Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Родные с детства нам места » Нижегородское Поволжье‡Там где Сура впадает в Волгу&


Нижегородское Поволжье‡Там где Сура впадает в Волгу&

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Так уж случилось, что в одной из соцсетей я стал инициатором создания группы о своей малой Родине. Поэтому решил поделиться некоторыми материалами, собранными за время существования этой группы и на нашем форуме.
Возможно кому-то будет и интересно.

http://s3.uploads.ru/t/WoISh.png

Николай Тимошенко

"Воротынец"

Там, где речка Гремячка несмело

Свои воды в Чугунку несет,

Средь кудрявых берез белотелых

Воротынец, как витязь живет.

Устремил он свой взгляд на дорогу,

Развернулся в вишневых садах.

Он склонился у храма святого

И купается в Барских прудах.

По уклону подвинулся к речке

Мимо лип, тополей и дубов,

Опустился на ваше крылечко

И в молчании замер без слов.

Здесь за Ельками солнце садится,

Над великою Волгой встает.

Прилетает к нам счастья синица –

Всем живущим года раздает.

Пусть кукушка считает минуты,

Соловьи веселятся в кустах.

Молодым среди яблонь уютно

И тепло в сердцу милых местах.

2

http://s3.uploads.ru/t/948bm.jpg



"Разнежье"- какое удивительное красивое название! А между тем, это одно из старейших сёл на Нижегородчине. Согласно суздальской летописи в 1372 году есть упоминание о первом поселении — Разнежье на Воротынской земле.

Привольное Разнежье,
пленило ты меня
Черёмухою вешней
и трелью соловья.
В луга твои раздольные
ходили мы гулять,
На берегах озёр в цветах любили отдыхать,
А рано утром нас встречал могучий тёмный лес,
Лохматой хвоею качал, возвысясь до небес
Грибов и ягод нам дарил ну, просто, без числа
И чуть хватало наших сил добраться до двора.
Но, главное, останется в памяти моей,
Что нет людей приветливей, проще и добрей
Не просто так здесь Божий Храм всегда открытым был
И никакой коварный враг его не разорил.

http://s9.uploads.ru/t/3yqrC.jpg
http://s5.uploads.ru/t/B0fes.jpg

3

История села Разнежье.
После смерти в 1389 году великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского правителем государства стал его сын Василий Дмитриевич. Действуя всеми доступными средствами он повел активную политику на присоединение к Московскому княжеству исконных русских земель. Так в 1392 году он купил в Орде у Тохтамыша права на великокняжеский стол Нижегородского княжества. Местные бояре утратили прежние привилегии и вынуждены были искать источники существования. Так Семен Разнежский заложил своё имение, включая земли, воды и бортными угодьями за 20 руб. серебра архимандриту нижегородского Благовещенского монастыря Малахию до Вербного воскресенья следующего года. В случае неуплаты в срок долга Разнежские земли навсегда переходили в монастырское владение. Очевидно, князь не сумел найти денег для выкупа, хотя он оговорил в договоре, что в случае неуплаты им долга, Разнежские земли и воды будут значится как вклад для поминовения 3 февраля каждого года его вместе с родом. Так древняя запись монастырского синодика (сохранился в подлиннике) не только уточняет полное прозвание первого владельца земель на левобережье Волги — Семена Степанова сына Разнежского, но и состав одного из древнейших родов нижегородцев.

Два последующих столетия не приносили Благовещенскому монастырю особых доходов от разнежской вотчины. Эти земли оказались беззащитными перед постоянными угрозами с востока со стороны Казанского ханства. Так в 1439 году отряд Улу-Мухаммеда выжег Макарьев-Желтоводский монастырь, пройдя вверх по Волге как раз через Разнежье. После этого район Заволжья запустел на века. Власти Благовещенского монастыря стали платить в казну за Разнежские владения в год всего 50 коп.

Согласно нижегородской летописи, «в Разнежье в мае 1469 года ночевала судовая рать нижегородского воеводы И. Д. Руна, направлявшегося походом на Казань».

После окончания Смуты начала XVII века, в относительно мирных условиях жизни Поволжья, жизнь здесь стала постепенно возрождаться.

Весьма ценная историческая и географическая информация содержится в монастырских описях владений: «Благовещенского монастыря вотчина село Разнежье, что поселено вновь после писцовых прежних книг (1621 — 1624 годов) от реки Волги вверх по Рознежской заводи, от устья на правой стороне, на бортных Рознежских ухожьях и от реки ж Волги, промеж речек Талбочановки и Орловки, а Строек и Бабки то ж».

В 30-х годах XVII в. был возведен деревянный шатровый Благовещенский храм, в его ризнице были не только обычные для сельских церквей оловянные сосуды, но и серебряный потир и дискос.

В середине XVII века среди сельчан появились и бобыли, не имевшие пахотной земли и занимавшиеся исключительно ремеслом и торговлей.

В 1651 году рудознатец лысковчанин Федор Бобер близ Разнежья выявил промышленные залежи болотных руд. В Москву сообщалось, что

« «Нижнева Новагорода Благовещенскова монастыря вотчин, село де, словет Рознежье и дер. - Рознежье, тут де сказывают большую железную руду. А мастеров де у них нет; а руда де лежит в стоячего человека; емлют де крестьяня Благовещенска монастыря тое руду; кладут в онбар, а железа де у них делать некому...» »
Владелец лысковских земель боярин Б. И. Морозов указал своему нижегородскому приказчику П. Внукову незамедлительно перекупить рудные места у властей Благовещенского монастыря. Однако последние осознали выгоды рудных разработок, поэтому в Разнежье прислали нижегородского кузнеца Андрея Павлова, который наладил местную выплавку железа. Он и стал родоначальником местного рудного промысла в XVII веке. Главным же в жизни крестьян и бобылей Разнежья все же оставались работы на Волге и обслуживание её судоходства. Заезжим торговцам сбывался строевой лес и небольшие суда, смола и льняные холсты, железо в прутьях и кованные судовые скобы.

В конце XVII столетия Разнежье с приписанными к нему починками и деревнями стало одним из крупнейших вотчинных хозяйств столичного патриаршего дома, ибо еще с XIV века нижегородский Благовещенский монастырь был домовым Московских митрополитов, а с времени учреждения в России патриаршества (1589 год) — домовой патриаршей обителью, регулярно получая из Москвы поддержку и жалованные грамоты с привилегиями.

Серьезный урон хозяйству Разнежья принесла Петровская эпоха с её войнами и всевозможными «тяготами» для простого люда.

В 1700 году, когда Петр I запретил избрание на место умершего нового патриарха, село потеряло своего покровителя. Обширные владения нижегородского Благовещенского монастыря, в том числе Разнежье, оказались подконтрольными государству. Крестьян ежегодно забирали на общественные работы: для рубки леса на строительство флота, на возведение новой столицы Санкт-Петербурга, самых сильных и молодых мужчин забирали в рекруты. Ежегодно росли различные подати и чрезвычайные поборы: на наем ямских подвод для перевозок войск, артиллерии и провианта, на покупку лошадей и седел, в «корабельное дело» и т. п.

Хозяйство Разнежья в начале XVIII столетия пережило заметный упадок еще и по другой причине. В 1700 году Петр I пожаловал адмиралу Ф. А. Головину правобережную Барминскую волость. Барминцы, пользуясь покровительством графа, самовольно въезжали в леса Разнежья, вырубали леса, опустошали борти, захватывали сенные пожни и покосы, рыбные ловли и бобровые гоны.

В 1764 году земли, принадлежавшие Благовещенскому монастырю, были отписаны в казну, и Разнежье было подчинено Коллегии экономии. Тогда в селе насчитывалось 376 мужчин и 403 женщины. Село стало центром особой Разнежской волости, которая в 1779 году вошла в состав Васильсурского уезда. При государственном управлении жизнь местных крестьян стала куда как легче, что тотчас сказалось и на росте численности населения.

До XX века Разнежье оставалось крупным промысловым центром Поволжья, ориентируясь на жизнь Волги. Отсюда вывозился строевой лес, плотники из Разнежья ежегодно уходили на заработки на верфи, точно так же, как и в лоцманы, водоливы и вообще судорабочими самых различных специальностей.

В XXI веке село, прошедшее через века своей истории весьма трудный путь, переживает далеко не лучшие времена. Серьезнейший удар по хозяйственно-бытовому укладу Разнежья нанесло поднятие воды в Чебоксарском водохранилище. Под волжские воды ушли заливные луга, исчезли пастбища для скота. Начавшаяся в середине 1980-х годов перестройка привела к исчезновению лесных промыслов.

http://s3.uploads.ru/t/mkH8v.jpg
Разнежская заводь до затопления Чебоксарский водохранилищем.

http://sh.uploads.ru/t/LOAeP.jpg
Разнежская заводь в наши дни.

http://s8.uploads.ru/t/TGPvj.jpg
http://s8.uploads.ru/t/hS1cl.jpg
http://sh.uploads.ru/t/uU1Dw.jpg

4

Есть на карте Нижегородской области небольшое живописное село Фокино. Утопает оно в садах, величаво посаженное на крутом откосе, нависшем над изгибом красавицы Волги, круто поворачивающей свой берег на юг, соединяясь с Сурой и образуя обширную луговую пойму с жемчужными озерами, с душистыми изумрудно - разноцветными переливами трав. В летний период приезжают сюда люди, кто-то на свою малую родину, кто-то на рыбалку, кто-то просто отдохнуть и насладиться природной красотой села.

http://sd.uploads.ru/t/18Z2D.jpg
http://s8.uploads.ru/t/8HGLf.jpg
http://s5.uploads.ru/t/q1IlK.jpg

По легенде, основанное Фокой-разбойником село славилось богатством построек домов–полудомков, отличительной чертой которых было наличие кирпичного потолка у первого этажа. Делалось это на случай пожара в “кладовой” (первый этаж дома) где жители хранили богатства и иконы. Впервые Фокино упоминается в 1569 году в завещании (духовной грамоте) князя-русского воеводы, боярина Михаила Ивановича Воротынского. Расположение села на высоком волжском береге позволило местным жителям разводить богатые плодовые деревья. Исторически старожилы села большей своей частью являлись старообрядцами-беспоповцами. Издревле к жителям села прикрепилось прозвание-кулугуры (староверы, старообрядцы беспоповцы, раскольники). Староверы не стремились к особой близости с остальными жителями села. "Выбросить кружку из которой пил мирянин"-фраза,которая не совсем лишена смысла. Скорее кулугуры имели дома специальные чашки "для прочих".
Существовала, даже еще в прошлом веке, одна странная особенность старообрядцев Фокино: хоронить тех, кого не успела зарегистрировать власть сельсовета прямо в огороде дома. Обращаясь к жизнеописанию святых, святой мученик Фока Синопский имел сад, жил скромно на проданные плоды, оказывая христианское воздействие на людей. Умертвить его решили власти, а исполняющие приказание и не решилась убить радушного хозяина. Праведник же приготовил гроб, выкопал могилу в собственном саду и смиренно преклонил голову под меч. Погребен мученик Фока был в собственном саду, о чем имеется достоверное описание Астериемия Амасийского , по свидетельству которого память мученика Фоки особенно чтилась мореплавателями. Знаменательно, что Фока-разбойник по фокинским преданиям был речным пиратом, промышлявшим на берегах Волги.
Местные историки и краеведы связывают название села с именем разбойника Фоки (данная теория весьма активно обсуждается жителями села), но ни одного документального подтверждения в исторических документах не существует. Вероятно, основавшие пятьсот лет назад жители дали месту имя святого -садовода, потому что уникальность села заключается и в его великолепных садах (отличительная особенность данной местности). Желание же придать фольклорный колорит селу скорее всего принадлежит местным аборигенам, влюбленным в действительно непостижимые красоты фокинских бугров. Но легенда жива и по сей день, находятся искатели сокровищ Фоки-разбойника, которые с металлоискателями скрупулезно проходят по балкам и буграм села. Фокинский край является очень зажиточным и за счет немалых урожаев яблок, слив и вишен летом. На огромном высоком берегу Волги, на благодатной почве и при неплохих климатических условиях растут яблоки редкого вкуса и размера. За счет сбора и продажи урожаев и строились в стародавние времена двухэтажные дома в селе.
Излюбленным местом отдыха в летний период является “Вышка”, которая представляет собой высокий и обрывистый холм над несущей свои воды великой русской рекой. Взгляду с “Вышки” открывается огромный простор бассейна реки. Сколько взгляда хватает, видна река: слева это острова и дамба у села Михайловское, которое лежит напротив Фокино. Справа великолепная долина реки, которая полукольцом упирается в Васильсурск, огни которого в хорошую погоду можно наблюдать, гуляя по улицам села. Долгие годы Фокино являлось центром детского отдыха. В летние месяцы в селе функционировал пионерский лагерь «Тополёк», в котором отдыхала практически вся детвора района.
http://sh.uploads.ru/t/GzND6.jpg

По материалам:
«Религиозное наследие средней Волги» Куклина И.Г., Куклина А.С.
«Ранняя история Княгинина и Фокина в документах и фактах» Юрищев М. А.

СЕЛО ФОКИНО

Гласит преданье: здесь до срока,
Где глушь и тишь. и рос бурьян
Держал разбой отважный Фока,
Отважной шайки атаман.
Таились лодки у причала,
был скрытен Фокинский притон...
так повелось его начало
С Ивана Грозного времен.
Вокруг богатая природа.
На берег Волга смотрит в высь.
Здесь лес, поля, луга и воды,
Как на свиданье собрались.
С печатью вольности и славы
Река раздвинув берега,
Как бы выплескивала травы
На наши древние луга,
Сюда по воле и приказу
Свободный или крепостной
Шел, и за дело брался сразу
Работный люд мастеровой.
Работа шла. Метал варился,
Штыки ковались, якоря.
Канат судам фабричным вился,
И с неба падала заря.
В садах и яблоки, и вишни,
до сыта фруктами корми!
Они давно на рынки вышли
Ижевска, Нижнего, Перми...
Село заполнено садами,
Садами полнится доход.
Пусть и бывает временами
В плену у яблочных забот.
Из улиц чувствует лишь Слуда
Себя заброшенно и худ.
Десятки лет вопрос больной
Дорожный ну и бытовой...
Текут века, мелькают годы
Цивилизации поклон.
Но во владения природы
Внедрились свалка и бетон.
Здесь, как нигде, без тени. ясно,
Озер имея гиблый вид:
Природу побеждать опасно.
Она за это отомстит.
В лугах запасы ягод тают.
И видно с дамбовских высот:
Кусты и кочки вырастают
В сопровождении болот.
Но что бы ни было такое,
Что ум тревожит, сердце жжет,
Оно для жителей родное,
И смотрит весело вперед.
С родной страной, с другими вместе
Живет. И здравствует пока.
С запасом планов лет на двести,
И с оптимизмом на века.

А.Г. Карпов.

http://sh.uploads.ru/t/2b1qJ.jpg
http://sg.uploads.ru/t/MTNtX.jpg
http://sh.uploads.ru/t/snI25.jpg
http://s8.uploads.ru/t/yoKrN.jpg
http://sg.uploads.ru/t/KFNMO.jpg
Этот дом привлекает внимание прохожих массивными металлическими дверями нижнего этажа-кладовой. Двери украшает табличка «1873 - А.П.Г.» Ясно, что 1873 год – дата рождения дома. А.П.Г. – Адриян Павлович Гурьев, хозяин, его построивший.

5

Красная Горка небольшой посёлок, расположенный в 5км от автострады Москва -Казань. Название поселка связано с его расположением на горе, богатой красной глиной. А еще в старину люди называли все красивое "красным". Вот так и стало поселение Красной Горкой. А может ведет он свое название от одного из первых весенних праздников - Красная Горка (второе воскресение после Светлого Христова Воскресения), когда молодежь со всей округи собиралась на высоком подсохшем после зимы месте, разжигали костры, водили хороводы, приглядывали себе спутников жизни.
Под крутым бугром протекает река Имза, ее старинное название — Малиновая; Имза впадает в Ургу, которая уже впадает в Сypy. Старинное название реки Урги — Беличья. Реки богаты налимами, сомами, плотвой, линями, щуками, окунями, карасями, карпами, язями, встречается сазан, лещ. Кроме рыбы здесь водятся раки, это говорит о том, что вода чистая. В тихих заводях селятся дикие утки, иногда выпь. Водились в этих местах бобры и ондатры.

http://s9.uploads.ru/t/iKTtm.jpg

За рекой расстилаются необъятные просторы лугов, покрытые ковром цветов. Поселок обрамлен с трех сторон березовыми рощами, богатыми грибами и ягодами. Прошлое очень интересно, о нем можно много всего рассказывать. Раньше здесь были большие леса, но проживало мало людей. В начале XIX века, проезжая из Нижнего Новгорода в Курмыш, князь Оболенский был так очарован красотой здешней природы, что решил построить здесь себе дом. Он покупает это поместье у помещика Демидова, строит трехэтажный красивый дом, похожий на средневековый замок, с большими подвалами, с двумя башнями, окнами, терраса которого выходят на сторону реки. Строили этот дом местные мастера — каменщики из деревни Липовки.
http://s9.uploads.ru/t/q5JUO.jpg
http://sg.uploads.ru/t/k8ZEe.jpg

Как блестяще был решен в усадьбе вопрос водоснабжения! Чтобы наполнять водой вмонтированный в одну из башен резервуар, был изобретен... вечный двигатель. Да-да! Из родника, бьющего у подножия глубокого оврага, вода поднималась по трубам на высоту нескольких десятков метров без помощи каких-либо механизмов в большую емкость, а оттуда попадала на кухню и в фонтан, бьющий в парке перед замком.
Мало-помалу здесь стали поселяться люди. Так образовался хутор Гремячий. Местные крестьяне работали на поденщине у приказчиков князя. В доме у Оболенского порядки были суровые. В поместье жили те, кто работал на князя. У него была своя ферма, лошади, коровы, другая живность. Работала маслобойка. Все это стало базой первого коллективного хозяйства на территории Воротынского района - совхоза "Восход". Прошло время, не стало князя Оболенского. А дом пережил Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну.
http://s3.uploads.ru/t/3t6h4.jpg
http://s7.uploads.ru/t/jth2L.jpg
http://sh.uploads.ru/t/OnC5f.jpg
http://sd.uploads.ru/t/LvaG1.jpg

К сожалению, сегодня от усадьбы сохранились лишь развалины дома и парк. Пожар и черствые бездушные людские сердца сделали свое дело. Воистину что имеем, не храним.
http://letopisi.ru/

6

По-настоящему зимним выдался день 10 декабря в этом году. Мороз и солнце сделали своё дело, посеребрив ветви деревьев. Они  так и сверкают снежной гирляндой. Пройтись по деревенской улице в такую погоду - одно удовольствие!
Село Сомовка Воротынского района.
https://i.imgur.com/7NSqTLU.jpg
https://i.imgur.com/V0g3YpX.jpg
https://i.imgur.com/nU6qkJt.jpg
https://i.imgur.com/eRFvZbi.jpg

7

Этот фильм Александрины Вигилянской, о том как умирает древний русский город, который в этом году отмечает своё 650-летие, на мой взгляд, не должен оставить равнодушным никого.
Фильм о малой родине, о патриотизме, об истоках.

#курмыш
#гласнарода

8

73575,8 написал(а):

черствые бездушные людские сердца сделали свое дело.

Не давно, мне историю рассказали, про которую я и раньше прекрасно знал, только вот смотрел на её, совсем под другим углом. Есть у нас деревня,  Петровка, на границы района, в которой  в молодости, часто бывал на уборке урожая. Там достопримечательность, церковь в центре села, но в запущенном состоянии была. Сам лично, в её семенные семечки завозил, тогда ещё на ЗИЛе. Как то кощунственно казалось. Но вот мне и обьяснили, что это делалось как раз специально, во благо, поскольку складов хватало..Ни кому в голову не придёт, разбирать по кирпичам "склад зерна", поскольку, в ранишние времена, за это лет десять тюрьмы, в лучшем случае получить можно и денег, на поддерживающий ремонт церкви, ни кто не даст, а вот на ремонт " склада" без проблем и ворота, окна и кровли ремонт. Так вот церковь и сохранили. Куполов конечно не было и штукатурка обсыпалась, но стены были целыми. Это существенно сократило расходы, на её восстановление и будь там развалины, возможно бы ни кто и не взялся за это, поскольку деревня не большая, 40 км.от райцентра, приход не большой, голосов на выборах не добавит..А так, хозяин завода ЧМК и восстановил..не один конечно, но основные расходы его. В других местах, от храма только фундамент, в деревне людей меньше тысячи...на такие конечно трудно меценатов найти :dontknow:
https://i.imgur.com/Tzk64ZYm.jpg

https://i.imgur.com/6CNdOPQm.jpg

Отредактировано Матвеев Олег (01-02-2022 09:20:10)


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Родные с детства нам места » Нижегородское Поволжье‡Там где Сура впадает в Волгу&