1

Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » #Вторая мировая » Наши союзники


Наши союзники

Сообщений 1 страница 30 из 32

1

http://s6.uploads.ru/t/1IbRO.jpg

Наглядная инфографика по операции "Оверлорд" (стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года)

Отредактировано Partizan (18-11-2016 20:13:52)

2

http://s2.uploads.ru/t/IMe5n.jpg
http://s5.uploads.ru/t/WpVGw.jpg
http://s6.uploads.ru/t/GOWhN.jpg
http://se.uploads.ru/t/LMapg.jpg
http://sh.uploads.ru/t/gntyK.jpg
http://s4.uploads.ru/t/wCyjM.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ngrJK.jpg

3

Хочется напомнить всем, лизинг - это не благотворительность, это кредит. И за этот кредит расплачивались наши родители. А возможно и мы.
А для тех кто предлагал этот лизинг, это был бизнес.

Отредактировано Ewgeny (21-11-2016 22:06:03)

4

38046,11 написал(а):

Хочется напомнить всем, лизинг - это не благотворительность, это кредит. И за этот кредит расплачивались наши родители. А возможно и мы.

Было же на том форуме,по моему недавно только расплатились или...

Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. В США изначально было рассчитано, что сумма подлежащая оплате за уцелевшую технику составляет 1,3 млрд. $.На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь 170 млн. $ и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться 800 млн $, однако советская сторона соглашалась уплатить только 300 млн $. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые были закреплены ещё в марте 1946 году.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить 722 млн $, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 млн $, после чего выплаты были прекращены в связи со вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год, и сумма — 674 млн $.
После распада СССР остро встал вопрос — к кому переходят обязательства по долгам бывшего СССР (включая долги по ленд лизу).
4 декабря 1991 года 8 республик СССР, включая РСФСР, подписали «Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», который фиксировал долю каждой республики в долгах (и в активах) бывшего СССР. При этом российская доля была зафиксирована на уровне 61,34 %. Договор, однако, был подписан только частью республик бывшего СССР; страны Прибалтики, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан его так и не подписали.
В 1992—1994 годах, однако, Российская Федерация подписала со странами-правопреемниками СССР двусторонние соглашения о «нулевом варианте», согласно которым РФ принимала на себя обслуживание всего государственного долга бывшего СССР в обмен на отказ других республик от доли в активах СССР[63]. В связи с этим, 2 апреля 1993 года правительство РФ заявило о принятии на себя ответственности по всем долгам СССР.
Технически долги СССР были разделены на долги правительствам (Парижский клуб), и долги частным банкам (Лондонский клуб); долг за ленд лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом в августе 2006 года.
Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 11 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1.3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %. В ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов.

5

http://s7.uploads.ru/t/gNYKL.jpg
http://s9.uploads.ru/t/eLQYq.jpg
http://se.uploads.ru/t/gI4Pb.jpg
http://s0.uploads.ru/t/BN38A.jpg
http://s4.uploads.ru/t/xVOWw.jpg

По ленд-лизу из США поставляли не только танки, грузовики и тушенку, но и пуговицы для советской военной униформы.

Отредактировано Partizan (28-11-2016 20:20:43)

6

37846,64 написал(а):

Наглядная инфографика по операции "Оверлорд" (стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года)

  Впечатляет

7

38047,10 написал(а):

Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 11 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1.3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %. В ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов.

Так выплатили, продолжаем платить ИЛИ?

8

38632,27 написал(а):

Так выплатили, продолжаем платить ИЛИ?

Тоже не понял.

9

http://sf.uploads.ru/t/ndwEk.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Ofctu.jpg
http://sg.uploads.ru/t/Rc800.jpg
http://s9.uploads.ru/t/aRwUn.jpg
http://s4.uploads.ru/t/JhE81.jpg
http://s6.uploads.ru/t/BDPmC.jpg
http://s1.uploads.ru/t/5rUT4.jpg
http://s3.uploads.ru/t/GVZnC.jpg
http://s2.uploads.ru/t/s2F8j.jpg
http://s2.uploads.ru/t/jf3xS.jpg

Английские плакаты в поддержку СССР.

Отредактировано Partizan (03-12-2016 22:07:35)

10

39053,64 написал(а):

Английские плакаты в поддержку СССР.

Плакаты хорошие  http://forumfiles.ru/files/000b/db/32/64100.gif но переводчики у них плохие.

11

http://sh.uploads.ru/t/kjbgB.jpg
http://s1.uploads.ru/t/INKg4.jpg
http://se.uploads.ru/t/N7LuW.jpg
http://s0.uploads.ru/t/8Yyeq.jpg
http://sg.uploads.ru/t/GIzFL.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ZAu72.jpg
http://s0.uploads.ru/t/XipWn.jpg
http://sf.uploads.ru/t/E9e5b.jpg
http://s5.uploads.ru/t/0wadx.jpg

Вербовочные плакаты США периода Второй Мировой войны.

12

http://s6.uploads.ru/t/HW9oU.jpg
http://s5.uploads.ru/t/MZFQ9.jpg
http://s6.uploads.ru/t/9oFj5.jpg
http://sg.uploads.ru/t/Kmzjn.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ayTvh.jpg
http://s4.uploads.ru/t/MjDcV.jpg
http://s4.uploads.ru/t/EwJjN.jpg
http://s7.uploads.ru/t/a1UfV.jpg
http://s9.uploads.ru/t/bzBwZ.jpg

                         Карикатуры союзников

13

http://se.uploads.ru/t/NcMlo.jpg
http://s4.uploads.ru/t/26rR1.jpg
http://sg.uploads.ru/t/FcyzE.jpg

Рождественская Операция "Курка". Гуадалканал, 1943 г.

14

Женщины во 2-й мировой войне на американских плакатах

http://sa.uploads.ru/t/lS4VK.jpg
http://s8.uploads.ru/t/7EnMW.jpg
http://s6.uploads.ru/t/7R5aE.jpg
http://s1.uploads.ru/t/M1lsH.jpg
http://s8.uploads.ru/t/zqfjU.jpg
http://sg.uploads.ru/t/PkEBN.jpg
http://s8.uploads.ru/t/FGz5t.jpg
http://s9.uploads.ru/t/1cwsv.jpg
http://s0.uploads.ru/t/EIW3q.jpg

Ради настоящего своей страны и ради своего собственного будущего! Обратитесь в ближайший призывной пункт вооруженных сил по вашему выбору.

Отредактировано Partizan (13-01-2017 20:24:53)

15

https://cont.ws/@gros59/499418

Спустя 70 лет после Второй Мировой Банк Англии признал, что помог германским фашистам сбыть разграбленное ими чехословацкое золото. Которое чехи украли у России.

Спустя 70 лет после Второй Мировой Банк Англии признал, что помог германским фашистам сбыть разграбленное ими чехословацкое золото. Об этом сообщает лондонская пресса со ссылкой на ранее не публиковавшуюся хронику британского центробанка. Она была написана в 50-е годы ХХ века, но впервые обнародовали ее только сейчас.

Впрочем, британская пресса забыла указать, что это золото в свою очередь белочехи украли в России во время запущенной с помощью Англии и США Гражданской войны. Захват пленёнными во время Первой Мировой чехами золотого запаса Российской Империи тогда фактически спровоцировал Лейба Бронштейн-"Троцкий" (кстати, именно в это время бывший пленный австро-венгерской армии папа Дьёрдя Шороша/"Джоржа Сороса" - венгерский еврей Тивар Шорош-Шварц - входил в революционный совет Петрограда). Вернувшиеся на родину чешские легионеры основали собственный банк —Легиабанк, ставший крупнейшим банков Чехословакии. Именно этим золотом, захваченным уже нацистами, потом и торговал Банк Англии.

ЧТО ПРОИЗОШЛО С 2000 СЛИТКОВ

Речь идет о периоде после Мюнхенского сговора Англии и Франции с фашисткой Германией и начала нацистской оккупации Чехословакии в 1939 году. Британский регулятор реализовывал в то время золото от лица германского Рейхсбанка. Более 2 тысяч слитков были конфискованы фашистами у чехословацкого центробанка - их "переписали" с одного счета на другой. Физически большая часть драгметалла при этом находилась в Лондоне.
http://s1.uploads.ru/t/badMC.jpg

По документам, операции проводились "под давлением" со стороны так называемого "центробанка для центробанков" - базельского Банка международных расчетов (БМР). Трансфер средств был проведен именно в этом учреждении.

Физически золотые слитки Чехии содержались в хранилище Банка Англии в Лондоне. 21 марта 1939 г. «было получено распоряжение от председателя совета правления Банка международных расчетов Отто Нимейера о переводе золотых слитков со счета № 02 на счет № 17». Золото на счету № 02 принадлежало Национальному банку Чехословакии. Счет № 17 принадлежал Рейхсбанку. БМР выступал в качестве управляющего активами от лица национальных банков.

В мае 1939 года разгорелся скандал, когда британские СМИ написали о золоте в хранилищах Банка Англии. Общая стоимость украденного золота со счетов Национального банка Чехословакии, на тот момент составляла £5,6 млн (сегодня это примерно £736 млн). Золото в объеме £4 млн было отправлено в банки в Бельгии и Голландии, оставшаяся часть была продана в Англии, средства были переведены на счета Рейхсбанка (по комментарию газеты "Дейли телеграф", от золота ""избавились" в Бельгии, Голландии и Лондоне").

Фактически Банк Англии и БМР помогли фашистской Германии украсть золото Чехословакии и затем продать его, соблюдая при этом “нейтралитет”. Как мы помним, президент Рейхсбанка Ялмар Шахт и влиятельнейший управляющий Банка Англии Монтегю Норман были близкими друзьями. Кроме того, Норман со своими подельниками из ФРБ Нью-Йорка, не только спекулировали золотом, способствуя началу Великой Депрессии, но и разожгли Вторую Мировую войну.

Характерно, что среди прочего, в отчете Банка Англии приводится фраза из "Нью-Йорк Таймс" о том, что "американский президент делает бизнес с Германией, пока американские парни сражаются с немцами".

Впрочем, мы уже говорили, что Гитлер являлся международным проектом глобальных элит и банков, который поджигали с помощью "евреев-провокаторов".

БАНК "ДЕЙСТВОВАЛ БЕЗ СОГЛАСИЯ ЛОНДОНА"

Власти Великобритании после вторжения нацистов в тогдашнюю Чехословакию заморозили все активы страны в Соединенном Королевстве, напомнила газета "Файнэншл таймс". По ее словам, британский центробанк действовал вопреки политике Лондона и без его согласия. По оценке издания деловых кругов, в нынешних ценах стоимость чехословацкого золота составила бы 736 млн фунтов (более 1,1 млрд долларов).

Записи Банка Англии показывают, что в мае-июне 1939 года это золото от имени Рейхсбанка продавалось и отправлялось в США. В хронике отмечено, что управляющий британского центробанка не мог заблокировать операции, так как тогда были бы нарушены "мирные соглашения". После начала Второй мировой правительство рекомендовало Банку Англии не действовать по указаниям БМР "если будет видно, что, скорее всего, это пойдет на пользу врагу".

Считается, что БМР был создан в 1930 году как организация для работы с репарационными выплатами от Германии по итогам Первой мировой войны (последний транш по которым в размере ?70 млн. был выплачен 3 октября 2010 года).

Впрочем, доклад Банка Англии является поводом для обращения в международный суд и требования возврата украденного российского золота. Чтобы внести дружественную лепту в Европейское Единство - можно предложить подключиться к процессу тем, кто сегодня предъявляет претензии России.

16

http://s2.uploads.ru/t/Mb2Hd.jpg
http://sa.uploads.ru/t/tCryX.jpg
http://s2.uploads.ru/t/PiaZv.jpg
http://sd.uploads.ru/t/FGBud.jpg
http://s6.uploads.ru/t/oz19B.jpg
http://s3.uploads.ru/t/o1wtH.jpg

            Первые немецкие военнопленные лето 1944 года

17

http://s6.uploads.ru/t/4EMkX.jpg
http://s9.uploads.ru/t/oPE08.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ao25C.jpg

                        Английские пеленгаторы

18

42485,64 написал(а):

Первые немецкие военнопленные лето 1944 года

На последнем снимке немецкие парламентеры.

19

43101,64 написал(а):

Английские пеленгаторы

   Прямо - таки ,какие - то фонендоскопы ??! :D

20

43109,1403 написал(а):

Прямо - таки ,какие - то фонендоскопы ??!

Это у него плейер такой.

21

43110,1522 написал(а):

Это у него плейер такой.

  Что-то я отстал маленько ... У меня такого нету !!! http://forumfiles.ru/files/000b/db/32/64100.gif

22

http://s5.uploads.ru/t/8YALt.jpg

                                        Май 1945 года

23

http://s8.uploads.ru/t/uok5a.jpg

        Высадка союзников в Нормандии, июль 1944 года

24

http://sd.uploads.ru/t/G5esa.png
http://sg.uploads.ru/t/9KYel.jpg
http://sg.uploads.ru/t/HxqIt.jpg
http://sd.uploads.ru/t/8gPkY.jpg
http://s0.uploads.ru/t/lnaI6.jpg
http://se.uploads.ru/t/7HPJV.jpg
http://s9.uploads.ru/t/HRU5v.jpg
http://sg.uploads.ru/t/vD1kH.jpg
http://s7.uploads.ru/t/k4Bmf.jpg
http://s0.uploads.ru/t/ybjvq.jpg

Отредактировано Partizan (01-06-2017 20:26:38)

25

http://s8.uploads.ru/t/mKs2O.jpg
http://sh.uploads.ru/t/1XSWb.jpg
http://sh.uploads.ru/t/DG7Lo.jpg
http://s4.uploads.ru/t/fvPc6.jpg

Американские войска высаживаются в секторе Юта Бич. Франция, Нормандия, июнь 1944 года.

26

http://s1.uploads.ru/t/SigyO.jpg

27

http://s4.uploads.ru/t/7cmue.jpg
http://se.uploads.ru/t/9jeQ6.jpg
http://s2.uploads.ru/t/VGH8z.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ToVH5.jpg
http://se.uploads.ru/t/0tNsW.jpg
http://s2.uploads.ru/t/i3LAr.jpg
http://sa.uploads.ru/t/ex0hK.jpg
http://s5.uploads.ru/t/ldnVM.jpghttp://sh.uploads.ru/t/zg52W.jpg
http://s8.uploads.ru/t/cgw6G.jpg

Распаковка и сборка первых прибывших в Англию Аэрокобр.

28

http://s0.uploads.ru/t/grNFc.jpg

Пензов И.А. "Союзники 1941-1945 гг. Берлин 1945 год"

29

Арктические конвои: между Мурманском и Архангельском

В отличие от других проблем, возникавших между союзниками при проведении конвойных операций, организационные трудности на последнем этапе были, возможно, даже более важным элементом, так как являлись финальной стадией доставки грузов в СССР. Без решения этих проблем все усилия по доставке грузов через полные опасности северные моря были бы потрачены впустую.
Под организационными проблемами в контексте данной статьи следует понимать навигационное и гидрографическое обеспечение судов конвоя по пути их следования через северные воды, проводку транспортов при вхождении в Кольский залив, Белое море и устье Северной Двины с их последующей разгрузкой.

http://s8.uploads.ru/t/qAbU1.jpg

                         Британские «Валентайны» для советских союзников.

После того, как суда каравана, преодолев жесточайшие шторма северных морей и избежав участи быть потопленными немецкой авиацией или подводным лодками, доходили до советских берегов, начинался следующий этап конвойной операции, намного более сложный в организационном плане. Это объясняется тем, что было необходимо быстро и безопасно довести суда до причальных стенок, обеспечить быструю разгрузку и загрузку транспортов. В силу многих сложностей, о которых пойдёт речь ниже, это являлось серьёзной проблемой в первый месяцы сотрудничества Великобритании и СССР в ходе Второй мировой войны.

                                        Навигационное и гидрографическое обеспечение.

Первым делом вставала проблема навигационного и гидрографического обеспечения множества транспортов. Их следовало безопасно провести по фарватерам на места стоянки, а затем к причальным стенкам для разгрузки.
Принципиальная схема этой операции выглядела следующим образом. Между командованием Северного флота и Британской военно-морской миссией оговаривались примерные координаты, куда прибудет конвой и где его должны ждать гидрографические суда с лоцманами на борту, а также буксиры и тральщики в качестве транспортов для лоцманов. Согласно документам штаба Северного флота, обычно эта заявка делалась за 24 часа до предполагаемого прибытия каравана. Составлял её глава миссии. В этой заявке оговаривалось, какие маяки должны быть включены. Их включали за 8 часов до прибытия судов, работать они должны были в течении 5 минут каждые 15 минут. Отвечая на этот запрос, руководство Северного флота указывало параметры маяков — какого цвета огонь, сколько проблесков в минуту, сектор и дальность освещения. Такие уточнения были весьма важны в том случае, когда какое-либо судно могло отколоться от конвоя, потеряться и оказаться у вражеского берега. Также командованием флота указывались якорные стоянки для упомянутых англичанами боевых кораблей в соответствии с их длиной и осадкой.

http://s1.uploads.ru/t/fsqaK.jpg

«Матильды» в процессе погрузки в одном из британских портов

В хорошую погоду во время полярного дня командование Северного флота настаивало на том, чтобы конвой проводился к месту стоянки одним лоцманом, который шёл бы на одном из транспортов, а остальные следовали за ним. Возможная причина заключается не в недостатке лоцманов, а в том, что приём их на каждый из кораблей мог задержать продвижение конвоя и подвергнуть его опасности атаки бомбардировщиками люфтваффе. В условиях же плохой видимости Северный флот обеспечивал необходимое количество лоцманов и их высадку на транспорты любыми средствами.
Не всегда всё проходило по разработанному сценарию. В качестве примера (пока не подтверждённого до конца) можно привести цитату из книги Питера Ч. Смита «Победа в Арктике», посвящённой конвою PQ-18: «Длинной колонне транспортов предстояло ночью двигаться по узкому речному фарватеру против сильного течения. К тому же русские выключили все маяки, отмечавшие фарватер». Однако англичане не растерялись и решили использовать эскортные корабли как плавучие маяки, отмечавшие фарватер, и если бы не начавшийся шторм, то операция по проводке конвоев к причалам была бы проведена успешно и в условиях отсутствия навигационного сопровождения.
Разгрузка конвоев
С прибытием на рейд или к причальной стенке порта начинались другие трудности. С самого первого конвоя выявились огромные недостатки как в оборудовании и эффективности существующих портовых сооружений в Архангельске, так и при организации погрузки в Англии: грузы были размещены в беспорядке, недоукомплектованы и не снабжены необходимыми инструкциями, а если они и были, найти их зачастую не представлялось возможным. Например, на судах первого конвоя не могли долгое время найти ящики с радиоаппаратурой, в следующем конвое – обнаружился недостаток деталей к бомбам, которые, к тому же, были повреждены во время перехода. Одной из возможных причин этого было то, что военная миссия в Лондоне под руководством контр-адмирала Николая Михайловича Харламова не сразу ознакомилась с тем, как осуществлять комплектацию грузов.
По этой причине многие поставки в начале войны попадали в СССР без инструкций на русском языке; танки, самолёты и другая техника были укомплектованы по британским и американским нормам — без специального оборудования, которое в США и Великобритании обычно устанавливали по прибытии в войска в специальных модификационных центрах. Дополнительные сложности создавало то, что сотрудники миссии не вполне владели английским языком и незнакомой им военной системой комплектования, но постепенно эти трудности были преодолены. С 1942 года проблем с комплектацией уже не возникало.

http://s5.uploads.ru/t/zbZj7.png

Карта Архангельского морского порта из книги М. Зефирова, Д. Дёгтева и Н. Баженова «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев»

Если проблемы с комплектованием грузов были решены достаточно быстро, то проблемы, связанные с разгрузкой в СССР, оставались весьма острыми на протяжении практически всех лет войны. Основными портами на севере СССР были Архангельск и Мурманск. Наиболее удобным как конечный пункт следования конвоев поначалу казался Мурманск в силу того факта, что тёплое течение Гольфстрим способствовало поддержанию плюсовой температуры воды и препятствовало замерзанию Кольского залива. Однако географическое положение порта также являлось и серьёзным минусом: он находился недалеко от линии фронта на расстоянии буквально нескольких минут лёта для немецких бомбардировщиков с баз в Норвегии и Финляндии.
Поэтому первоначально все конвои были нацелены на Архангельск — он находился вдалеке от линии фронта, имел устойчивое железнодорожное сообщение с остальной частью страны и являлся крупнейшим портом в том регионе. Его особенностью было то, что до 1941 года он включал в себя два основных порта: Бакарица в 6–7 км от Архангельска, и Экономия в 25 км от Архангельска. К 1942 году в комплекс грузовых районов был включён и Молотовск (ныне Северодвинск), расположенный в 60 км от города. Все эти районы являлись составными частями Архангельского морского торгового порта. У каждого района впоследствии сформировалась собственная специализация — так, например, Молотовск стал единственным местом для приёма нефтегрузов с танкеров, приходивших с конвоями в Белое море. Порт Экономия специализировался на приёме и отправке леса.

http://s2.uploads.ru/t/AL8HJ.jpg

                                     Молотовск, июнь 1944 года.

С прибытием первого конвоя в Архангельск выявились серьёзные проблемы в организации разгрузки транспортов. Не все районы были приспособлены для таких операций — как отмечал И. Д. Папанин, «…порт мог принимать одновременно не более пяти судов с осадкой до 18 футов, причём только на Бакарице». Но даже там не могли разгружаться многие крупнотоннажные суда, так как глубины были недостаточными, порядка 7 метров. Только с включением в начале 1942 года в систему Архангельского порта Молотовска, находившегося на берегу Белого моря и обладавшего глубиной до 8,5 метров, приём таких судов перестал быть проблемой.
Помимо этого, Бакарица была слабо механизирована: отсутствовала железнодорожная ветка и, следовательно, невозможно было осуществлять разгрузку по принципу «борт — вагон», который заключался в том, что грузы сразу сгружались на железнодорожные платформы и без промедления отправлялись на фронт. Пока же все грузы сначала складировались на берегу, затем на автомашинах перевозились к ближайшей железнодорожной ветке в нескольких километрах от порта. При этом самих автомашин было всего восемь единиц, остальные перевозки осуществлялись гужевым транспортом, а иногда и на санях, запряжённых людьми. Преобладал ручной труд.
Общей слабостью также стало тяжёлое состояние причалов, которые были не способны выдержать вес таких грузов как танки, локомотивы и т.д. Такая же ситуация складывалась и с подъёмными механизмами, которых катастрофически не хватало (три единицы на начало войны). Быстро и эффективно исправить сложившееся положение в начале войны было невозможно в силу того, что большая часть опытных сотрудников, таких как профессиональные грузчики и стивидоры, была мобилизована на фронт. Также ощущался недостаток крытых складов. Всё это тормозило разгрузку транспортов, задерживало отправку грузов. Порт не мог осуществлять свои задачи в те жёсткие сроки, которые требовала война. Проблемы с разгрузкой отмечались и английской, и советской стороной. Кэптен Монд вспоминал: «Разгрузка судов происходила сначала очень медленно, потому что в Бакарице и Экономии царил хаос и обе пристани были забиты».

http://s6.uploads.ru/t/Sv0Ox.jpg

Разгрузка транспортного судна в Мурманском морском торговом порту, 1944 год.

Осознавая всю важность Архангельского порта для получения грузов от союзников, советское руководство не стало медлить с мероприятиями для решения проблемы. 15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны во главе с И. В. Сталиным назначил известного полярника и главу Северного морского пути Ивана Дмитриевича Папанина уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере со следующей формулировкой Верховного Главнокомандующего: «Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт. Мурманск ещё ближе, но он всего в 40 километрах от фронта, и вражеская авиация бомбит город регулярно. Мы заключили соглашение с Рузвельтом и Черчиллем. Через Атлантику идут в Архангельск корабли с грузами. Надо организовать их приёмку, быструю разгрузку и немедленную отправку грузов на фронт. Это очень важно…»

http://s1.uploads.ru/t/1F2Dk.jpg

Дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин

Следующим шагом было постановление ГКО от 9 ноября 1941 года «Об Архангельском порте», согласно которому следовало принять следующие меры: перебросить в Архангельск из Мурманска, Ленинграда, Москвы все доступные подъёмные средства (плавучие, железнодорожные), передать порту 70 грузовиков «ЗИС», 130 американских грузовиков в ноябре и декабре, создать железнодорожную ветку до находящейся на другом берегу Северной Двины Экономии. Особо необходимые краны были собраны практически со всей страны: от Владивостока и Нарьян-Мара до Мариуполя и Кирова. Также определялись меры по демобилизации и последующей защите от мобилизации («брони») 3000 человек из запасных частей и строительных батальонов. Эти требования были выполнены уже к концу ноября.

http://s8.uploads.ru/t/5XVYA.jpg

Постановление ГКО от 9 ноября 1941 года «Об Архангельском порте»

Одновременно ставилась задача по непосредственной реконструкции портов: требовалось провести дноуглубительные работы для приёма тяжёлых транспортов с осадкой более 7 метров (сделано в начале 1942 года), отремонтировать, восстановить и продлить причалы. В октябре-ноябре 1941 года вдоль них были проложены две колеи железнодорожных путей, одна из которых позволяла производить разгрузку сразу на железнодорожные платформы. Были введены в эксплуатацию новые районы разгрузки. Интересным способом маскировались нефтебазы и резервуары – их делали похожими на жилые или недостроенные дома.
Оборот грузов возрастал, а задержки уменьшались. Однако в планы людей вмешалась природа. В начале ноября в Северной Двине начался ледостав, и с 5 ноября суда конвоев приходилось сопровождать ледоколам. Быстрое образование льда привело к решению переориентировать конвои на Мурманск, порт которого не замерзал даже в самые сильные морозы и мог обеспечить круглогодичную доставку грузов. В тот же день, 5 ноября, по воспоминаниям адмирала Головко, «…английская миссия поставила вопрос о возможности заходов конвоев с грузами в Мурманск» перед командующим Северным флотом. Также контр-адмирал Беван перевёл все корабли «местного эскорта», обеспечивавшего сопровождение конвоев на последнем отрезке пути, в Полярный. Однако конвои до конца 1941 года продолжали следовать в Архангельск — Мурманск ещё не был готов к приёму судов, и все это осознавали. Лишь с 12 января 1942 года конвои стали идти в Мурманск.
Однако там союзники столкнулись с ещё большими проблемами. Все портовые сооружения были эвакуированы в Архангельск, причалы были разрушены и повреждены бомбами, железнодорожная сеть нарушена. Для восстановления порта были спешно собраны «почти две тысячи мобилизованных из Рязанской области и 500 человек из Архангельской, да полторы тысячи грузчиков собрали у себя в области».

http://s2.uploads.ru/t/1dBHO.jpg

                               Союзный конвой на пути из Исландии в Мурманск.

Несмотря на попытки воссоздать порт, разгрузка первого мурманского конвоя PQ-7, по воспоминаниям вице-адмирала Головко, была «организована плохо»: запись датирована 17 января, а конвой прибыл 12-го, «…и до сих пор разгружается». Также Арсений Григорьевич отмечал, что в Мурманске слишком мал запас топлива для конвоев — его едва хватало для нужд самого флота, и «…в общем, трудностей предвидится много…» Трудности подчеркивались и в его просьбе контр-адмиралу Бевану ещё в ноябре 1941 года, которая заключалась в том, что «…для ускорения разгрузки транспортов было бы желательно максимально использовать подъёмные средства с английских транспортов». Также отмечалось, что «…приёмными средствами в Мурманске одновременно можно будет производить разгрузку только с двух транспортов».
Задержки, связанные с разгрузкой транспортов в Мурманске, продолжилась и в 1942 году. Ситуация объяснялась тем, что вывозить из Архангельска мурманские краны не было смысла, а новыми обеспечить порт пока не представлялось возможным. Поэтому основная часть работы по разгрузке проводилась вручную, и это при температуре порядка −40 градусов по Цельсию. В общем, вовсе не удивительно, что разгрузка проводилась медленно, гораздо более удивительно, что она вообще осуществлялась. Проблемы в Мурманском порту имели место в течение всей войны, это объяснялось отчасти тем, что город постоянно, и днём и ночью, подвергался бомбардировкам. На устранение результатов бомбёжек приходилось выделять людей, что, естественно, задерживало разгрузку.

http://sd.uploads.ru/t/ntdDF.jpg

                Руины Мурманска после налётов бомбардировщиков люфтваффе.

Тем временем, пока конвои были направлены на Мурманск, с января 1942 года началась капитальная реконструкция Архангельского порта, которая продолжалась без остановки вплоть до 1944 года. В комплекс мер, направленных на модернизацию порта, входило строительство причалов, складов, железнодорожных веток и дорог, установка новых подъёмных механизмов и других сооружений, направленных на эффективную разгрузку и загрузку транспортных судов. Активно использовался труд заключённых Ягринского исправительно-трудового лагеря (Ягринлаг) НКВД.
При Архангельском и Мурманском портах с начала 1942 года стали функционировать два британских плавучих крана «Эмпайр Бард» (прибыл с конвоем PQ-15) и «Эмпайр Элгар» (с PQ-16), оказавших большую помощь при разгрузке особо тяжёлых грузов. В летние периоды они работали в Архангельске, а на зиму уходили в Мурманск. Так продолжалось до августа 1944 года, когда в их услугах уже не было необходимости.

http://s7.uploads.ru/t/4ErxG.jpg

                      Британский плавучий кран «Эмпайр Бард» (SS Empire Bard).

В целом система организации распределения ролей между двумя основными портами сложилась к 1942 году и заключалась она в следующем. До наступления холодов основным портом были причалы Бакарицы, с появлением льда в Северной Двине акцент перемещался на близкую к устью реки Экономию и Молотовск, находящийся на берегу Белого моря, а с наступлением зимы – в Мурманск. Стоит отметить, что с каждым новым конвоем количество судов в них увеличивалось, поэтому с конца мая 1942 года караваны при подходе к Кольскому заливу стали делиться на Мурманскую и Беломорскую группы, которые соответственно следовали в Архангельск и Мурманск. Однако военно-морское командование англичан в лице контр-адмирала Дугласа Фишера, командующего британской миссией, имело право принять решение о переводе тех или иных транспортов в Белое море для разгрузки в зависимости от военной обстановки.

                                                                                 Ледоколы.

Если конвои приходили в осенне-зимние месяцы, то к проводке подключались ледоколы, без которых порты, включённые в состав Архангельского морского торгового порта, не могли принимать транспорты.
Для организации ледовой проводки 10 октября 1941 года было образовано управление Беломорскими ледовыми операциями. Управление располагало ледоколами «И. Сталин», «Ленин», ледокольными пароходами «А. Сибиряков», «Георгий Седов», «Садко». Позднее ледокольный отряд пополнился мощными ледоколами «Красин», «А. Микоян», «Л. Каганович», «Северный Ветер». Однако к началу навигации многие из них ещё не вернулись из Арктики, и в Архангельске находился лишь ледокол «Ленин», который и открыл счёт проведённым через льды Белого моря конвоям. В ноябре им были проведены PQ-3 и PQ-4.

http://sg.uploads.ru/t/rOIFb.jpg

Ледокол «Ленин» (описание фотографии в архиве «ледокол «Лазарь Каганович»), лето 1944 года.

Помимо непосредственной проводки конвоев сквозь льды, ледоколы обеспечивали и противовоздушную оборону транспортов — все они перед началом своей деятельности по обеспечению караванов были частично укомплектованы военными командами и вооружением.
К организационным вопросам можно отнести и такое интересное явление в отношениях между флотами СССР и Великобритании, как фрахтование британских транспортов Северным флотом для перевозки грузов из Архангельска в Мурманск, пока эти суда ожидали отправки домой с обратным конвоем, начавшееся с 1943 года. Однако возникали и трудности. По донесениям советских офицеров, британские капитаны нарушали правила стоянки и передвижения на рейдах, мотивируя это тем, что им не хватает места для разгрузки. По мнению советской стороны, это не соответствовало действительности и только задерживало разгрузку и погрузку.
Тем не менее можно сказать, что все эти затруднения не стали существенной преградой для доставки столь необходимых грузов в начальные периоды Великой Отечественной войны. Однако столь сложный механизм, как конвойные операции, требовал отладки и в других сферах организационного взаимодействия.

30

Тост за ленд-лиз.

Несмотря на то, что с конца Великой Отечественной войны прошло более 70 лет, американская помощь СССР, более известная как ленд-лиз, до сих пор остаётся одной из самых острых тем в её истории. Признание и оценка этой помощи для советской стороны были непростым делом ещё в годы войны. Тем не менее, стараясь широко не освещать значимость американских поставок в советской прессе, руководители Советского Союза признавали её во время встреч с союзниками на высшем уровне. Свидетельством этого служит известный тост И.В. Сталина об «американских машинах», произнесённый им на Тегеранской конференции в 1943 году.
Историческая справка
Ленд-лиз (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. Он предоставлял президенту полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если её «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов».

http://sa.uploads.ru/t/AUFCq.jpg

Президент Рузвельт под прицелом фотокамер подписывает «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», более известный как закон о ленд-лизе. Вашингтон, 11 марта 1941 года.

На СССР ленд-лиз был распространён 1 октября 1941 года после подписания Первого протокола о поставках. Поставки по ленд-лизу в СССР продолжались до 20 сентября 1945 года. За это время, включая поставки с 22 июня 1941 по 30 сентября 1945 года, в СССР было отправлено военной помощи на 17 501 000 длинных тонн (1 длинная тонна = 1016 кг), из которых 16 587 000 тонн было доставлено в СССР, 343 000 тонн разгружено в Англии, 488 000 тонн потеряно в пути. Для доставки этих грузов в СССР было задействовано торгового тоннажа: суда США — 8 199 000 брт, суда США, переданные СССР — 5 367 000 брт, суда СССР — 3 401 000 брт, суда других стран — 534 000 брт. Пути доставки грузов по ленд-лизу в тоннах:
Северная Россия — 3 964 000;
Персидский залив — 4 160 000;
Чёрное море — 681 000;
Советский Дальний Восток — 8 244 000;
Советская Арктика — 452 000.
Общая сумма помощи СССР по ленд-лизу (себестоимость поставленной продукции) составила более 11 миллиардов долларов США.
Первое «признание» ленд-лиза
Во время войны, когда помощь из США поступала в СССР широким потоком, некоторые американские официальные лица воспринимали недостаточное освещение этого факта в советской прессе с обидой. Первый публичный скандал на тему признания важности ленд-лиза произошёл уже в 1943 году. Его спровоцировал посол США в СССР адмирал Уильям Стендли (William Standley), который считал, что помощь американского народа оценивается представителями советского правительства совершенно недостаточно, расценивая это как явное проявление неблагодарности.

http://sa.uploads.ru/t/zbEwD.jpg

Схема путей доставки грузов в СССР с указанием объемов и потерь по каждому маршруту.

Как писал американский историк Роберт Джонс, посол стал искать свидетельства, подтверждающие факт получения американской помощи, в местах, которые посещал, в газетах и журналах; кроме того, он расспрашивал об этом советских граждан. Как позже по этому поводу писал сам Стендли, «мои усилия почти не дали результата». Отчаявшись найти признательность за помощь по ленд-лизу, выраженную публично наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым или кем-то другим из советских официальных лиц, Стендли 8 марта 1943 года созвал пресс-конференцию в посольстве США в Москве и «кинул кошку в стаю голубей», набросившись с сердитыми упрёками на советских представителей. В своей книге упомянутый Роберт Джонс так описал происходившее в посольстве:
«Пресс-конференция в Спасо-Хаус [резиденции американского посла в Москве] начиналась довольно вяло, никто из репортёров даже не делал записей. Потом вдруг кто-то из них спросил о том, как проходят поставки по ленд-лизу. «Знаете, парни, – заметил Стендли, – с самого начала моего пребывания здесь я пытаюсь найти подтверждения тому, что русские получили от нас и англичан множество материалов». Стендли сделал паузу, потом упомянул о любезной готовности помочь со стороны американского конгресса, а затем продолжил: «Я пытался также найти свидетельства того, что наши военные поставки используются русскими. Мне не удалось это. Похоже, русские власти стремятся сохранить в тайне тот факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят, чтобы их народ думал, что Красная Армия ведёт войну в одиночку». На вопрос, не хотел бы он, чтобы это высказывание не вошло в записи, Стендли настойчиво попросил репортёров обязательно воспроизвести его. Как позже он откровенно писал в своём дневнике, данное заявление «рассеяло все иллюзии дома». В Государственном департаменте сразу же запросили причины того, почему он сделал такое заявление, но Стендли уже отправил туда депешу с разъяснениями. Молотов пригласил Стендли явиться в Кремль. 10 марта в тёплой обстановке Стендли и Молотов обменялись мнениями и расстались вполне довольными друг другом».
Скандал, устроенный послом США, был воспринят советским правительством негативно, но сдержанно. Отношения между союзниками и СССР в этот момент были сложными, чему способствовали затягивание открытия второго фронта в Европе и временное прекращение движения полярных конвоев в Мурманск и Архангельск из-за усиления немецких ВМС в северной Норвегии. Тем не менее, Москва решила не углублять возникшую «трещину», что было бы на радость берлинским пропагандистам, и никаких ответных дипломатических заявлений не последовало. Согласно телеграмме, отправленной спустя два дня после заявлений Стендли, Наркомат иностранных дел рекомендовал послу СССР в Вашингтоне Литвинову поступить следующим образом:
«Вы можете воспользоваться Вашим выступлением на завтраке у Стеттиниуса 11 марта, чтобы в спокойной форме дать достойный ответ на неуклюжую выходку Стендли, не называя его, конечно, по имени. Для Вашей ориентации сообщаем, что:
1) утверждения Стендли об отсутствии в нашей печати информации об американской помощи неправильны. Помимо известных Вам авторитетных выступлений, в которых наше правительство подчеркнуло значение помощи союзников, помимо подробнейшего опубликования всех речей Рузвельта и Черчилля и регулярной публикации всего сказанного ими о материальной помощи Советскому Союзу, только за последние полтора месяца опубликованы, например, следующие сообщения: 24 января – полностью заявление Стеттиниуса о поставках по ленд-лизу в 1942 году, включая все цифры, касающиеся СССР, 24 февраля –заявления Литтлтона в Ньюкасле об англо-американских поставках в СССР за 1941 и 1942 гг., 5 марта – подробное изложение всех важнейших заявлений и цифровых данных Стеттиниуса из его доклада сенатской комиссии по иностранным делам, 10 марта (в «Известиях) – подробное изложение статьи Стеттиниуса в «Амэрикен мэгэзин» об американских поставках продовольствия в Англию и СССР;
2) никто до сих пор не осмеливался ставить под вопрос эффективность использования американских и других импортных военных материалов Красной Армией, американцы не раз говорили о быстром их освоении нашими людьми, и намёки Стендли на то, что неизвестно, куда девается американское вооружение, являются смешными;
3) неуклюжая выходка Стендли, как говорят, удивила большинство присутствовавших на пресс-конференции журналистов, считающих его заявления бестактными и вредными».
Сам же посол США был удовлетворён результатом своего заявления. Как он писал позже, московская пресса в течение трёх дней хранила молчание, а потом вдруг рассыпалась «настоящим валом заявлений по поводу американской помощи России». Несмотря на грубый для дипломата ход, он добился чего хотел, хоть и поставил Москву и Вашингтон в весьма неудобное положение по отношению другу к другу. Как писал американский историк Роберт Шервуд, президент США не был доволен действиями своего посла, сочтя их грубыми и бестактными. 3 мая 1943 года Стендли подал прошение об отставке, которая была принята несколько месяцев спустя.

http://sd.uploads.ru/t/wDFER.jpg

Детские глаза красноречивее многих слов показывают ценность американской помощи. Сгущёнка и печенье в данном случае получены не по ленд-лизу, а как пожертвования от «Общества помощи России в войне» (Russian War Relief) — общественной благотворительной организации, которая за годы войны собрала и отправила в СССР продуктов, одежды и предметов обихода на 1,5 миллиарда долларов.

Возникшая щекотливая ситуация была несколько сглажена спустя полгода словами Сталина о значении американской помощи для СССР на конференции лидеров «Большой тройки» в Тегеране, которые американская пресса затем часто упоминала как самый большой комплимент за ленд-лиз.

                                                                    Тегеранская конференция.

Конференция руководителей трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании, состоявшаяся в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, принадлежит к числу крупнейших дипломатических событий Второй мировой войны. На ней впервые произошла общая встреча лидеров «Большой тройки» с целью решения и воплощения в жизнь важных вопросов войны и мира. Она оказала положительное влияние на межсоюзнические отношения и укрепила доверие и взаимопонимание между ведущими державами антигитлеровской коалиции.

http://s1.uploads.ru/t/BmVpG.jpg

Один из известнейших снимков «Большой тройки»: Сталин, Рузвельт и Черчилль на веранде советского посольства в Тегеране. На заднем плане помощники президента США.

В послевоенные годы в американской и советской литературе события Тегеранской конференции были освещены достаточно подробно: публиковались мемуары участников, сборники дипломатических документов с записями бесед и заседаний. Однако открыто с ними можно было ознакомиться только после 1961 года. Причиной тому была договорённость глав трёх союзных держав не предавать их гласности.
Согласно утверждению переводчика советской делегации Валентина Бережкова, США первыми нарушили эту договорённость, опубликовав в 1961 году в одностороннем порядке сборник дипломатических документов «Внешняя политика Соединённых Штатов. Каирская и Тегеранская конференции 1943 года» (Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943). В ответ в этом же году в СССР была опубликована часть документов Тегеранской конференции в журнале «Международная жизнь», а спустя шесть лет они вошли в сборник документов «Тегеран – Ялта – Потсдам», переиздававшийся позже ещё два раза.

http://sh.uploads.ru/t/vLbpm.jpg

Званый обед в британском посольстве в Тегеране по случаю дня рождения Черчилля, 30 ноября 1943 года: Рузвельт, Черчилль, Сталин и торт с 69 свечами.

Апофеозом в Советском Союзе стал изданный в 1978-1984 гг. шеститомный труд «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.», где второй том был полностью посвящён этой конференции. Необходимо отметить, что при создании этого труда составители пользовались вышеуказанным американским изданием, но при этом советский сборник включил в себя далеко не все описания встреч руководителей СССР, США и Великобритании. Так, к примеру, документы за 30 ноября 1943 года содержат записи встреч в следующем порядке:
беседа Сталина и Черчилля в 12:40;
беседа Молотова, Идена и Гопкинса в 13:30;
беседа глав государств во время завтрака в 13:40;
третье заседание глав государств 16:30-17:20.
Однако из советского сборника нельзя ничего узнать ещё об одном событии того дня — торжественном обеде в честь 69-летия Уинстона Черчилля, который начался в 20:30 и продолжался почти три часа. Кроме именинника, Сталина и Рузвельта на нём присутствовал весь основной состав трёх делегаций. Именно тогда Сталиным был произнесён тост, обозначивший значимость роли ленд-лиза для СССР в текущей войне.

http://sg.uploads.ru/t/v0XpA.jpg

Сталин произносит один из тостов на дне рождения Черчилля.

Однако для советских читателей он был секретом полишинеля. Хотя эти слова Сталина нельзя найти ни в одном из вышеупомянутых советских сборников документов, с ними можно ознакомиться в мемуарах участников этого банкета, изданными в СССР. Правда, с одной оговоркой — тост был подвергнут редакции, изменившей его суть. Примером тому является советское издание мемуаров Эллиота Рузвельта, сына президента США.
«Сложности перевода»
В 1946 году в США вышла книга «Как он видел это» (As He Saw It), автором которой был сын покойного Франклина Рузвельта Эллиот, побывавший со своим отцом на важнейших международных встречах руководителей великих держав. Спустя год после выхода книга была переведена и издана в СССР под названием «Его глазами». В своих мемуарах Эллиот Рузвельт отвёл целую главу рассказу о Тегеранской конференции, основываясь на собственных воспоминаниях очевидца, а также рассказах и записях своего отца.
Вероятно, это была первая публикация подобного рода, в которой освещались внутренние подробности происходившего в Тегеране. Её автор был свидетелем того, как Сталин произнёс свой знаменитый тост на дне рождения Черчилля и привёл его в качестве прямой речи в книге. В русскоязычном издании 1947 года он изложен так:
«Тосты следовали один за другим так часто, что мы не успевали садиться; в результате некоторые из нас так и беседовали стоя. Вспоминаю, как в промежутке между какими-то двумя тостами я выслушал соображения Рандольфа Черчилля по весьма важному вопросу, но не помню точно, по какому. Затем наступил момент, когда боги дружелюбия и веселья задремали, и тогда генерал сэр Алан Брук встал и начал распространяться на тему о том, что английский народ пострадал в этой войне больше, чем все другие, больше потерял, больше сражался и больше сделал для победы. По лицу Сталина пробежала тень раздражения. Возможно, что именно это побудило его почти сразу же встать и произнести тост.
– Я хочу рассказать вам, что, с советской точки зрения, сделали для победы президент и Соединённые Штаты. В этой войне главное – машины. Соединённые Штаты доказали, что они могут производить от 8 до 10 тысяч самолётов в месяц. Англия производит ежемесячно 3 тысячи самолётов, главным образом тяжёлых бомбардировщиков. Следовательно, Соединённые Штаты – страна машин. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну».
Однако при сравнении перевода с оригинальным текстом, можно обнаружить существенную разницу в изложении последнего предложения тоста Сталина, что в корне меняет суть сказанного:
«I want to tell you, from the Soviet point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from eight to ten thousand airplanes a month. England turns out three thousand a month, principally heavy bombers. The United States, therefore, is a country of machines. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war».
Любому знающему английский язык очевидно, что смысл последнего предложения оригинала не совпадает с тем, что мы видим в переводе. Оно должно звучать следующим образом: «Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

http://sh.uploads.ru/t/5KTBW.jpg

Большинство споров о роли ленд-лиза в войне на советско-германском фронте сводятся к подсчёту количества «Шерманов» или «Аэрокобр», при этом поставки почти 500 тысяч транспортных средств, от мотоциклов и командирских «Виллисов» до 20-тонных танковых трейлеров, позволивших Красной армии стать в разы мобильнее, обычно остаются за кадром. Поставки 100 000 одних только трёхосных «Студебеккеров» переоценить сложно — ко второй половине войны армия была насыщена ими. На фото одна из баз РГК, где грузовики ожидают отправки на фронт, весна 1944 года (http://visualrian.ru)
Любопытно, что в своей книге «Тегеран, 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах» Валентин Бережков, который, как и Эллиот Рузвельт, присутствовал на торжественном обеде, также приводит этот тост Сталина, который мало чем отличается от перевода 1947 года:
«– Я хочу сказать о том, что, по мнению советской стороны, сделали для победы президент Рузвельт и Соединённые Штаты Америки. В этой войне главное – машины. Соединённые Штаты доказали, что они могут производить от 8 до 10 тысяч самолётов в месяц. Англия производит ежемесячно 3 тысячи самолётов, главным образом, тяжёлых бомбардировщиков. Следовательно, Соединённые Штаты – страна машин. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну. За это я и хочу поднять свой тост…»
Документально слова Сталина были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции, который был опубликован в вышеупомянутом американском сборнике 1961 года на 469-й странице. Тост руководителя советской делегации был внесён в журнал как наиболее интересное событие торжественного обеда вечером 30 ноября 1943 года:
«I want to tell you, from the Russian point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from 8,000 to 10,000 airplanes per month. Russia can only turn out, at most, 3,000 airplanes a month. England turns out 3,000 to 3,500, which are principally heavy bombers. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war».
Эта версия тоста отличается от воспоминаний сына Рузвельта и вышеуказанных русскоязычных вариантов. Упоминание производства самолётов в СССР делает эту запись четвёртым вариантом слов Сталина, при этом единственным на данный момент подтверждённым документально (перевод Е. Скибинского):
«Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики. Таким образом, Соединённые Штаты – это страна машин. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что слова Сталина при переводе книги Эллиота Рузвельта в 1947 году были изменены. Причиной тому может быть грубая ошибка переводчиков, но, вероятнее всего, смысл искажён по политическим мотивам. Поэтому неудивительно, что в книге Бережкова мы не найдём ничего иного, несмотря на 20-летнюю разницу в изданиях.

http://sa.uploads.ru/t/7C0pe.jpg

Еще менее заметной, но вряд ли менее важной составляющей ленд-лиза были поставки сырья, расходных материалов и продовольствия. Так, считается, что одних только мясных консервов из США прибыло более двух миллиардов банок. При этом поставщики учитывали предпочтения заказчика — так, свиная "tushonka" производилась по советскому рецепту, в то время как для американцев было более характерным использование разного рода консервированной ветчины или колбасного фарша, ставшего знаменитым «спамом» (http://joyoffieldrations.blogspot.ru)
Это наводит на мысль, что другого варианта тоста Сталина в советской литературе могло и не существовать. Опровергнуть эту версию не представляется возможным, так как в советских сборниках документов записей о торжественном обеде в честь дня рождения Черчилля нет, несмотря на то, что их составители пользовались американским сборником. Подтверждение же этой версии можно найти в мемуарах Н.С. Хрущёва:
«Хотел бы высказать своё мнение и рассказать в обнажённой форме насчёт мнения Сталина по вопросу, смогли бы Красная Армия, Советский Союз без помощи со стороны США и Англии справиться с гитлеровской Германией и выжить в войне. Прежде всего, хочу сказать о словах Сталина, которые он несколько раз повторял, когда мы вели между собой «вольные беседы». Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы её натиска и проиграли войну. Этой темы официально у нас никто не затрагивал, и Сталин нигде, я думаю, не оставил письменных следов своего мнения, но я заявляю тут, что он несколько раз в разговорах со мной отмечал это обстоятельство. Он не вёл специально разговоров по этому вопросу, но когда возникала беседа непринуждённого характера, перебирались международные вопросы прошлого и настоящего, и когда мы возвращались к пройденному этапу войны, то он это высказывал».
Таким образом, фрагменты складываются в единую картину причин того, почему в 1947 году в результате редакции перевода появилась иная версия слов Сталина, просуществовавшая в советской литературе почти 50 лет. После окончания Второй мировой войны бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали противниками в «холодной войне». Это привело к настоящим сражениям на пропагандистском фронте, где они старались переписать историю в угоду своим интересам, занижая роль друг друга в победе над Гитлером и его приспешниками.
Вопрос о значении ленд-лиза оказался одним из острейших. В СССР была начата историко-пропагандистская кампания, целью которой было лишить значимости американскую помощь советскому союзнику в годы Великой Отечественной войны. Уже в 1947 году была опубликована работа первого заместителя председателя Совнаркома СССР Николая Вознесенского под названием «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», в которой автор охарактеризовал помощь союзников как имевшую малосущественное значение:
«Увеличение импорта товаров (преимущественно сырья и материалов) произошло за счёт поставок союзников СССР в войне против Германии и Японии. Однако, если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%».
Впоследствии эти «всего лишь около 4%» стали основной характеристикой ленд-лиза в советских исторических трудах. На этом фоне публикация слов Сталина о том, что без ленд-лиза «мы бы ПРОИГРАЛИ войну» шла бы вразрез с принятой установкой, выглядя нелепо.

http://sg.uploads.ru/t/QANBE.jpg

Сталин беседует с Рузвельтом на Ялтинской конференции, 4 февраля 1945 года.
Однако «концы в воду» спрятать всё-таки не удалось, так как спустя год после Тегерана Сталин высказался о значении ленд-лиза ещё раз, но уже на Ялтинской конференции — во время получасовой официальной беседы с Франклином Рузвельтом 8 февраля 1945 года. В её конце Сталин попросил президента подтвердить информацию о предоставлении СССР части торгового флота США после окончания войны. Рузвельт ответил, что он может предоставить излишки торгового тоннажа в виде кредита на выгодных для СССР условиях. Глава советского государства был этим удовлетворён:
«Сталин говорит, что это будет другим замечательным мероприятием Соединённых Штатов. Ленд-лиз, это новое изобретение американцев, сыграл большую роль в этой войне. Раньше союзникам было обидно получать субсидии, а теперь им не обидно получать вооружение по ленд-лизу. Если бы не ленд-лиз, то победа была бы сильно затруднена».
Нет никаких сомнений, что именно в кровопролитных сражениях на советско-германском фронте Красная армия сломала хребет сильному и опасному врагу, и это произошло в том числе благодаря ленд-лизу. Признание значимости американской помощи в трудные для Советского Союза годы нисколько не лишает его заслуженной победы во Второй мировой войне. Признавал это и Сталин.

Автор Владимир Нагирняк.

Источник Ссылка


Вы здесь » Форум ГСВГшников » #Вторая мировая » Наши союзники