Пока мы пробираемся через лес, расскажу историю аэродрома и этого места. Как я уже упоминал, до прихода советов эта территория относилась к Куммерсдорфскому полигону, являвшемуся самым важным исследовательским и испытательным центром кайзеровской Германии а позже и Третьего рейха, на котором еще с 1870 года проходили испытания новые взрывчатые вещества, мины, бомбы, танки, бронетехника и орудия. Про этот полигон у меня будет отдельный пост, ведь именно там зарождалась немецкая ракетная и ядерная программы и следы испытаний ракетных двигателей до сих пор сохранились, как и остатки ядерного научного центра Третьего рейха. Полигон активно использовался Третьим Рейхом вплоть до последних месяцев своего существования.
После 1945 года территории полигона отошли Красной армии, которая продолжила их военное использование. На территории испытательного полигона в Куммерсдорфе был построен военный городок ГСВГ, а в Шперенберге в 1958 году началось строительство главного военного аэродрома группировки советских войск в Германии. До этого времени военные грузы для советских войск прибывали в берлинский аэропорт Шёнефельд, который был ограничен в возможностях, так как являлся также главным пассажирским аэропортом ГДР. Решение строить отдельный военный аэродром назревало давно и после интенсивного спора с правительством ГДР насчет того, кто будет все это оплачивать был достигнут консенсус и в 1958 году началось строительство.
Строительством аэродрома занимались немецкие специалисты, также на стройке активно использовался труд заключенных из тюрьмы Zuchthaus Brandenburg-Görden. Полностью аэродром был готов к первому мая 1974 года и активно использовался на протяжении следующих двадцати лет. В сентябре 1994 года аэродром покинул последний российский самолет. В интернете есть информация о том, что заброшенный аэродром в середине 1990-х пару лет использовался русской мафией для доставки контрабанды в Европу, так как в первые годы после ухода российской армии небо восточных земель еще не было защищено, а русские забрали с собой всю радарную технику и средства пво. Местные жители свидетельствуют, что изредка по ночам сюда садились транспортники и на территорию аэродрома заезжали фуры.
Во времена ГДР аэродром Шперенберг стал полноценным советским городом с населением около 5 000 человек. Тут была создана вся необходимая инфраструктура - детский садик, школа, больница, хлебопекарня, магазины и прочее. Сюда каждый день из Потсдама ходили поезда, а также был прямой поезд до Москвы.
Советская армия использовала аэродром очень интенсивно. Тут базировались как военные транспортники, так и пассажирские самолеты, а также вертолеты. Главным пользователем аэродрома была 16 воздушная армия. Тут базировались такие самолеты, как Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134А, вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-24 и самолеты радиоэлектронной борьбы Ил-20 и Ил-22. Также на территории аэродрома располагался учебный центр "Электрон", в котором готовили офицеров для Народной армии ГДР.
Уже в 1990-е годы тут приземлялись российские пассажирские самолеты Ил-62 и Ту-154. А в год вывода российских войск из Германии Шперенберг стал главными воздушными воротами, через которые россияне вывозили свою технику, оборудование и людей. В этом году тут регулярно приземлялись и взлетали такие гиганты как Ил-76, Ан-22 и Ан-124. В 1990-х аэропорт использовался также для контрабанды, сюда загоняли угнанные дорогие автомобили для доставки их в Россию, а из России сюда поступали дешевые сигареты и алкоголь. Крышевала все русская мафия в сговоре с военными чинами.
После того, как последний российский самолет покинул аэродром, территория была передана в собственность немецкому государству. В 1990-х годах аэродром Шперенберг рассматривался в качестве кандидата на создание главного аэропорта Берлина-Бранденбурга, но из-за отдаленности от Берлина проект был отклонен, так как требовалось строительство скоростной железнодорожной магистрали связывающей аэропорт и столицу, что увеличивало и без того немалую смету проекта. В итоге новый берлинский аэропорт сейчас строится в Шенефельде, а Шперенберг превратился в заброшенную зону, площадью 24 квадратных километра.