История полигона.
После франко-прусской войны 1870-1871 годов немецкое военное командование занялось поисками новой территории для артиллерийского испытательного полигона. В связи с увеличением мощности артиллерии и дальности стрельбы орудий, старый полигон, расположенный в берлинском районе Тегель, перестал отвечать актуальным требованиям времени и стал слишком тесен. Выбор артиллерийской комиссии пал на участок Куммердорфского леса, расположенный в пятидесяти километрах южней Берлина. В 1874 году начинается строительство нового полигона, для сообщения которого с Берлином сооружается железнодорожная ветка, которая изначально использовалась исключительно военными. В честь открытия нового полигона была выпущена даже специальная открытка.
Но новосозданном полигоне тестировались орудия, снаряды, мины, тут упражнялись в строительстве и разрушении фортификационных сооружений, в возведении железных дорог и мостов, даже дирижабли-бомбардировщики тренировались на этом полигоне. Тут же проходили испытания легендарного орудия Первой мировой "Большой Берты", способного запустить 1000-кг снаряд на 15-км расстояние.
После окончания Первой мировой, Германия подписывает Версальский договор, который запрещал немцам разработку новых вооружений. Но немцы лишь усиливают секретность вокруг полигона и продолжают разработку нового оружия, а с середины 1920-х на полигоне возобновляются стрельбы. С 1932 по 1937 в Куммерсдорфе над разработкой жидкостных ракетных двигателей трудился Вернер фон Браун и отсюда же он запустил первые ракеты, достигшие высот 2,2 и 3,5 км.
Летом 1933 года Гитлер впервые посетил Куммерсдорфский полигон, весной 1934 года он снова бывает тут с визитом, когда и была сделана эта фотография на ступенях офицерского казино. Человек в цивильном в верхнем ряду по центру - Вернер фон Браун.
Впоследствии Гитлер неоднократно бывал в главной военной кузнице Германии, которым стал Куммерсдорфский полигон. На фото очередной визит Гитлера на полигон в 1939 году.
В 1926 году на территории полигона создается Центр военной физики и химии, на котором с 1939 года проводятся эксперименты в рамках немецкой ядерной программы под руководством Курта Дибнера. Для этих целей в Кумерсдорфе сооружается первая в Германии ядерная сборка. В 1938 году на полигоне строится испытательный полигон для механизированной военной техники, на которую Третий рейх делал особую ставку в будущей войне. Этот тестовый полигон стал первым в мире сооружением подобного рода для испытания внедорожной техники и впоследствии активно использовался в ГДР для тестирования бронемашин, армейских внедорожников и цивильного автопрома. В настоящее время он находится в руках частной организации.
В 1926 году на территории полигона создается Центр военной физики и химии, на котором с 1939 года проводятся эксперименты в рамках немецкой ядерной программы под руководством Курта Дибнера. Для этих целей в Кумерсдорфе сооружается первая в Германии ядерная сборка. В 1938 году на полигоне строится испытательный полигон для механизированной военной техники, на которую Третий рейх делал особую ставку в будущей войне. Этот тестовый полигон стал первым в мире сооружением подобного рода для испытания внедорожной техники и впоследствии активно использовался в ГДР для тестирования бронемашин, армейских внедорожников и цивильного автопрома. В настоящее время он находится в руках частной организации.
Сохранилась фотография территории полигона, сделанная в 1936 году с воздуха. Справа внизу отчетливо видны две полосы артиллерийских стрельбищ: западное было сооружено в 1917 году и имеет длину 7,5 км - тут тестировали мелкокалиберную артиллерию и стрелковое оружие, восточное стрельбище тянется на 13 км и было построено в 1880 году для тестов тяжелой артиллерии.
В Куммерсдорфе тестировали всю трофейную бронетехнику а также прототипы бронетехники Рейхсвера, в числе которых и самый тяжелый немецкий танк Porsche Typ 205, более известный по кодовому имени "Мышь". Вес машины составлял 188 тонн, что делает этот танк самым тяжелым за всю историю танкостроения. Цех, в котором планировалась серийная сборка "Мыши" находился на территории Куммерсдорфского полигона и частично сохранился до нашего времени, правда, до него мы так и не добрались, но об этом подробней расскажу во второй части. Всего было построено два прототипа "Мыши", которые так и не совершили ни одного боевого выстрела. При приближении Советской армии к Вюнсдорфу, находящийся там экземпляр Мауса взорвали, второй прототип, расположенный в Куммерсдорфе взорвать не успели и он попал в руки советских специалистов, которые вывезли его в Союз, где разобрали на запчасти с целью изучения. В настоящее время оболочка одного "Мауса" с башней от другого находятся в подмосковном музее "Кубинка".
В апреле 1945 Советские войска захватывают территорию полигона, уничтожив защищающую полигон группировку Фольксштурма, состоящую из 1100 немцев, которые были тут же и похоронены. С полигона демонтируется все ценное оборудование, которое вместе с уцелевшей документацией и ученым составом вывозится в Советский Союз. Остатки стендов, тестовых камер, артиллерийских мишеней и наблюдательных постов уничтожаются. В послевоенное время полигон больше не использовался для испытаний и разработки военной техники - на его территории размещаются части Советской армии, среди которых: 56-й ордена Красной Звезды автомобильный полк, 6-й полк тяжёлых машин, дорожно-комендантский батальон, 110-й Отдельный ремонтный батальон, 3-й зенитный ракетный дивизион 133-й гвардейской зенитной ракетной бригады "Круг" (штаб бригады в г. Ютербог) и отдельная рота ГСМ. В 1958 году в северной части полигона советы строят самый крупный на территории ГДР военный аэродром Шперенберг.
Военная история Куммерсдорфа заканчивается в 1994 году с выводом группировки советских войск из Германии, после чего территория полигона превращается в огромный заброшенный ареал. Использовать его для цивильных целей нельзя, так как земля там заражена неутилизированными отходами, оставшимися после ухода российской армии, к тому же территория считается опасной по причине многочисленных боеприпасов, которые хранит в себе земля. Для ее рекультивации требуются немалые средства, которых у небогатого Бранденбурга нет. По этой же причине невозможно создание полноценного музейного комплекса на этой территории.