Д.Кузнецов, Н.Д.Барышов, А.А.Брук, М.А.Борчев, О.В.Гурко, И.М.Яцунский, А.Б.Чернышев.
     Комбинированная двигательная установка включала в себя:
     маршевый ядерный ракетный двигатель (ЯРД) включая ядерный реактор с радиационной защитой;
     десять двухконтурных турбореактивных двигателей (ДТРДФ) с теплообменниками во внутреннем и наружном контурах и с форсажной камерой;
     гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ГПВРД);
     два турбокомпрессора для обеспечения прокачки водорода через теплообменники ДТРДФ;
     распределительный узел с турбонасосными агрегатами, теплообменниками и вентилями трубопроводов, системы регулирования подачи топлива.
     В качестве топлива для ДТРДФ и ГПВРД использовался водород, он же являлся и рабочим телом в замкнутом контуре ЯРД. Комбинированная двигательная установка ВКС М-19 предполагала поэтапное включение различных типов двигателей в зависимости от режима полета.
     Работа комбинированной силовой установки ВКС регламентировалась оптимальными режимами работы на всех фазах полета и предусматривала следующие режимы:
     Режим «взлет» и «начальный разгон» до скоростей, соответствующих числам М=2,5-2,7 на высотах 12-15 км.
     На этом режиме работает ДТРДФ с подогревом воздуха перед турбиной от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере.
     Режим полета «разгон», соответствующий скоростям М=2,7-5,0 на высотах ~ 15 км.
     На этом режиме работают только ДТРДФ в режиме авторотации с подогревом воздуха на входе в форсажную камеру от замкнутого контура с реактором при включенной форсажной камере.
     В диапазоне скоростей, соответствующих числам М=3,5-4,5 к ДТРДФ подключаются ГПВРД, которые обеспечивают разгон аппарата до условий полета: высота -50 км, скорость М~16,0.

РЕЖИМ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ЯРД

Принципиальная схема комбинированной силовой установкой     Только по достижении заданных высокоскоростных параметров происходит включение ЯРД. В этих условиях отстреливается хвостовой обтекатель и заглушка горловины сопла маршевого ЯРД, включается ЯРД.
     На режимах полета с работающим воздушно-реактивным контуром мощность реактора могла изменяться в пределах 2100-4000 МВт.
     Тяга силовой установки на режиме ЯРД (Н~50 км, М=1б,0) должна была составлять около 280-300 тс, при эффективной мощности ядерного реактора порядка N~14800-15600 МВт.
     Исследуя концепцию ВКС с комбинированной ядерной установкой, разработчики прекрасно понимали, какие проблемы и трудности стоят на пути создания подобной системы.
     В том числе, одной из них было создание новых конструкционных материалов, и особенно проблематичным было получение материалов для создания активной зоны реактора и теплообменников.
     Так, например, максимальная температура воздуха перед турбиной ДТРДФ составляла 1600°К, а максимальная температура центрального тепловыделяющего элемента реактора доходила до 3300°К.
     В связи с этим рассматривался вопрос использования для изготовления теплообменников специального молибденового сплава, конструкции из которого для предотвращения интенсивного окисления имели специальное защитное покрытие.
     В качестве входного устройства силовой установки был выбран регулируемый многорежимный двухскачковый воздухозаборник.
     При полетах на гиперзвуковых скоростях воздухозаборники переключались на гиперзвуковой режим путем изменения площади горла и углов стенок каналов воздухозаборников за счет поворотных плоских рамп.
     Необходимо отметить, что при расчетах характеристик двигателя на турбопрямоточном, ракетно-прямоточном и гиперзвуковом режимах полета использовались результаты экспериментальных исследований, проведенных в ЦИАМ, ЦАГИ и ИТПМ СО АН СССР.

58

Космический крейсер и орбитальный бомбардировщик СССР

Сегодня мало кто помнит, что перед единственным запуском «Бурана» ракета-носитель «Энергия» слетала в космос без челнока. Еще меньше людей знают, зачем она летала туда. Кинохроника тех времен обычно показывает «Энергию» с такого ракурса, что полезный груз почти невидим. Лишь на некоторых фотографиях можно рассмотреть гигантский черный цилиндр, пристыкованный к «Энергии». Своим первым запуском самая мощная в мире ракета-носитель должна была вывести на орбиту боевую станцию невиданных размеров.
http://sa.uploads.ru/t/X5k2g.jpg
Космический крейсер
В отличие от одноразовых истребителей спутников ИС новые советские космические аппараты должны были перехватывать несколько целей. Для них планировалась разработка самых разных образцов космического оружия: тут были и лазеры космического базирования, и ракеты «космос – космос», и даже электромагнитные пушки.

Так, например, система «Каскад», проектировавшаяся на базе базового блока станции «Мир», но имевшая отнюдь не мирную миссию, была предназначена для уничтожения ракетами спутников на высоких орбитах. Для нее были созданы специальные ракеты «космос – космос», которые так и не успели испытать. Больше повезло другой боевой космической станции – «Скиф», оснащенной лазерным оружием по программе противоспутниковой обороны. В дальнейшем предполагалось ее оснастить и лазерной системой для поражения ядерных боеголовок.
http://s9.uploads.ru/t/qo9IP.jpg
Космический аппарат, длиной почти 37 м и диаметром 4,1 м, имел массу около 80 т и состоял из двух основных отсеков: функционально-служебного блока (ФСБ) и большего целевого модуля (ЦМ). ФСБ представлял собой лишь немного видоизмененный для этой новой задачи 20-тонный корабль, разрабатываемый для станции «Мир». На нем размещались системы управления, телеметрического контроля, энергопитания и антенные устройства. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО). В отсеке двигательной установки размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также топливные баки. На боковых поверхностях размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту. Новый крупный головной обтекатель, защищающий аппарат от набегающего воздушного потока был впервые изготовлен из углепластика. Весь аппарат был покрашен черной краской для нужного теплового режима.
http://sh.uploads.ru/t/VxLcj.jpg
Орудие главного калибра
Центральная часть «Скифа» была негерметичной конструкцией, где и помещалась его самая главная нагрузка – прототип газодинамического лазера. Из всех различных конструкций лазеров был выбран газодинамический, работающий на углекислом газе (СО2). Хотя такие лазеры и имеют небольшой КПД (около 10%), но они отличаются простой конструкцией и хорошо отработаны. Разработкой лазера занималось НПО с космическим названием «Астрофизика». Специальное устройство – систему накачки лазера – разрабатывало КБ, занимавшееся ракетными двигателями. В этом нет ничего удивительного: система накачки представляет собой обычный жидкостной ракетный двигатель. Чтобы при стрельбе истекающие газы не вращали станцию, на ней было специальное устройство безмоментного выхлопа, или, как называли его разработчики, «штаны». Аналогичная система должна была применяться и для блока с электромагнитной пушкой, где газовый тракт должен был работать для выхлопа турбогенератора.

(По некоторым данным, лазер планировался не на углекислом газе, а на галогенах – так называемый эксимерный лазер. По официальным данным, «Скиф» был укомплектован баллонами со смесью ксенона с криптоном. Если туда добавить, например, фтор или хлор, то получим основу эксимерного лазера (смеси аргонфтор, криптонхлор, криптонфтор, ксенонхлор, ксенонфтор)
http://s7.uploads.ru/t/tqOM4.jpg
Ненастоящий корабль
К первому запуску «Энергии» «Скиф» не успевал, поэтому решено было запускать макет боевой станции, о чем говорили буквы «ДМ» в ее названии – динамический макет. Запускаемый модуль содержал только самые основные компоненты и частичный запас рабочего тела – СО2. Оптической системы лазера на первом пуске не было, так как ее поставка запоздала. Были на борту и специальные мишени, которые планировалось отстреливать от станции в космосе и проверять на них систему наведения.

В феврале 1987 года «Скиф-ДМ» прибыл для стыковки с «Энергией» на техническую позицию. На борту «Скифа-ДМ» большими буквами на черной поверхности было написано его новое имя – «Полюс», а на другом было выведено «Мир-2», хотя никакого отношения к мирной орбитальной станции «Мир» он не имел. К апрелю станция была готова к старту. Пуск состоялся 15 мая 1987 года. Надо отметить, что станция крепилась к ракетеносителю задом наперед – так требовали особенности ее конструкции. После отделения она должна была развернуться на 1800 и собственными двигателями набрать необходимую скорость для выхода на орбиту. Изза ошибки в программном обеспечении станция, развернувшись на 1800, продолжила вращение, двигатели сработали в неправильном направлении и, вместо того чтобы выйти на орбиту, «Скиф» вернулся на Землю.

Сообщение ТАСС о первом пуске «Энергии» гласило: «Вторая ступень ракеты-носителя вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника… Однако изза нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана». Так утонули нереализованными боевые космические планы Советского Союза, но до сих пор ни одной стране не удается даже приблизиться к теперь уже почти мифическому «Скифу».
http://s3.uploads.ru/t/lNuSU.jpg
Разработка боевой лазерной станции "Скиф", предназначенной для поражения низкоорбитальных космических объктов бортовым лазерным комплексом, началась в НПО "Энергия", но в связи с большой загрузженностью НПО с 1981 года тему "Скиф" по созданию лазерной боевой станции передали в ОКБ-23 (КБ "Салют") (генеральный директор Д.А. Полухин). Этот КА с лазерным бортовым комплексом, который создавался в НПО "Астрофизика", имел длину ок. 40 м и вес 95 т. Для запуска КА "Скиф" предлагали использовать РН "Энергия".
18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса ПКО — после чего все испытания были прекращены. Однако с приходом М.С. Горбачева и объявлением в США программы SDI работы по противокосмической обороне были продолжены. Для испытаний лазерной боевой станции был спроектирован динамический аналог "Скиф-Д", длиной ок. 25 м и диаметром 4 м, по внешним габаритам он был аналогом будущей боевой станции. "Скиф-Д" был выполнен из толстолистовой стали, внутренние переборки дополняли и набирали вес. Внутри макета — пустота. По программе полета он должен был приводниться вместе со второй ступенью "Энергии" в акватории Тихого океана.

В дальнейшем для проведения испытательного запуска РН "Энергия" в срочном порядке был создан макетный образец станции "Скиф-ДМ" ("Полюс") длиной 37 м, диаметром 4,1 м и массой 80 т
http://s8.uploads.ru/t/X756C.jpg
Космический аппарат "Полюс" задумывался в июле 1985г. именно как габаритно-весовой макет (ГВМ), с которым предстояло произвести первый пуск "Энергии". Этот замысел возник после того, как стало ясно, что основная нагрузка ракеты — орбитальный корабль "Буран" — не будет готов к этому сроку. Поначалу задача не представлялась особенно сложной — ведь сделать 100-тонную "болванку" не трудно. Но вдруг КБ "Салют" получило пожелание-приказание министра общего машиностроения: превратить "болванку" в космический аппарат для проведения геофизических экспериментов в околоземном пространстве и совместить тем самым испытания "Энергии" и 100-тонного космического аппарата.
По сложившейся в нашей космической отрасли практике новый КА обычно разрабатывался, испытывался и изготавливался по меньшей мере пять лет. Но сейчас предстояло найти совершенно новый подход. Решили максимально активно использовать готовые отсеки, приборы, оборудование, уже испытанные механизмы и узлы, чертежи с других "изделий".

Машиностроительный завод им. Хруничева, которому была поручена сборка "Полюса", немедленно начал подготовку производства. Но этих усилий явно не хватило бы, не подкрепись они энергичными действиями руководства — каждый четверг на заводе проходили оперативные совещания, проводимые министром О.Д.Баклановым или его заместителем О.Н.Шишкиным. На этих оперативках "трамбовались" нерасторопные или же в чем-то несогласные руководители предприятий-смежников и обсуждалась, если требовалось, необходимая помощь.
http://s3.uploads.ru/t/T1jnS.jpg
Никакие причины, и даже то, что почти тем же составом исполнителей одновременно велась грандиозная работа по созданию "Бурана", как правило, в расчет не принимались. Все было подчинено выдерживанию заданных сверху сроков — яркий пример административно-командных методов руководства: "волевая" идея, "волевое" исполнение этой идеи, "волевые" сроки и — "денег не жалеть!"
В июле 1986 г. все отсеки, в том числе и заново спроектированные и изготовленные, уже находились на Байконуре.

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия" ╧6СЛ (стендово-летная). Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы. В своем первом полете ракета-носитель "Энергия" несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат "Скиф-ДМ", в открытой печати названный "Полюс".

Первоначально старт системы "Энергия"-"Скиф-ДМ" планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома работы задержались почти на полгода — на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса 11П593 на площадке 112А. Там 3 февраля 1987 года "Скиф-ДМ" был состыкован с ракетой-носителем 11К25 "Энергия" 6СЛ. На следующий день комплекс вывезли на универсальный комплексный стенд-старт (УКСС) 17П31 на 250 площадке. Там начались предстартовые совместные испытания. Продолжалась и доделка УКСС.
http://s5.uploads.ru/t/dbzyW.jpg
Реально комплекс "Энергия-Скиф-ДМ" был готов к запуску лишь в конце апреля. Все это время с начала февраля ракета с аппаратом простояла на пусковом устройстве. "Скиф-ДМ" был полностью заправленный топливом, надутый сжатыми газами и снаряженный бортовыми источниками энергопитания. За эти три с половиной месяца ему пришлось перенести самые экстремальные климатические условия: температуру от -27 до +30 градусов, вьюгу, мокрый снег, дождь, туман и пылевые бури.
Однако аппарат выстоял. После всесторонней подготовки старт был назначен на 12 мая. Первый пуск новой системы с перспективным космическим аппаратом показался советскому руководству настолько важным, что его собрался почтить своим присутствием сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Тем более новый лидер СССР, занявший первый пост в государстве год назад, давно собирался посетить главный космодром. Однако еще до прилета Горбачева руководство подготовкой пуска решило не испытывать судьбу и застраховаться от "генеральского эффекта" (есть такое свойство у любой техники ломаться в присутствии "высоких" гостей). Поэтому на 8 мая на заседании Государственной комиссии старт комплекса "Энергия-Скиф-ДМ" перенесли на 15 мая. Горбачеву решено было сказать о возникших технических проблемах. Ждать же еще три дня на космодроме Генсек не мог: на 15 мая у него была уже запланирована поездка в Нью-Йорк для выступления в ООН.

11 мая 1987 года Горбачев прилетел на космодром Байконур. 12 мая он знакомился с образцами космической техники. Главным пунктом поездки Горбачева по космодрому был осмотр "Энергии" со "Скифом-ДМ". Затем Михаил Сергеевич выступил перед участниками предстоящего запуска.

13 мая Горбачев улетел с Байконура, а подготовка к запуску вступила в завершающую стадию.
http://s8.uploads.ru/t/pQY92.jpg
Орбитальный бомбардировщик Буран. Космический меч СССР. Проект. СССР. 70-80г.
В 1976г. выдано специальное секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса"
Работы по ударному космическому оружию были начаты в НПО "Энергия", руководимом Валентином Петровичем Глушко.

В конце 70г. начале 80годов в НПО "Энергия", был проведен комплекс исследований по определению возможных путей создания космических средств, способных решать задачи поражения КА военного назначения, баллистических ракет в полете, а также особо важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача достижения необходимых характеристик указанных средств на основе использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с перспективой развития этих средств при ограничении по производственным мощностям и финансированию.
http://sd.uploads.ru/t/50B3F.jpg
Для поражения особо важных наземных целей на базе ККМИ “Буран” разрабатывался орбитальный бомбардировщик “Буран-Б”. Фюзеляж "Бурана" используется в этом проекте орбитального бомбардировщика как носитель: большие запасы топлива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно маневрировать на орбите, при этом полезный груз — боевые блоки, находятся в грузовом отсеке, скрытые от любопытных глаз, а так же неблагоприятных факторов открытого космоса. В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе уже опробованного и испытанного орбитального самолета семейства "БОР", он же “Лапоть” ( проект “Спираль”1966 г.). Другой вариант вооружения представлял собой экранированные баллистические ядерные боеголовки.
http://sh.uploads.ru/t/ZTyfu.jpg
Боевые блоки БОР, представлявшие собой пилотируемый или дистанционно управляемые орбитальный самолет вооруженный ядерными или другими боеприпасами. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть». Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, в данном случае ниобиевый сплав с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 °C. Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации. Турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадке, работающий на керосине. Модификации: фото- и радиоразведчик, ударный для поражения авианосцев и других наземных целей, вооруженный ракетой с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника, перехватчики космических целей.
http://sh.uploads.ru/t/cjdxs.jpg
Они должны были компактно размещаться в отсеке полезного груза боевого ударного модуля со сложенными консолями крыла в последовательно установленных револьверных катапультных пусковых установках.
Габариты грузового отсека "Бурана" позволяли разместить на каждой вращающейся катапультной установке до пяти боевых блоков, как это изображено на рисунке. С учетом возможного бокового маневра каждого боевого блока при спуске в атмосфере не менее плюс/минус 1100 — 1500 км один ударный модуль “Буран” мог бы в короткое время, своими 10-20 маневрирующими боевыми блоками “БОР”, стереть все живое с лица Земли в полосе шириной до 3000 км.

Планировалось два варианта использования “Буран-Б”. Одиночное патрулирование на орбите Земли с возвращением и одновременным запуском следующего дежурного корабля. И постоянное, автономное дежурство на орбите группы кораблей в составе боевой космической станции.

Боевая космическая станция, основу которой составляла космическая станция серии 17К ДОС (“Мир”), на которой должны были базироваться автономные модули “Буран-Б” с боевыми блоками баллистического или планирующего типа.
http://s7.uploads.ru/t/zbQSG.jpg
Боевая космическая станция состояла из обитаемого базового блока, как на орбитальной станции "Мир”, центра управления боевыми блоками, модулей боевой станции с прицельными комплексами и боевых модулей (на базе фюзеляжа ОК "Буран"). Снабжение и смена дежурных экипажей должно было обеспечиваться транспортными кораблями “Прогрес”, “Заря” или пилотируемыми ККМИ “Буран”.
Это, так сказать, "орбитальный авианосец". По тревоге “Бураны” отделяются и расходятся на боевые орбиты, посредством самостоятельного маневрирования они должны были занимать необходимое положение в космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение по заданным целям на Земле.

Что особенно существенно в контексте стратегического сдерживания — эта система оружия могла нанесить прицельный, "хирургический" удар даже в том случае, если будут уничтожен сам СССР. Как и атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп и нанести ответный удар возмездия.
http://sd.uploads.ru/t/hV47T.jpg
Существуют сведения и о других военных аспектах применения орбитальных кораблей. В частности, в рамках "ассиметричного ответа" американской программе "звездных войн" (СОИ — Стратегической оборонной инициативы) рассматривались вопросы минирования с помощью "Бурана" околоземного космического пространства с созданием непреодолимой завесы для космического сегмента СОИ. Более того, в СССР проводились научно-исследовательские работы с наземной экспериментальной отработкой по созданию орбитальных бризантных облаков, быстро и полностью "вычищающих" от космических аппаратов весь околоземный космос до высот 3000 км. Конечно, после этого околоземный космос становился полностью недоступен в течение нескольких месяцев а то и лет, но ведь эти меры предполагалось использовать только во время (или непосредственно перед) полномасштабного военного конфликта между СССР и США. А как известно, "лес рубят — щепки летят".
http://sd.uploads.ru/t/Kvfqg.jpg
11 мая 1987 г. Горбачев прилетел на космодром Байканур. 12 мая он знакомился с образцами космической техники, в том числе и военной. В итоге Генеральный секретарь ЦК КПСС, остался очень доволен увиденным и услышанным. Время посещения-беседы с гостями в два раза превысило предусмотренное. В заключение М.С. Горбачев посетовал: "Очень жаль, что не знал всего этого до Рейкьявика!"
13 мая во Дворце офицеров состоялась встреча Горбачева с военными и гражданскими работниками Байконура. Горбачев говорил долго, хвалил работников космодрома и создателей космической техники. И еще он заявил:
"…Наш курс на мирный космос не признак слабости. Он является выражением миролюбивой внешней политики Советского Союза. Мы предлагаем международному содружеству сотрудничество в освоении мирного космоса. Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе… Наши интересы тут совпадают и с интересами американского народа, и с интересами других народов мира. Они не совпадают с интересами тех, кто делает бизнес на гонке вооружений, хочет добиться через космос военного превосходства… Всякие разглагольствования о защите от ядерного оружия — это величайший обман народов. Именно с этих позиций мы и оцениваем так называемую Стратегическую оборонную инициативу, которую стремиться осуществить американская администрация… Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос. Мы видим свой долг в том, чтобы показать серьезную опасность СОИ всему миру…"

После этого, судьба всей программы развития военно-космических систем, стала ясна.

Так, в принципе, и произошло. В сентябре 1987 г. работы по теме приостановлены, да так и не возобновились. "Новое мышление" в международных отношениях и в то же время начавшийся кризис в советской экономике привели к полному прекращению финансирования темы боевых орбитальных станций в 1989 г. Закат "холодной войны" привел и к закату советских программ"звездных войн".

А в мае 1993 г. были прекращены все работы над РН "Энергия" и ККМИ "Буран". Это стало последней точкой в истории создания космического меча империи…

59

60

41637,26 написал(а):

Кстати, у Мясищева было очень много интересных проектов...

http://s8.uploads.ru/t/uNiws.jpg

судя по кромке крыла и воздухозаборника - это гиперзвуковой самолет.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время