Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тбилиси 1989 год.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://rv3doz.narod.ru/rustaveli.html
Кошмар на проспекте Руставели

К читателю

Я излагаю свою субъективную точку зрения и представляю происшедшие события, такими, какими я их увидел, и не настаиваю на том, что моя точка зрения единственно верная. Некоторые имена и фамилии действующих лиц изменены в целях их безопасности, так как нет полной уверенности в том, что они не будут подвержены актам мести. Наименование воинской части изменено и будет звучать точно так, как оно прозвучало в то время в материалах прессы, а именно: «Шестой полк девятнадцатой дивизии» ВВ МВД СССР.
Предисловие:

«Шестой полк девятнадцатой дивизии» начал свою деятельность по ликвидации массовых беспорядков с событий произошедших весной 1988г. в городе Сумгаит Азербайджанской ССР, летом того же года его бросили в г. Ереван. Каждая из этих спец командировок была сопряжена с определенными трудностями, но в каждой из них, на практике, а не в классах, часть приобретала боевой опыт. Учились солдаты, прапорщики и офицеры. Поставленные задачи выполнялись, и практически без потерь полк возвращался домой.
Очередная командировка началась осенью 1988г с ликвидации массовых беспорядков в г. Баку и разгону несанкционированного митинга на площади перед зданием ЦК КП Азербайджана, произошедшими на межнациональной почве. Митинг затянулся на несколько дней, и его «ликвидация» произошла медленно и без активного противостояния со стороны митингующих. Большую роль в затухании конфликта сыграло землетрясение, произошедшее в Армении. Полк в срочном порядке был переброшен в г. Спитак.
Будучи командиром роты связи, я прибыл туда для замены начальника связи в январе 1989г. Город практически весь был разрушен, уцелевшие жители размещались в палатка, и даже юртах привезенных из Средней Азии. Многие ютились в шалашах выполненных из хлама, в вагончиках, как правило размещалась элита.Части мин обороны, и гражданской обороны (в последствии МЧС), отряды добровольцев, и бригады ремонтников прибывших со всей страны производили разбор завалов и восстанавливали коммуникации. Полк занимался круглосуточным патрулированием, охраной гуманитарных грузов, выставляли оцепление при производстве взрывов аварийных зданий. Спасательные мероприятия к этому времени уже закончились, и части ВВ начинают выводиться в пункты постоянной дислокации. Вследствие чего полк переводится в г. Ленинакан. Задачи остаются прежними.
Не хочу расписывать в картинках обстановку, но поверьте, требовалось много сил даже для того, чтобы существовать в ней, не говоря о том, чтобы работать. Под охраной полка находилось несколько объектов, вокруг города были выставлены блок посты. Периодически происходили нападения толпы мародеров на вагоны и автоколонны с гуманитарной помощью. Выезжали группы для их пресечения.
Вначале апреля на замену прибыли офицеры, и билет на самолет на 8 апреля лежал у меня в кармане. Сидел на обеде, предвкушая полет домой. В палатку вбежал радист со срочной радиограммой. Командир группировки прочитал её, и после обеда приказал прибыть всем на совещание. На совещании довел приказ о срочной передислокации полка в г. Тбилиси, вылет домой офицерам, был отменен.
Над пропастью

Как только закончилось совещание, лагерь превратился в настоящий муравейник. Непосвященный наверняка увидел бы в этом сплошной хаос, но каждый боец, не взирая на звание и срок службы, трудился, офицеры отдавали команды и они выполнялись. Даже присущий при таких событиях русский мат почти не был слышен. Снимались блок посты и караулы, а объекты передавались для охраны милиции, проверялось и загружалось имущество, проверялась техника. Уже к 18 часам около двух десятков старых гнилых автобусов ЛАЗ и пара грузовиков, были построены в колонне, заправлены полные баки бензина, если так можно назвать бензин с добавлением солярки. В голове колонны была размещена радиостанция Р-142Н, в замыкании мастерская МТО-АТ и грузовик тягач.
Колонну возглавил ИО командира полка подполковник Бакланов А.М. В авангарде, по моему мнению, зампотех подполковник Зверев, так как в замыкании оказался ком авто взвода лейтенант. Начальник связи и офицеры штаба разместились в Р-142, я с радиостанцией Р-159 с лейтенантом автомобилистом в кабине замыкающей МТО АТ. Для поддержания бесперебойной связи, каждому командиру батальона, были направлены радисты роты связи. В автобусах с солдатами зам полит роты связи и командиры взводов.
Смеркалось, колонна начала движение по маршруту: г. Ленинакан, - г Казах, - г. Рустави, - г. Тбилиси. 
Постепенно колонна растянулась и пошла с нормальной скоростью. Так продолжалось до тех пор, пока не начался подъем на перевал. На перевале начала кипеть вода в радиаторах, останавливались автобусы, один был взят на буксир тягачом. Колонна значительно растянулась. В эфире уже не было слышно головной машины, сигналы и команды ретранслировались радистами батальонов. Фары машины освещали с левой стороны отвесные скалы, справа темная бездна, иногда, далеко внизу появлялись одинокие огоньки. Давление воздуха понижалось, очень сильно хотелось спать, но стоило увидеть огонек справа внизу, как появлялся бодрящий адреналин в крови. Один из автобусов остановился на повороте, останавливаемся за ним. Из автобуса выскакивает водитель, бежит назад к двигателю. Автобус катится назад к обрыву, солдат пытается остановить его, упираясь плечом, но все тщетно. Не растерялся водитель МТО и подставляет бампер своей машины. Небольшой удар, но все в порядке, машины не сильно помяты, после получаса возни с двигателем продолжаем движение.
К рассвету подходим к г. Казах, и не въезжая в город поворачиваем на Рустави. Дорога идет в основном по равнине, набираем скорость до 80-ти км/час. Еще больше клонит на сон, пытаемся травить анекдоты с водителем, лейтенант в полудреме. Проходим населенные пункты, связь с головной машиной появляется временами, едва успеваю доложить о пройденных пунктах. 
Слева вижу автобус, около него солдат и замполита батальона м-ра Овчаренко. Задремали оба, и водитель и старший. Автобус слетел с дороги, впритирку прошел между столбом и деревом, остановился, напоровшись на камень. Оторваны оба зеркала, и вырвана передняя подвеска. Солдаты отделались мелкими ушибами. О происшедшем докладываю на КП. Через полчаса приходит грузовик Тбилисской конвойной части. Загружаем людей и продолжаем движение, автобус бросаем. Встречаю на дороге еще пару брошенных машин, людей уже увезли на других. Догоняем несколько машин, собираемся в колонну.
Предчувствие

Проходим Рустави, город с современными домами, очень чистый, людей почти не видим. Вошли в Тбилиси. Я был поражен красотой этого города, зеленые скалы и дома вросшие в них. Гармония, которая могла только сниться. Видим людей. Отношение к нам неоднозначное, одни машут приветственно руками, другие выкрикивают: «оккупанты долой», делают оскорбительные жесты. 
Прибываем на стадион, уже определены помещения для личного состава. Часть людей отдыхает прямо на полу, и мне удалось поспать около часа. Обедаем сух пайком, разогретым на кухне. После небольшого совещания, приступаем к обустройству. Командиры взводов лейтенант В. Маринин и ст. л-т В. Конюхов оборудуют стационарный узел связи, организуют телефонную связь, и дежурство по связи. Начальник мастерской прапорщик Столяров, организует зарядку аккумуляторных батарей. Замполит л-т Осипов, занимается размещением людей. Связи со штабом группировки только на КВ, мы в котле, речи об УКВ связи быть не может. Принимаю решение разместить антенны на козырьке над трибунами, нахожу выход. С несколькими бойцами поднимаю на козырек мачты, удлиняем антенный кабель и устанавливаем антенны. Издалека доносится непрекращающийся рев толпы. Обращаюсь к бойцам:
- Поторапливайтесь мужики, эту ночь спать не будем. Слышите, что твориться?
Солдаты прислушались. Это как будто их подстегнуло, усталость исчезла, мыслей о сне уже не было. Спустились вниз, связь работала нормально. Рота была уже размещена и почти все организовано. В это время на территории появились новенькие автобусы ЛАЗ, водителями были грузины. Меня поразила их аккуратность. Старые уцелевшие автобусы, были отправлены в Армению с гражданскими водителями. Бакланов собирает совещание, пока ничего толком не известно. Отдает предварительные распоряжения, расчет и задачи подразделений, ставит персонально задачу автомобилистам: 
- К каждому местному водителю приставить своего в качестве помощника – стажера. Они должны изучить особенности своей машины. Узнать, где расположены «секретки», проверить заправку. Быть готовыми выехать на них в случае отказа местных.
Бакланов убывает на совещание в дом правительства к генералу Родионову и генералу Ефимову.
Доводим расчет, людей укладываем спать. Удается найти душевую, моюсь, испытываю блаженство, восстанавливаются силы. Время около половины двенадцатого ночи, проверяю знание расчета и порядок действий дежурной смены и ложусь спать. Еще не успел заснуть, слышу шаги дежурного по роте. Тихо шепчет: 
- Товарищ капитан, Вас на совещание. 
После краткого совещания садимся в автобус и выезжаем на рекогносцировку. Автобус, управляемый грузином, петляет по узким улочкам, затем выезжает на площадь Ленина, расположенную в начале проспекта Руставели. Выходим из автобуса, но тут же становимся объектом внимания толпы. Осматриваем местность и опять садимся в автобус. 
Бакланов разъясняет, где расположены здания Дома правительства и Дома художника, какие улицы прилегают к проспекту. Уяснив, отправляемся обратно. За автобусом увязывается полтора десятка легковых машин. Бакланов, что-то шепнул водителю и тот разгоняет автобус. Водитель мастерски гонит по узким петляющим улицам, резко тормозит, гасит фары и загоняет автобус во дворик. Эскорт проносится мимо, выезжаем из двора, едем в обратную сторону. Через некоторое время оказываемся на территории стадиона.
Время около 2х часов ночи, даем команду на подъем людей. Командиры рот и батальонов собрались в штабе. Подполковник Бакланов доводит обстановку: 
- На проспекте Руставели между домом правительства и домом художника собралась толпа митингующих, в количестве до 18 тысяч чел, требует свержения действующего правительства Грузинской ССР. По данным разведки у митингующих имеются средства активной обороны: камни, заточки и другие предметы, огнестрельного оружия нет. Подступы забаррикадированы грузовиками. 
После некоторых уточнений и ответов на вопросы доводит порядок действий:
- Тбилисский конвойный полк, около 200 чел, оттесняет толпу от дома правительства и берет его под охрану. Наш полк, около 400 чел, вытесняет толпу вдоль по улице. По расчетам, толпа должна разойтись в прилегающие к проспекту улицы и переулки. Отряд ОМОН, около 100-150 чел, организует фильтрационный пункт и перекрывает переулки после вытеснения толпы. Рота десантников, 50 чел, освобождает Дом художника и берет его под охрану. Нам придаются до 3х БТР 60ПБ и пожарные машины. Применение спец средств по команде, личное оружие (ПМ) применять в случае крайней необходимость. И добавляет:
- если действительно будет туго, стреляйте по фонарям, это может подействовать.
Стрелковое оружие солдат приказано оставить в пирамидах, в пункте временной дислокации на стадионе, организовать их охрану. Согласно расчету личный состав артиллерийско-зенитного дивизиона и двух батальонов полка вооруженные ПР73 (палка резиновая, длинной 73 см) в бронежилетах и с пластиковыми щитами, выстраиваются в цепь. Назначенная группа применения спец средств, группа охраны и резерв располагаются в районе КП полка в центре. Остатки подчиненной мне роты связи выполняют функцию группа изъятия зачинщиков. Офицерам раздают по 5 баллончиков «черемухи 10». 
Выходим после совещания, солдаты уже построены. Солдаты роты связи без оружия, в армейских касках, вооружены ПР73. Проверяю наличие, отправляю радистов на инструктаж к начальнику связи. Произвожу расчет и ставлю им задачу. Распределяю людей на 4 группы по 5-6 чел во главе с офицером, определяю им места в боевом порядке полка, довожу приказ, полученный от командира. От себя добавляю: 
- Самое главное мужики, никого не бросать, не отстать от командира и не потеряться. 
Выходит Бакланов и доводит приказ на проведение операции по ликвидации несанкционированного митинга и массовых беспорядков на проспекте Руставели. Погрузились в автобус, построены старшие машин, отдан приказ на марш. Водители грузины собрались в кучке в стороне, что-то бурно обсуждают, и вести машины отказываются. Назначенные солдаты занимают места водителей, заводят моторы и колонна пошла.
Побоище

Подъехали к проспекту, спешились на площади Ленина. Впереди орудуют технари. Они под прикрытием десантников растаскивают баррикаду из автомашин с пробитыми колесами при помощи тягача типа АТС. Подразделения, занимают места в боевом порядке. Мои находятся в общем строю, достали сигареты, курят. Пытаюсь пресечь «нарушение дисциплины», потом понимаю, что это они от волнения, и закуриваю сам. Слева построились десантники, у одних вижу отрезки телефонного пластмассового кабеля, а у других в руках зачехленные пехотные лопатки. Справа у стенки дома, сбились в кучку местные менты, стоят в нерешительности. Подошли пожарные машины и БТРы. В это время через мегафон Бакланов обращается к толпе с требованием разойтись, что в случае неповиновения будет применена сила. Обещанные ОМОНовцы так и не прибыли, как стало известно позже, их никто не привез, отказались местные водители, а у самих управлять автобусами духу не хватило.
Дается команда развернуться в цепь, отправляю группы по указанным местам, моя группа на правом фланге. Бакланов еще несколько раз обращается к толпе с требованием разойтись. Но никто не реагирует, со стороны Дома художника звучит музыка, толпа гудит. Дана команда на движение, солдаты ритмично бьют палками о щиты и с устрашающими криками движутся вперед. Вперед выдвигаются БТР под руководством Зверева, но их забрасывают камнями и отрезками арматуры, и они вынуждены отступить. Солдат едва хватило перекрыть улицу. Некоторое время быстро движемся вперед, сопротивления не ощущаем. Справа толпа аплодирует и кричит «ура», «разгоните самозванцев, надоели». Ничего понять не могу, и эту группу оставляем в тылу, не трогаем. Слева на Доме правительства развивается флаг Грузинской ССР, а справа на балконе Дома художника, флаги США и «Независимой Грузии». 
Первый ряд вошел в плотный контакт с толпой, пытаясь ее потеснить. Солдаты в тяжелом бронежилете (ЖЗТ) неуклюжи. Передо мной, одного из солдат выдергивают в толпу, он падает, его пинают ногами. Вырываюсь с группой вперед, отбиваем солдата и уводим в тыл. После первого контакта понимаю, что люди в толпе пьяны. Сопротивление усиливается, особенно на левом фланге, в нас летят камни бутылки и другие предметы. Цепь солдат разорвалась. В пожарных машинах, заперлись экипажи, и отказались применять водометы. В районе КП, в центре, солдаты строят «каре» (черепаху), вижу как в строй летит огромный камень, ломает щит и выворачивает в кленом суставе ногу солдата. Его уносят в автобус медпункта, в котором уже разбиты все стекла. Рев стоит неимоверный, все напоминает кино о средневековом сражении. Пытаюсь собрать отбившихся солдат в строй и загородиться от камней. Но все бесполезно, солдаты просто пытаются увернуться от града камней. Силы явно неравны, еще немного и толпа рванет на нас, и мы будем просто раздавлены. Вижу шлейфы дыма от летящих в толпу со стороны КП нескольких контейнеров «черемухи». 
Появляются машины скорой помощи, кто-то грузится в них в толпе, затем машины пытаются вырваться. Одна из них направляется в нашу сторону и врезается в строй солдат,. Лейтенант Осипов, ударом ПР разбивает лобовое стекло машины. Машина останавливается. Кричу ему:
- Нахрена, это же скорая…
В ответ:
- Смотри, кто там !
Он разбивает боковое стекло. В салоне несколько здоровых грузин обросших щетиной. Извлекаем их и передаем милиции. 
Опять восстанавливается строй, но уже смещенный к левому флангу. На правом фланге напротив нас солдат со щитами почти нет. Митингующие отошли на дистанцию и методично забрасывают нас камнями. Сверху из окон и балконов сбрасывают на головы солдат мебель, бутылки, цветочные горшки. Табурет угодил в одного из солдат, он падает, затем встает, спрашиваю:
- Ты как?
- Ничего, нормально.
Как потом узнал, камнем досталось по голове и лейтенанту Маринину, но он не покинул строя и продолжал командовать своей группой.
Солдаты стали подбирать камни, и бросать в сторону толпы. Мне это не понравилось, но остановить их было бесполезно. Многим уже досталось камнями, бойцы были в ярости.
Поравнялись со входом в Дом художника, разбиваем стекла дверей. Внутри сторонники Цирители и Гамсахурдия пытаются препятствовать открытию дверей, распрыскиваю «черемуху», они убегают вверх по лестнице. Подоспевшие десантники вскрывают двери, и входят внутрь здания. Через некоторое время двое десантников появляются на балконе и сбрасывают флаг США и самопровозглашенной республики. Бойцы встречают это криком УРА!
Труднее всего бойцам АЗДН они на левом фланге у Дома правительства. Там продолжается ожесточенное побоище в полном контакте, из общего рева вырываются крики женщин. Вместе с АЗДН и мои бойцы во главе с Марининым и Коневым. С нашей стороны толпа находится на дистанции. Продвигаться вперед не имею права, чтобы не нарушить строй и дать возможность митингующим уходить в прилегающую улицу. Многие так и делают. Нас ожесточенно продолжают обкидывать камнями. Если быть точным, кусками тротуарной плитки. До начала событий специалисты местного узла производили ремонт кабеля проложенного под тротуаром. Тротуарная плитка была вскрыта и уложена аккуратными кучками. Поэтому недостатка в «снарядах» у митингующих не было. Из за угла здания несколько человек периодически выскакивают, и бросают в солдат камни, расстояние метров 10-15, и камни зачастую ложатся в цель. Кричу бойцам:
- Прикройте!
Те активно бросают камни в направлении толпы, не давая ей подойти ближе, и забросать меня камнями. Прорываюсь вперед вдоль стены, разбрызгиваю «черемуху 10» за угол, выхожу за угол и вижу убегающих, имитирую погоню. Группа около 10-15 чел убежала без оглядки. Считаю, что они больше не вернуться, возвращаюсь обратно. Моя группа ни на шаг не отстает от меня. Вот вам и эпизод про десантника с лопаткой.
Постепенно толпа оттесняется от дома правительства, смещается в сторону нашего фланга, многие уходят вдоль по проспекту и в прилегающие улицы. Цепь медленно продвигается вперед. Строй солдат поравнялся со следующей улицей (рубежу улиц Джорджиашвили и Леси Украинки). На улице справа появляется КрАЗ и идет на строй солдат и толпу. Лейтенант Осипов со своей группой бежит наперерез машине, запрыгивает на подножку со стороны водителя и разбивает боковое стекло. Два человека выскакивают через вторую дверь и убегают. Осипов садится за руль и останавливает КрАЗ в нескольких метрах от толпы и строя солдат. Подоспевшие бойцы открывают капот, обламывают какие то трубки. Двигатель глохнет и машина катится назад по улице, никого не цепляет, останавливается, врезавшись в угол здания.
На проспекте остались самые агрессивные боевики. Цепь выровнялась, но сопротивление еще сильное. Мы поравнялись, как я помню с музеем или театром, впереди в районе площади Республики, проспект перекрыт автобусами, за ними и перед ними толпа. Обернулся назад и увидел, что в тылу никаких омоновцев нет, прилегающие к проспекту улицы не перекрыты. Холод пробежал по спине при мысли, что если толпа обойдет нас с тылу, то раздавит. Невероятно, почему они не пошли в обход. Солдаты после более чем часового активного боя изрядно устали, и разогнать нас уже не представило бы большого труда. 
Слышу три громких хлопка. Строй солдат стал рассыпаться, пытаюсь дать команду на выравнивание, но делаю вдох, а выдохнуть не могу. Спазмы перехватили легкие, хожу и ищу место где есть воздух, наконец удается восстановить дыхание. Цепь солдат окончательно разбрелась, а толпа растворилась. Так мы на себе испытали действие газа Си Эс, широко применяемого на западе и в отечественных гранатах К51. Через некоторое время солдаты отдышались. Мы сгруппировались по подразделениям. Наспех проверили людей, моя рота была в полном составе. У многих были ссадины и ушибы, несмотря на травмы и усталость все имели решимость держаться до конца. Правда у одного из солдат был сильный стресс, он «отключился» еще в начале сражения, и товарищам практически на себе пришлось нести его до конца операции.
Бакланов собирает краткое совещание, дает распоряжение на проверку и перекрытие прилегающих к проспекту улиц и организацию посменного дежурства. Проверяем подступы, выставляем посты. На проспекте периодически появляются боевики, но вот по проспекту на скорости проносится БТР, и они скрываются в прилегающих улицах. 
Определяю место для отдыха. Солдаты ложатся отдыхать прямо на мостовой, некоторые умудряются заснуть. Пытаюсь заснуть сам, но ничего не получается, голова гудит, усталость во всем теле. В районе 12 часов дня приезжает БТР, прапорщик Столяров привез обед. С его слов узнаю, что им тоже приходилось отбивать нападение боевиков. Кухню и узел связи забрасывали камнями арматурой и бутылками с бензином. Одну полевую кухню подожгли, радиостанцию спасло только то, что у нее алюминиевый кузов и бутылки не разбивались, а отлетали. Бойцам удавалось их откидывать и тушить.
Так держимся до конца дня и еще одну ночь. 10 апреля нас снимают, и мы прибываем на стадион. 11 апреля я, подполковник Бакланов и майор Маслов летим в Москву. Для меня этот кошмар закончился, а для Бакланова и Маслова он еще будет продолжаться.
Заключение:

Пресса и так называемые «правозащитники» выльют не одно ведро грязи на генерала Родионова, на войска, на солдат и офицеров. Бакланову, Маслову и другим офицерам придется оправдываться за действия и бездействие хитрых политиков. Одному богу известно, как им не пришло в голову мысль привлечь офицеров и солдат к уголовной ответственности. Представители комиссии уже в процессе следствия высказывали обвинения в адрес офицеров и солдат. Нас обвиняли в том, что мы по своей инициативе прибыли в Тбилиси для того чтобы чинить там беспредел, очень жаль, что одним из обвинителей был ныне покойный правозащитник академик Сахаров. 
«Уважаемая» комиссия Собчака сделает вывод:
«Персональную ответственность за указанные нарушения и просчеты, которые привели к трагическим последствиям, несут генералы Кочетов, Родионов и Ефимов».
По моему мнению, наиболее правдиво эти события, политическую обстановку предшествующую им и последствия, описывает Николай Рыжков в своей статье «Истоки разрушения», опубликованной в электронной версии журнала «Наш современник» в апреле 2006 года.
Мое мнение расходится только в количестве задействованных сил в операции на проспекте Руставели. По материалам Н.Рыжкова было задействовано 2500 чел. Я их насчитал не более 900, непосредственно вытесняли толпу по проспекту Руставели, не более 500. А также о роли генерала Ефимова, по словам моего подчиненного (радиста полкового врача) в самый критический момент, вначале операции генерал, оказавшийся почему-то в боевых порядках полка, был практически деморализован. Далее все решения приходилось принимать подполковнику Бакланову и согласовывать их непосредственно с генералом Родионовым.
[b]Эпилог[/b]:

Подполковник Бакланов А. М. был освобожден от должности начальника штаба полка, некоторое время был преподавателем в академии МВД, затем уволился в звании полковника, работает в коммерческих структурах.
Майор Геннадий Маслов летом 1990 года в очередной спец командировке, в районе города Лачин попадает в автокатастрофу, после продолжительного лечения в госпитале уволен в запас по состоянию здоровья.
Лейтенант Маринин после событий октября 1993года увольняется из войск, окончил юридический институт, работал в милиции, ушел на пенсию в звании полковника.
Лейтенант Осипов служил в отряде спец назначения «Витязь» затем в охране президента Ельцина.
Лейтенант Конев закончил двухгодичную службу после института и уволился в запас.
Ваш покорный слуга принял участие еще в нескольких событиях и спец командировках, результатом которых стал развод с женой, подорванное здоровье и кошмарные сны по ночам.
О том, где сейчас солдаты и сержанты, и как сложилась их судьба можно только догадываться. Ясно только одно, что наше государство и правительство навечно забыло об них. Вожди типа Горбачева поиграли в демократию, и ушли в тень.
Многострадальный Грузинский народ пожинает плоды своих демократов и демагогов. Многие до настоящего времени вспоминают разъяренного зверя солдата десантника и испытывают к тему ненависть, не понимая о том, что в то время он выполнял приказ, и воинский долг перед тем государством, в котором мы все жили.

2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комиссии Съезда народных депутатов СССР по расследованию событий,

имевших место в г. Тбилиси 9 апреля 1989 года

ВВЕДЕНИЕ
Комиссия по расследованию событий, происшедших в г. Тбилиси 9 апреля 1989 года, была создана Съездом народных депутатов СССР в составе 24 человек, среди которых представители 9 союзных республик, государственные и общественные деятели, известные ученые и писатели, представители армии и церкви. Председателем Комиссии был избран Собчак А.А., заместителями председателя - Аасмяэ Х.Ю., Голяков А.И., Томкус В.П., секретарем - Станкевич С.Б.

В соответствии с поручением Съезда Комиссия считала своей задачей выяснить подлинный характер событий, происшедших в ночь на 9 апреля с.г. в г. Тбилиси, причины трагедии, правомерность принятых на различных уровнях партийного, государственного и военного руководства связанных с ними решений, оценить ряд последствий, наступивших после указанных событий. В процессе работы Комиссии выявилась потребность дать ответ на более общий вопрос: об условиях и пределах допустимости применения подразделений Советской Армии для поддержания общественного порядка.

Члены Комиссии ознакомились с документами, полученными от расследовавших данные события Комиссий под председательством Таразевича Г.С., Министерства обороны СССР (председатель генерал-майор медслужбы Г.Софронов) и Верховного Совета Грузинской ССР (председатель проф. Т. Г.Шавгулидзе), а также с материалами (шифрограммами, справками, докладными записками, стенограммами совещаний и т. д.), полученными от ЦК КПСС и ЦК Компартии Грузии, Президиумов Верховного Совета СССР и Верховного Совета Грузинской ССР, Министерства обороны СССР, командования ЗакВО, Министерства внутренних дел СССР и Грузинской ССР, Комитетов госбезопасности СССР и Грузинской ССР, Прокуратуры СССР, других государственных и общественных организаций.

Комиссия заслушала членов Политбюро - Секретарей ЦК КПСС тт. Е.К.Лигачева, В.М.Чебрикова, Министра иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, Министра обороны СССР, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Д.Т. Язова, Министра внутренних дел СССР В.В.Бакатина, а также ответственных работников ЦК КПСС и ЦК Компартии Грузии, руководства МО СССР, МВД СССР и МВД Грузинской ССР, КГБ СССР и Грузинской ССР, представителей Главной военной прокуратуры СССР и Прокуратуры Грузинской ССР, а также командования ЗакВО, частей и подразделений Советской Армии, внутренних войск и милиции, принимавших участие в операции 9 апреля 1989 г. Проведены беседы с очевидцами событий: работниками милиции, Минздрава Грузинской ССР и скорой помощи, военнослужащими ВВ и СА, представителями общественности, бывшими воинами-интернационалистами, священнослужителями (в том числе с патриархом грузинской православной церкви Католикосом Грузии Илией II), представителями народного фронта и неформальных организаций Грузии, отдельными гражданами, в том числе и потерпевшими, находившимися на излечении в медицинских учреждениях г. Тбилиси.

Были изучены материалы, опубликованные в периодической печати, а также поступившие в адрес Комиссии многочисленные письма и телеграммы от граждан, проживающих в разных районах нашей страны.

В процессе работы члены Комиссии выезжали в г. Тбилиси, встречались с представителями общественности республики, и ЗакВО, посетили больницы и принимавшие участие в событиях воинские части.

Для правильной оценки событий, происшедших в Тбилиси 9 апреля 1989 года, необходимо исходить из того, что страна бесповоротно вступила на демократический путь развития, который немыслим без постоянного проявления самых различных форм социальной активности народа. Очевидно, что такая активность может быть далеко не равнозначной. Основным содержанием ее является стремление законным путем, в рамках строгого соблюдения общественного порядка, выразить свои интересы, принять реальное, конструктивное участие в демократическом развитии. И в этих условиях долг государственной власти, органов охраны правопорядка - предоставить для такой активности реальную гарантию и защиту.

Но в ходе этих процессов, конечно, возможны действия и антисоциального, незаконного, насильственного характера. И здесь долг государственной власти - проявить твердость, применить в необходимых пределах силу.

Принципиальное значение в связи с этим приобретает реальная оценка ситуации. Явилось бы непростительным бездействие власти против насилия, против нарушений закона. Но и применение силы по отношению к мирному митингу или демонстрации, приводящее к жертвам, тоже непростительно, ибо это - удар по перестройке и демократии.

Оценивая случившееся, Комиссия учитывала, что перестройка вызвала пробуждение национального самосознания, стремление к достижению подлинной экономической самостоятельности и государственного суверенитета, которые характеризуют сегодня общественно-политическую обстановку не только в Грузии, но и в других союзных республиках. Предпосылки трагических событий 9 апреля 1989 года в г. Тбилиси складывались на протяжении длительного времени. В них проявились кризисные явления, охватившие многие сферы государственного управления и общественной жизни в республике и в стране в целом.

Комиссия отмечает, что в процессе демократизации возникли неизбежные различия и крайности в высказывавшихся взглядах и призывах, в оценках направлений, путей и форм будущего политического развития республики и всей страны. Наряду с общественными движениями и организациями, стремящимися к демократическому обновлению экономической и политической системы социализма, в республике возникли неформальные организации, в программе которых содержались также положения антисоциалистического и националистического характера. Их деятельность шла вразрез с перестройкой и серьезно обостряла политическую ситуацию в республике.

В этих условиях перед государственным и партийным руководством республики встала важнейшая задача - оправдать свою роль политического и идеологического авангарда, действовать в духе перестройки, убеждением влиять на настроения людей, не допускать собственного отрыва от реального развития политических процессов в республике. Однако руководство ЦК Компартии Грузии не сумело найти контакт, наладить диалог с общественностью. В последующем, по мере развития социальных процессов, усиления популярности неформалов, руководство встало на путь конфронтации. Именно этим можно объяснить, в частности, то обстоятельство, что ходатайства о проведении митингов за незначительным исключением встречали, как правило, отказ, в результате чего практикой стало проведение незаконных, несанкционированных митингов. Так постепенно руководство республики утрачивало контроль за политическими процессами, ослабевало партийное влияние на массы, падал его авторитет в широких слоях населения. Это проявилось еще в событиях ноября 1988 года, когда лишь активная политическая позиция грузинской интеллигенции, обращение М.С.Горбачева к грузинскому народу помогли разрядить обстановку. Но сами руководители республики уже тогда склонялись к применению силы.

К сожалению, и в дальнейшем в позиции и деятельности руководства Грузии должных перемен не произошло.

Комиссия считает, что такие факты, как самоизоляция руководства республики, неадекватная, подчас паническая оценка конкретных ситуаций, неспособность положительно воздействовать на обстановку политическими методами, явились одной из основных причин, которые и привели в конечном итоге к трагическим последствиям событий 9 апреля с.г. в г. Тбилиси.

ОБСТАНОВКА В РЕСПУБЛИКЕ НАКАНУНЕ СОБЫТИЙ 9 АПРЕЛЯ И МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРЕСЕЧЕНИИ МИТИНГА
В конце марта - начале апреля 1989 г. в республике произошло серьезное обострение политической обстановки в связи с событиями в Абхазии, которые послужили непосредственным поводом для проведения неформальными организациями многодневного несанкционированного митинга перед Домом правительства в г. Тбилиси. Однако к 6 апреля антиабхазская направленность митинга резко меняется (в связи со сменой руководства Абхазского обкома КПСС) и выдвигается крайнее требование о выходе Грузии из состава СССР. Наряду с этим на митинге обсуждались многие волнующие общественность насущные проблемы. В нем (с утра и до позднего вечера) участвовали тысячи граждан. Сотни митингующих оставались у Дома правительства и ночью. Все это привело к дезорганизации работы транспорта в центре города, некоторых государственных организаций, к нарушению общественного порядка в столице. Переданное по республиканскому радио и телевидению обращение ЦК Компартии Грузии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР положительного резонанса не получило.

Организаторы митинга послали своих представителей в трудовые коллективы, вузы, школы с призывом начать забастовку и присоединения к митингующим. Многие вузы и некоторые школы прекратили занятия.

Однако необходимо подчеркнуть, что большинство рабочих и служащих столицы Грузии не поддержало этих призывов и продолжало трудовую деятельность.

В ходе митинга раздавались безответственные призывы к отказу от подчинения законным распоряжениям властей, выдвигались и лозунги националистического, антисоциалистического и антисоветского характера, в частности: "Долой коммунистический режим!", "Долой русский империализм!", "СССР - тюрьма народов!", "Долой Советскую власть!", "Ликвидировать автономию Абхазии!" и другие. Организаторы митинга продолжали нагнетать обстановку, призывали продолжить митинги, забастовки и голодовки до 14 апреля.

Таким образом, политическая обстановка в г. Тбилиси накануне событий 9 апреля характеризовалась как чрезвычайная и требовала от руководства ЦК Компартии Грузии и правительства республики принятия срочных и ответственных решений.

Комиссия, однако, отмечает, что в ходе расследования не было получено каких-либо доказательств о реальных попытках захвата власти, не выявлено ни одного случая насилия или покушения по политическим мотивам в отношении работников советских и партийных органов, коммунистов либо граждан негрузинской национальности.

Характерно, что митинг сопровождался такой пассивной формой протеста, как объявление массовой многодневной голодовки (более 100 голодающих у Дома правительства).

Необходимость прекращения несанкционированного митинга в этот период существовала, но эта задача должна и могла быть решена органами, на которые законом возлагается обеспечение охраны общественного порядка - органами Министерства внутренних дел республики. Комиссия отмечает, что Министерство внутренних дел Грузинской ССР и Управление внутренних дел г. Тбилиси не выполнили лежащих на них обязанностей по пресечению несанкционированного митинга, хотя, по утверждению ответственных работников МВД Грузии, они неоднократно ставили перед руководством республики вопрос о пресечении проходящего перед Домом правительства митинга и восстановлении в столице нормального положения с помощью находящихся в их распоряжении сил. Однако руководством республики это предложение принято не было из-за боязни осложнений в виде массовых выступлений населения, справиться с которыми имеющимися наличными силами внутренних войск и милиции, по его мнению, было бы невозможно.

Руководство республики считало, что такое мероприятие можно было осуществить при условии введения комендантского часа, для чего необходимо привлечь дополнительные воинские подразделения.

Поэтому им было принято решение обратиться за помощью к союзным органам. В 20 часов 35 минут 7 апреля с.г. в ЦК КПСС за подписью первого секретаря ЦК Компартии Грузии Д.Патиашвили была направлена известная телеграмма, подготовленная вторым секретарем ЦК Компартии Грузии Б.Никольским (прилагается к докладу). По мнению Комиссии, содержащаяся в данной телеграмме оценка политической обстановки в республике не соответствовала реальному положению дел и достаточных оснований для сосредоточения в г. Тбилиси подразделений Советской Армии и введения особого положения (комендантского часа) - не было.

Комиссия констатирует наличие серьезных просчетов и нарушений закона в ходе подготовки и осуществления мероприятий по пресечению митинга у Дома правительства в г. Тбилиси в ночь на 9 апреля, допущенных как общесоюзными, так и республиканскими органами.

Так, на состоявшемся 07.04.89 г. совещании в ЦК КПСС под руководством члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС тов. Лигачева Е.К. было признано необходимым удовлетворить просьбу руководства республики и оказать помощь по нормализации обстановки в республике. В этом совещании участвовали члены Политбюро ЦК КПСС тт. Медведев В.А., Слюньков Н.Н., Чебриков В.М.; кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС Лукьянов А.И., Разумовский Г.П., Язов Д.Т. ; Председатель КГБ СССР т. Крючков В.А., заместитель Министра внутренних дел СССР т. Трушин В.П. и ряд ответственных работников аппарата ЦК КПСС.

О содержании решений, принятых на этом совещании, можно судить только по объяснениям участвующих в нем лиц и изданных в соответствии с этими решениями приказов по линии Министерства обороны и Министерства внутренних дел СССР. Работа совещания не протоколировалась, и принятые решения документально зафиксированы не были. Таким образом, именно на данном совещании было санкционировано направление в Грузию подразделений внутренних войск, милиции и Советской Армии для оказания помощи руководству республики в восстановлении общественного порядка. Командованию ЗакВО было дано указание взять под охрану важнейшие государственные и военные объекты в республике. На его основе Министром обороны и заместителем Министра внутренних дел СССР 07.04.89 г. были изданы приказы о направлении соответствующих войсковых подразделений в Грузию для выполнения ими только охранных функций.

Руководству республики по телефону было сообщено, что конкретные решения об использовании направляемых в Грузию войск оно должно принимать совместно с командованием ЗакВО, исходя из сложившейся обстановки. При этом не рекомендовалось вводить в данный момент в г. Тбилиси особое положение и объявлять комендантский час. Руководству Грузии было сделано предупреждение о необходимости соблюдать крайнюю осмотрительность, стремиться к разрешению конфликта политическими средствами и использовать войска только - в исключительной ситуации.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.С.Горбачев возвратился в Москву из зарубежной поездки 07.04.89 г. в 23 часа и был проинформирован о положении в Грузии. Тогда же им было высказано предложение о направлении в Грузию

тт. Шеварднадзе Э.А. и Разумовского Г.П.

На следующий день в ЦК КПСС состоялось второе совещание, посвященное положению в Грузии. Им руководил член Политбюро, секретарь ЦК КПСС т. Чебриков В.М. Состав участников тот же, что и 07.04.89 г., за исключением т. Лигачева Е.К., уехавшего в отпуск. На нем присутствовали также член Политбюро т. Шеварднадзе Э.А. и Министр внутренних дел СССР т. Бакатин В.В. Как и накануне, работа совещания не протоколировалась, и принятые решения документально не фиксировались. К этому времени была получена шифрограмма от 08.04.89 г., подписанная Д.Патиашвили, о том, что обстановка в городе стабилизируется и находится под контролем. Между т. Шеварднадзе Э.А. и т. Патиашвили Д.И. состоялся обмен мнениями по телефону. Ссылаясь на стабилизацию положения в ночь с 7-го на 8-е, Т. Д.Патиашвили посчитал прилет товарищей Шеварднадзе Э.А. и Разумовского Г.П. излишним, с чем согласились и участники совещания.

В работе указанных совещаний не принимали участия Председатель Президиума Верховного Совета СССР т. Горбачев М.С., Председатель Совета Министров СССР т. Рыжков Н.И.

Днем 08.04.89 г. состоялся разговор т. Горбачева М.С. с. т. Патиашвили Д.И. по телефону. Тов. Горбачев М.С. выразил уверенность, что грузинский народ, партийная организация республики найдут пути политического урегулирования создавшейся сложной ситуации.

Таким образом, направление в Грузию подразделений внутренних войск, специальных подразделений милиции и войск Советской Армии проводилось на основании санкции указанных совещаний в ЦК КПСС 7 и 8 апреля, что противоречит действующему законодательству, согласно которому право принятия подобных решений принадлежит не партийным, а соответствующим государственным органам. Такой порядок принятия решений по важнейшим государственным вопросам приводит к фактическому бездействию конституционных органов Советской власти, как это и произошло в данном случае. К сожалению, принимавший участие в этих совещаниях первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР т. Лукьянов А.И. не настоял на необходимом конституционном оформлении принятых политических решений.

На республиканском уровне план мероприятий по нормализации обстановки в республике, включающий меры по введению чрезвычайного положения с привлечением войск Закавказского военного округа, был принят сначала Бюро ЦК Компартии Грузии, а затем одобрен собранием партийного актива республики, состоявшимся 08.04.89 г. На этом активе была дана оценка обстановки, утвержден план мероприятий по нормализации обстановки и было принято решение всему составу актива пойти на митинг, принять в нем участие и постараться уговорить участников прекратить митинг и нормализовать обстановку. К сожалению, решение это членами актива выполнено не было.

Вопрос о пресечении несанкционированного митинга неоднократно обсуждался Бюро ЦК Компартии Грузии. Окончательное решение было принято на состоявшемся в этот же день совещании членов Совета обороны республики. На этом совещании кроме членов Совета обороны (тт. Патиашвили Д.И., Никольский Б.В., Черкезия О.В., Чхеидзе З.А.), приняли участие Кочетов К.А. - первый заместитель Министра обороны СССР, Родионов И.Н. - командующий ЗакВО, Новиков А.Н. - член Военного Совета ЗакВО, Гумбаридзе Г.Г. - Председатель КГБ Грузинской ССР, Горгодзе Ш.В. - Министр внутренних дел Грузии, Каранадзе А.Г. - Председатель Верховного Суда Грузинской ССР, Шарашенидзе В.А. - Министр юстиции Грузинской ССР, Шошиашвили Н.Х. - первый заместитель Прокурора Грузинской ССР. На нем рассматривался вопрос о возможности ареста организаторов митинга, но решения об этом принято не было. Затем представители правоохранительных органов были отпущены.

После этого руководство подготовкой и проведением операции по пресечению митинга и разработка плана операции были возложены на командующего ЗакВО генерала И.Н.Родионова, как старшего по званию и на основе полномочий, предоставленных ему ранее Министром обороны Д.Т. Язовым и решением Бюро ЦК Компартии Грузии с подчинением ему всех сил и средств, выделенных для наведения порядка в городе.

Время проведения операции было определено узким кругом лиц (тт. Патиашвили Д.И., Никольский Б.В., Кочетов К.А., Родионов И.Н.) с учетом того, что под утро на площади оставалось наименьшее количество людей, как правило, не более 200 человек (голодающие и их родственники).

Комиссия отмечает, что принятые на заседаниях бюро ЦК Компартии Грузии и Совете Обороны республики решения не были оформлены надлежащим образом, что дало возможность ряду участников заседания отрицать свое участие в принятии решения о пресечении митинга перед Домом правительства.

Комиссия отмечает, что находившиеся в этот период в Тбилиси ответственные работники ЦК КПСС (В.Н.Лобко, В.С.Буянов, А.Е.Селиванов), судя по их объяснениям, занимали позицию невмешательства, хотя могли и должны были оказать помощь партийному руководству республики как в правильной оценке сложившейся ситуации, так и в стабилизации и оздоровлении обстановки политическими средствами.

Вечером 8 апреля 1989 года издается распоряжение Совета Министров Грузинской ССР, подписанное Председателем Совмина ГССР т. З.А.Чхеидзе, которым МВД Грузинской ССР предписывается с привлечением военнослужащих внутренних войск и Советской Армии принять меры по удалению митингующих с территории, прилегающей к Дому правительства. Это единственный документ о пресечении несанкционированного митинга в г. Тбилиси, принятый не партийным, а государственным органом. Однако содержащееся в распоряжении указание о привлечении военнослужащих к выполнению этой задачи является незаконным, так как правительство республики не наделено полномочиями по руководству вооруженными силами.

Одновременно комиссия отмечает, что Президиум Верховного Совета Грузинской ССР (председатель т. Черкезия О.Е.) в создавшейся обстановке самоустранился от принятия необходимых конституционных решений.

Сосредоточение войск и подготовка операции по пресечению несанкционированного митинга происходили следующим образом.

Сразу же после совещания в ЦК КПСС 07.04.89 г. последовало устное распоряжение Министра обороны СССР генерала армии Д.Т.Язова генералам К.А.Кочетову и И.Н.Родионову прибыть в г. Тбилиси, где действовать в соответствии с обстановкой по собственному усмотрению. В тот же день (07.04.89 г. в 16.50) начальник Генерального штаба генерал армии М.А.Моисеев от имени Министра обороны издает директиву о направлении в район г. Тбилиси парашютно-десантного полка для взятия под охрану важнейших объектов и организации контроля на основных дорогах при въезде и выезде из г. Тбилиси. Одновременно в полную боевую готовность были приведены три войсковые части Тбилисского гарнизона.

По команде заместителя Министра внутренних дел СССР И.Ф.Шилова в Тбилиси были также направлены подразделения внутренних войск и специальные подразделения милиции (ОМОНы) из разных регионов страны общей численностью более 2 тыс. человек.

Вечером того же дня генералы К.Кочетов и И.Родионов после прибытия в г. Тбилиси встретились с первым и вторым секретарями ЦК Компартии Грузии Д.Патиашвили и Б.Никольским. На этой встрече партийные руководители Грузии вновь настойчиво просили о введении комендантского часа, на что тт. Кочетов и Родионов ответили отказом, ссылаясь на отсутствие достаточного количества войск. Тогда же было принято решение о проведении демонстрации военной силы.

Утром 08.04.89 г. город на малой высоте облетели 3 эскадрильи военных вертолетов, а около полудня по улицам Тбилиси по трем маршрутам и мимо митингующих проследовала боевая техника с вооруженными солдатами.

Эта акция сыграла провоцирующую роль. В ответ на нее отдельные группы митингующих стали захватывать транспортные средства и перекрывать ими как выходы с проспекта Руставели, так и выходы на прилегающие к проспекту улицы (всего было использовано 29 автобусов, троллейбусов и большегрузных машин, у шести из которых были спущены шины). Одновременно с этим на площадь начали стекаться люди. К вечеру возле дома, где проживает т. Патиашвили), состоялся митинг женщин с требованием вывода войск из г. Тбилиси. С ними никто не стал разговаривать, после чего женщины (около 700 человек) перешли на площадь и примкнули к митингующим. Таким образом, прямым результатом демонстрации военной силы стало резкое увеличение числа митингующих. В этой усложнившейся обстановке целесообразнее было бы обождать с решением о насильственном прекращении митинга, но утратившее к этому времени способность к реальной оценке и управлению происходящими процессами партийное руководство республики не видело иного выхода из сложившейся ситуации кроме применения силы.

Конкретный план операции по вытеснению митингующих с площади перед Домом правительства генерал И.Родионов поручил разработать начальнику оперативного управления штаба внутренних войск МВД СССР генералу Ю.Т. Ефимову, прибывшему в Тбилиси 07.04.89 г.

План операции и схема действия войск были подписаны генералом Ю.Т. Ефимовым и Министром внутренних дел Грузии Ш.Горгодзе, а затем утверждены генералом И.Родионовым.

Приказ с постановкой задачи отдельным подразделениям был отдан устно. Рекогносцировка с командирами подразделений не проводилась.

Операция по пресечению митинга началась 9 апреля в 4 часа утра и завершилась трагически.

РЕАЛЬНЫЙ ХОД ОПЕРАЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ МИТИНГА
Согласно решению, утвержденному руководителем операции генерал-полковником Родионовым И.Н., к 3.30 9 апреля с.г. на площади Ленина сосредоточились войска, на которые возлагалась задача вытеснения митингующих с площади перед Домом правительства и вдоль проспекта Руставели до площади Республики. Они состояли из 4-го мотострелкового полка Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (4-й МСП ОМСДОН), г. Москва - 650 чел.; отряда милиции особого назначения (ОМОН), г. Пермь - 120 чел.; ОМОН, г. Воронеж - 40 чел.; Высшей школы милиции (ВШМ), г. Горький - 450 чел.; 8-го мотострелкового полка (8-й МСП), г. Тбилиси - 650 чел., МВД ГССР - 250 чел.; воздушно-десантного полка (ВДП) - 440 чел.

К участию в операции привлекалось 2550 чел., 6 бронетранспортеров (БТР), 8 боевых машин дсанта (БМД), 4 пожарных машины и 2 санитарных автомобиля.

Перед началом операции генерал-майором Ефимовым Ю.Т. командирам подразделений были устно поставлены следующие задачи.

4-му МСП - медленно продвигаясь по проспекту Руставели от площади Ленина до площади Республики, вытеснить митингующих до рубежа - гостиница "Иверия".

Согласно письменному объяснению Ефимова Ю.T., подтвержденному Комиссией МВД под председательством заместителя министра тов. Трушина В.П., задача, поставленная 8-му МСП, была изложена иначе, чем записана в решении. А именно: 8-му МСП - двумя батальонами с началом операции продвинуться на площадь перед Домом правительства по улицам Читадзе и Чичинадзе, где отсечь от основной массы на площади группу голодающих.

ВШМ (г. Горький) - двигаясь за 4-м МСП, перекрыть выходы на проспект Руставели из прилегающих улиц.

Аналогичная задача ставилась и перед ОМОНами. Перед командиром пожарной части была поставлена задача тушения пожаров, если таковые возникнут, с указанием особое внимание обращать на сопровождающую войска бронетехнику. Задача на разгон митингующих водой в решении упоминалась, но впоследствии она была отменена Ефимовым Ю.Т. и Горгодзе Ш.В.

ВДП (в составе двух батальонов) - двигаться за цепью 4-го МСП с задачей взятия под охрану площади перед Домом правительства, проспекта Руставели и прилегающих к нему улиц. Быть готовыми в случае необходимости оказать помощь 4-му МСП.

Для выполнения возложенных задач внутренние войска были экипированы и вооружены следующим образом: каски, бронежилеты, резиновые палки; щиты имело 50% личного состава, офицеры имели при себе полагающееся им личное оружие (пистолет "ПМ") с двумя снаряженными обоймами. В составе 4-го МСП двигался расчет по применению спецсредств "Черемуха", подчиненный непосредственно врио командира этого полка подполковнику Бакланову А.М.

В 2.50 9.04.89 г. перед митингующими выступил начальник УВД г. Тбилиси полковник Гвенцадзе Р.Л. с призывом разойтись до того, как войсками будет применена сила. По его словам, митингующие не дали ему выступить перед микрофоном, и он был вынужден воспользоваться переносным мегафоном. За 45 минут до начала операции к митингующим обратился Католикос Грузии Илия II. Выступление Католикоса было выслушано в глубоком молчании, после его призыва к благоразумию установилась семиминутная тишина, затем последовала общая молитва "Отче наш". Митингующие сохраняли порядок, спокойствие, не было видимых признаков страха: многие пели и танцевали. Затем выступил один из лидеров неформалов Церетели И. с призывом не расходиться, не оказывать сопротивления, сохранять спокойствие, а лучше всего сесть ("сидящих не бьют!"), что многими и было сделано, главным образом в районе лестницы Дома правительства. Он закончил свой призыв в 3.59. В 4.00 генерал-полковник Родионов И.Н. отдал приказ начать операцию вытеснения.

Комиссия отмечает, что реально сложившаяся к этому времени обстановка на площади (наличие около 10 тыс.человек), готовность. с которой участники митинга намеревались его продолжить, требовала особо взвешенных, осмотрительных решений по проведению операции. Но все эти обстоятельства не были приняты во внимание при обмене мнениями, состоявшемся в 3.30 между Патиашвили Д.И. и Родионовым И.Н. по телефону. Указанные должностные лица проявили вопиющую безответственность, безоговорочно подтвердив ранее принятое решение.

В 4.05 на пр.Руставели в районе Дома правительства появились четыре БТР. Они шли по всей ширине проспекта, люди беспрепятственно пропустили их, частью отойдя к Дому правительства, частью - к Дому художника и Кашветскому храму. Вслед за бронетехникой шли войсковые цепи, которые в 4.07 остановились на рубеже: вход в Дом художника - правый газон перед Домом правительства. При этом основная масса митингующих оставалась у лестницы Дома правительства.

Подполковник Бакланов А.М. по мегафону предложил участникам митинга освободить проспект Руставели и предупредил, что в случае отказа будет применена сила. Следует отметить, что эти предупреждения из-за гула на площади многими не были услышаны.

С выходом войск на исходные позиции митингующие начали покидать площадь, однако достаточного времени на их рассредоточение не было предоставлено. При этом не было также принято во внимание и то, что почти все выходы с площади были перекрыты автотранспортом, т. е. пути эвакуации были резко ограничены. Тем не менее, спустя 3 минуты операция по вытеснению людей с площади была продолжена.

Войсковые цепи 4-го МСП начали теснить митингующих как к Дому правительства, так и вдоль проспекта Руставели. При этом большая часть участников митинга, находящихся с левой стороны Дома правительства, продолжала оставаться на месте, невольно мешая свободному выходу теснимых с фронта людей. Ситуация серьезно усугубилась тем, что в это время 1-й батальон 8-го МСП, следуя устному приказу генерал-майора Ефимова Ю.Т. , начал движение на площадь с улицы Чичинадзе. В результате в районе левого газона скопилось большое количество митингующих, возникла давка.

Именно здесь и оказалось наибольшее число погибших и пострадавших. Среди лиц, получивших травмы, оказалось немало и работников милиции, которые, исполняя свои служебные обязанности в сложных, неординарных условиях, не только содействовали медперсоналу в эвакуации пострадавших, но и сами оказывали необходимую помощь травмированным и голодающим гражданам.

Вытеснение митингующих в районе левого угла лестницы Дома правительства в процессе исполнения превратилось фактически в окружение части голодающих и других участников митинга. А применение с грубейшими нарушениями инструкций резиновых палок и отравляющих веществ, использование в разгоне демонстрантов малых пехотных лопаток фактически обернулось жестокой расправой над советскими людьми.

Комиссия, изучив все документальные материалы, имеющиеся в ее распоряжении, пришла к твердому мнению, что никаких убедительных аргументов, оправдывающих целесообразность ввода в операцию по вытеснению митингующих с площади роты воздушно-десантного полка Советской Армии не имеется.

По объяснению генерала Ефимова Ю.Т., во время продвижения цепочки войск по проспекту Руставели из-за уширения проспекта в районе Дома правительства левый фланг якобы оголился, что создало, по словам Ефимова Ю.Т. , реальную угрозу не только проникновения митингующих в тыл военнослужащих, но и их окружения.

Для устранения разрыва, по просьбе генерала Ефимова Ю.Т. , генерал Родионов И.Н. выделил роту десантников. На самом же деле, еще занимая исходные позиции на площади, внутренние войска расположились таким образом, что исключало просачивание митингующих в тыл войск. Подобного рода угроза отсутствовала и в течение 11 минут, когда шло вытеснение с площади. Не оправдано подключение десантников к операции и потому, что к моменту ее начала у Дома художников уже сосредоточились ОМОНы.

Генерал Родионов И.Н. своими непродуманными действиями позволил втянуть военнослужащих Советской Армии в выполнение несвойственных им функций, грубо нарушив директиву Генерального штаба о возложении на армейские подразделения лишь задач по охране особо выделенных объектов.

К 4.21 очищение площади перед Домом правительства было закончено. 1-й батальон 8-го МСП примкнул к 4-му МСП, который продолжал вытеснение митингующих.

На этом этапе операции внутренние войска, преодолевая активное сопротивление теснимых по проспекту Руставели участников митинга, применили спецсредства "Черемуха". По докладам руководства внутренних войск спецсредства были применены: первый рубеж ул.Джорджиашвили - ул.Л.Украинки; второй рубеж: ул. Луначарского - ул. Чавчадзе; третий рубеж: перед Домом связи.

При подходе к площади Республики (выход был загорожен троллейбусами и автобусами) из-за возросшего сопротивления подполковник Бакланов А.М. самостоятельно отдал команду на применение нетабельного изделия К-51, содержащего отравляющее вещество Си-Эс. Были применены четыре гранаты, из которых одна не сработала.

Особо следует отметить самовольное решение подполковника Бакланова А.М. на использование изделия К-51, скрывшего впоследствии факт применения этого изделия.

Однако точность указания рубежей применения отравляющих веществ вызывает сомнение. По многочисленным показаниям пострадавших отравление они получили на более ранних подступах (непосредственно у Дома правительства и Кашветского храма).

На стадии завершения операции по вытеснению имел место факт огнестрельного ранения одного из участников митинга в голову.

Комиссия отмечает, что применение спецсредств было осуществлено 4-м МСП с нарушением действующего наставления (см. Приложение № 1 к Приказу МВД СССР № 0507 1970 г.). С первого рубежа применения спецсредств и до конца проспекта Руставели идут жилые дома (начиная с гостиницы "Тбилиси"). В пункте 23 III-го раздела наставления говорится о предупреждении мирного населения перед использованием спецсредств и даже о его эвакуации. Однако генерал Ефимов Ю.Т. , игнорируя это требование, отдал приказ на использование "Черемухи" в жилом районе. То же происходило и на последующих рубежах. Имеются сведения, что отдельные военнослужащие проникали в жилые кварталы, где применяли спецсредства "Черемуха".

С особой тревогой комиссия отмечает предпринимавшиеся руководством внутренних войск попытки сокрытия самого факта применения отравляющих веществ.

Применение спецсредств "Черемуха" было официально ими признано лишь 13 апреля с.г., и то лишь под давлением неопровержимых улик.

В последующем шло поэтапное признание применения различных модификаций "Черемухи" и газа Си-Эс (изделие К-51).

Длительное время представителями командования Советской Армии отрицался также факт применения малых саперных лопаток.

Уместно отметить, что командирами и политработниками при инструктаже привлекаемых к операции военнослужащих информация об участниках митинга и их намерениях доводилась в искаженном виде.

Таким образом, совокупный анализ реального хода операции по вытеснению митингующих позволяет достоверно утверждать, что только вследствие грубейших, граничащих с преступной халатностью нарушений действующего законодательства, Уставов, наставлений и инструкций, завершилась она трагически, и дело следствия разобраться в степени виновности как санкционировавших ее проведение руководителей, так и непосредственных исполнителей.

ОЦЕНКА УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ И ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ЛИЦ,
ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В СОБЫТИЯХ 9 АПРЕЛЯ

Комиссия ознакомилась с первичной медицинской документацией (истории болезни, амбулаторные карты, акты судебно-медицинских исследований и др.) различных учреждений и организаций Минздрава Грузинской ССР, актами и справками комиссий Минздрава СССР, отчетом комиссии, назначенной Министром обороны СССР, Заключением медицинской подкомиссии комиссии Верховного Совета Грузинской ССР, Заключением Института судебной медицины МЗ СССР, отчетом о медицинской миссии в Грузинскую ССР Международного Красного Креста и рядом других документов, относящихся к медицинским последствиям событий, имевших место 9 апреля с.г. в г. Тбилиси.

Членами Комиссий были проведены дополнительные научные исследования и консультации силами привлеченных для этой цели специалистов.

Анализ имеющихся данных позволяет определить масштаб и характер медицинских потерь в связи с операцией по вытеснению митингующих.

Общее количество участников митингов на ограниченных территориях у Дома правительства и здания телестудии точно не установлено, но составило по приближенным оценкам 8-10 тыс. человек. Число женщин, по-видимому, приближалось к 50%. Известно также, что среди лиц, принимавших участие в митинге, было много подростков и лиц пожилого возраста. Метеорологическая обстановка характеризовалась умеренно-теплой температурой воздуха (+9 град. С), высокой влажностью (90%), безветрием.

Место событий было хорошо освещено уличными фонарями. Плотность участников митинга возрастала от периферии площади к ступеням перед Домом правительства, где находились голодающие (более 100 человек) и руководители митинга.

В помещении "Дома художника" с 4-го апреля функционировал медицинский пункт горздравотдела.

Операция по "вытеснению" осуществлялась в ночное время (4-5 часов местного времени). Это обстоятельство необходимо специально отметить, поскольку в ночные часы, в соответствии с природой биологических ритмов, реактивность человека, его устойчивость к действию повреждающих факторов резко снижается.

Установлено, что против участников митинга "силами вытеснения" были применены резиновые дубинки, "спецсредства" - отравляющие вещества раздражающего действия, малые пехотные лопатки и в одном случае (по заключению судебно-медицинской экспертизы) огнестрельное оружие. В свою очередь, по мере возрастания сопротивления участники митинга использовали против "сил вытеснения" подручные предметы.

По данным персонала медицинского пункта, поступление первых раненых участников демонстрации - женщин, подростков, мужчин, отмечено через 5 мин. от начала соприкосновения с "силами вытеснения". В последующие 5 минут поступление травмированных приобрело массовый характер. Помещение медпункта вскоре было полностью заполнено, поэтому многим лицам медицинская помощь оказывалась на улице. В этой связи были вызваны дополнительные бригады скорой помощи и санитарный транспорт.

Зафиксированы свидетельства о случаях, когда военнослужащие чинили препятствия медработникам в оказании помощи пострадавшим. Актами автобазы скорой помощи г. Тбилиси зарегистрировано 6 случаев нападения на санитарные автомашины с их повреждением.

Многие участники событий: гражданские лица, работники милиции и военнослужащие получили повреждения различного характера и тяжести. Трагический результат состоял в том, что 16 участников митинга погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице. Случаев гибели военнослужащих и работников милиции не было.

Точное определение числа пострадавших, равно как и точное определение характера полученных повреждений, встречает значительные трудности. Вместе с тем Комиссия располагает достаточными данными для того, чтобы в целом охарактеризовать медицинские последствия событий 9 апреля.

Во время операции по вытеснению и в течение нескольких часов после нее в больницы г. Тбилиси поступил 251 человек, из них 183 были госпитализированы. 3 последующие дни имело место волнообразное нарастание числа обратившихся за медицинской помощью (13, 21, 27 апреля и 5 мая). В целом за период с 9 апреля по 9 мая общее число обратившихся в лечебные учреждения составило около 4000 человек. Всего было госпитализировано около 500 и в настоящее время на диспансерном учете и лечении состоит около 1000 человек. В ходе событий были травмированы, по данным МВД Грузинской ССР, 37 работников милиции г. Тбилиси, 22 из них получили травмы от действий военнослужащих.

Данные по санитарным потерям военнослужащих внутренних войск и Советской Армии противоречивы. По данным КГБ Грузинской ССР, повреждения от демонстрантов получили 22 военнослужащих; МВД СССР сообщает, что число получивших травмы составило 69, а в отчете комиссии Министра обороны приводятся данные о том, что всего было травмировано 152 военнослужащих (132 ВВ, 20 СА), из них 26 человек госпитализировано (22 ВВ, 4 СА).

Комиссия установила, что из 20 военнослужащих Советской Армии, упомянутых в отчете комиссии Министра обороны, фактически в ходе рассматриваемых событий травмы получили лишь 3-е военнослужащих.

Ущерб здоровью принимавших участие в событиях 9 апреля лиц выражался как в виде травм, отравлений ОВ или их комбинации, так и в разнообразных психоэмоциональных расстройствах типа "синдрома массовой катастрофы".

Среди участников митинга число травмированных составило 290 человек: ушибы 40%, закрытые травмы черепа (в том числе с потерей сознания) - 30%, ранения (включая огнестрельные) - 20%, переломы различного характера - 10%.

Анализ историй болезни и опрос пострадавших позволил установить, что большинство травм (в том числе и головы) было нанесено резиновыми палками, в 21 случае - ранения были связаны с применением малой пехотной лопатки. У лиц с тяжелыми повреждениями часто отмечались и отравления ОВ (комбинированные поражения).

Большую сложность представляет анализ протекания заболеваний лиц, обратившихся за оказанием медицинской помощи по поводу отравлений.

Комиссия особо отмечает, что факт сокрытия применения ОВ 9 апреля, затем неполная информация по этому вопросу (о применении СN - 13 апреля, CS - 3 мая), запоздалое и недостаточно систематизированное взятие проб на наличие ОВ на местности затруднили диагностику и лечение пораженных, создали крайне неблагоприятную и напряженную общественную обстановку.

Это обстоятельство, равно как панические слухи, сокрытие применения ОВ, неуверенность в диагностике, а также опубликованные призывы обращаться за медицинской помощью - все это и некоторые другие обстоятельства обусловили волнообразный характер числа обращений за медпомощью на протяжении последующего месяца.

Особое место в ряду этих явлений занимают случаи "вторичных эффектов отравления" - например, вспышка обращений 28 апреля с.г. после переноса цветов от Дома правительства к церкви. Обстоятельства, связанные с этим событием, до сих пор достаточно не выяснены.

Комиссия считает, что даже в тех случаях, когда в основе жалоб на ухудшение здоровья имелись лишь указания самих пострадавших на контакт с ОВ, эти случаи с достаточным основанием можно квалифицировать как проявление "синдрома реакции на массовую катастрофу".

Всего зарегистрировано около 300 пострадавших от ОВ (среди военнослужащих 19 человек, работников милиции - 9). Основная их масса приходится на лиц, получивших отравление 9 апреля на площади перед Домом правительства и в некоторых других местах проспекта им. Руставели. По клинической тяжести поражений они (по свидетельству комиссии Минздрава СССР) распределились следующим образом: тяжелые - 2%, средней тяжести - 7%, легкие - 91%.

Данные в отношении места, типа примененных ОВ и характера поражения потерпевших противоречивы. Однако благодаря детальному исследованию проб воздуха, почвы, растений, одежды и тканей тел погибших, а также опроса пострадавших и очевидцев комиссии удалось в значительной степени прояснить эти вопросы. По свидетельству пострадавших, находящихся на специальном диспансерном учете, отравления химическими веществами получили: непосредственно перед Домом правительства - 49%; в районе проспекта Руставели - ул.Читадзе - 15%; около 1-й средней школы - 9%; у кинотеатра "Руставели" - 3%; в районе церкви Кашвети - 24%. Сравнительно небольшая часть участников митинга получила отравление на территории проспекта Руставели, прилегающем к площади Республики, а также на некоторых соседних улицах.

Из этих данных вытекает, что основными местами применения ОВ была площадь перед Домом правительства и район церкви Кашвети, что не совпадает с рубежами применения ОВ, указанными руководителями операции.

Как следует из отчета комиссии Министерства обороны СССР, спустя 3 недели после событий на проспекте Руставели, на участке от Дома пионеров до Дома связи, обнаруживалось присутствие СN и СS на почве и в 2-х пробах даже в атмосфере (в подземном переходе), что может косвенно свидетельствовать о применении значительного количества ОВ.

Бесспорно признанным является применение хлорацетофенона (ХАФ, СN) в виде изделий "Черемуха" и вещества СИ-ЭС в гранатах К-51 (0В раздражающего действия).

В четырех пробах грунта, взятых в районе проспекта Руставели возле Дома правительства и церкви Кашвети обнаружен также хлорпикрин (ОВ удушающего действия). Его происхождение в этих пробах пока не нашло объяснений.

Опыт применения так называемых "полицейских ОВ" как у нас в стране, так и за рубежом показывает, что применение этих веществ в рамках установленных правил не приводит к тяжелым последствиям. Случаи тяжелых отравлений крайне редки, а смертельные исходы - уникальны. Картина же интоксикации участников митинга в г. Тбилиси заметно отличается от обычной для случаев применения "полицейских ОВ".

Она характеризуется массовостью, значительным числом отравлений средней тяжести и тяжелых, определенными особенностями клинического проявления в виде признаков "нейротропного" действия.

Комиссия считает, что это могло явиться результатом комбинации ряда обстоятельств и факторов:

1. Особенностями метеообстановки - повышенная влажность и безветрие, что мешало рассеиванию газового облака и создавало его повышенную концентрацию.

2. Применением ОВ в плотной массе людей, лишенных возможности покинуть зараженное место.

3. Применением, по свидетельствам очевидцев и пострадавших, 0В в виде аэрозоля с предельно близкого расстояния, что могло создавать критические концентрации отравляющих веществ.

4. Сочетанием отравлений с физическими травмами, что утяжеляло клиническую картину поражения ("нейротропный эффект").

5. Возрастанием степени токсического действия ОВ на организм в ночное время в связи со снижением его сопротивляемости.

Следует отметить, что фактические данные и приведенные соображения недостаточны для того, чтобы полностью исключить вероятность отравления части пострадавших какими-либо иными не идентифицированными ОВ.

Особое место в работе Комиссии занял вопрос о выяснении непосредственных причин гибели 19 участников митинга.

Полученные Комиссией материалы и заключения различных групп экспертов давали неоднозначное толкование факторов, которые привели к гибели пострадавших.

В связи с этим Комиссия привлекла группу ученых, специалистов в области патологической анатомии и судебной медицины, которая изучила все имеющиеся материалы и пришла к заключению, что непосредственной причиной смерти всех погибших лиц, за исключением одного случая с тяжелой черепно-мозговой травмой, является удушье (асфиксия). В развитии асфиксии играли роль два одновременно действующих фактора - как сдавления тела, так и вдыхание химических веществ, на что указывают соответствующие макро- и микроскопические данные. Сочетание вдыхания химических веществ и сдавления тела взаимно усиливали их отрицательный эффект и послужили причиной гибели пострадавших. В двух случаях имели место и дополнительные обстоятельства в виде наличия сопутствующих заболеваний.

По имеющимся материалам точно установить в каждом конкретном случае преобладание того или иного фактора в развитии асфиксии не представляется возможным.

Заключение специалистов направлено в Прокуратуру СССР и прилагается к докладу.

Комиссия выражает признательность государственным и общественным организациям, а также всем гражданам и должностным лицам, которые оказали содействие в ее работе и помогли установлению истины.

Председатель Комиссии: А.А.Собчак

Заместители председателя Комиссии:

Х.Ю.Аасмяэ

А.И.Голяков В.П.Томкус

Ответственный секретарь Комиссии С.Б.Станкевич

Члены Комиссии:

С.А.Андронати

Н.Т. Бехтерева

Г.А.Боровик

Б.Л.Васильев

О.Г.Газенко

В.Л.Говоров

Д.С.Лихачев

В.П.Лукин

В.А.Мартиросян

В.М.Мирошник

Н.А.Назарбаев

К.В.Нечаев

Р.К.Оджиев

Р.З.Сагдеев

В.Ф.Толпежников

В.И.Федотова

Э.Н.Шенгелая

П.В.Шетько

А.М.Яковлев

3

http://s6.uploads.ru/pGmq6.jpg
http://s6.uploads.ru/bSMi3.jpg
http://s2.uploads.ru/3eAqJ.jpg
http://s7.uploads.ru/sI8K3.jpg
http://s7.uploads.ru/ouj4t.jpg
http://s2.uploads.ru/CFRXN.jpg