Для того, чтобы закопать Т-55, требуется 4 человеко/часа, т. е. экипаж по нормативу обязан был вырыть танковый окоп всего за час.
Уже , не помню нормативы , - но только никак не час ! Цифра в пять- шесть часов , - будет более подходящей ...
Форум ГСВГшников |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Техника и вооружение
Для того, чтобы закопать Т-55, требуется 4 человеко/часа, т. е. экипаж по нормативу обязан был вырыть танковый окоп всего за час.
Уже , не помню нормативы , - но только никак не час ! Цифра в пять- шесть часов , - будет более подходящей ...
Размеры окопа по дну зависят от типа танка. Для танков типа Т-62 -- Т-90 ширина окопа 4 метра, длина 5 метров, длина въездной аппарели 2.2.- 2.35 метра (зависит от плотности грунта), глубина окопа 1.25 - 1.35 метра, высота бруствера 1.2- 1.65м..
Для устройства такого окопа (без блиндажа на экипаж) требуется переместить 38 -42 куб.м. грунта.
В среднем грунте экипаж из трех человек сможет отрыть окоп за 12-14 часов. При механизированной отрывке требуется 1.4 машино-часа бульдозерного оборудования БТУ и до 1.1 чел.час. ручной работы.
Эти цифры взял из руководства....
Отредактировано Сергей Ковалев (04-11-2018 12:42:12)
Уже , не помню нормативы , - но только никак не час ! Цифра в пять- шесть часов , - будет более подходящей ...
Значит, память подводит, виноват.
Отредактировано vt10otb (04-11-2018 13:09:33)
о какой то причине, этим отвалом пользоваться нам запрещали
А нам не запрещали, пользовался этой штукой, и даже как то оборвал кабель связи на полигоне (рассказывал уже)
В запасном районе, окопы были вырыты ещё до нас,
Да по моему, вдоль всех танковых трасс эти самые капониры были понакопаны... обычно располагались елочкой к трассе... По крайней мере так было вокруг Либеройзенского полигона...
Кевлар - что же это такое на самом деле и как его производят? Объясняют химики.
Кевлар - торговое название пара-арамидного (поли-пара-фенилен-терефталамидного) волокна, разработанного учёными американской химической компании DuPont
Тогда, в 1964 году, исследовательская группа искала решение, как заменить автомобильные шины на значительно более легкие, но в то же время сохранить прочность. Положительного результата удалось достичь Стефани Кволек. Она сумела получить волокна исключительной прочности, которые после тестирования показали ошеломляющие результаты - новая нить оказалась прочнее стали. Материал обязан своей прочностью большому количеству водородных связей между карбонильной группой и группой NH, а также стэкингу ароматических колец. Весь научный состав лаборатории осознал всю значимость полученного материала, а также безграничные возможности химии полимеров.
Сейчас кевлар производят по реакции, показанной на картинке. Волокнообразующие полимеры производятся при низкой температуре путем поликонденсации в растворе. К последнему добавляют реагенты и интенсивно перемешивают. Из этого раствора выделяется полимер в виде крошки или геля. Далее его промывают и высушивают. Затем полимер растворяют в сильных кислотах (например, в серной). Из получившегося раствора методом экструзии формируются нити и волокна. По структуре кевлар относится к сетчатым полимерам. Производится он в виде технических нитей, имеющих различную линейную плотность и структуру. Количество волокон в нитях может быть разным: от 130 до 1000 при производстве кевларовой ткани и от 500 до 10 тыс. при изготовлении корда и канатов. Этот материал выпускается в виде ровинга, ткани и пряжи.
Свое применение кевлар находит в тех отраслях, где крайне важны стойкость к износу и термическая стабильность, низкая структурная жесткость и максимальная легкость, а также отличная прочность при низком весе. Поэтому неудивительно, что этот материал пришелся «ко двору» при изготовлении средств индивидуальной защиты, в частности бронежилетов, шлемов. На сегодняшний день изготавливается различная одежда из кевлара, предназначенная не только для военнослужащих и различных спецподразделений, но и для тех, кто выбирает ультраактивный образ жизни и помешан на той же охоте или страйкболе. Конечно, страйкболисту ни к чему кевларовая броня с высоким уровнем защиты и дополнительными бронепластинами, а вот футболка со специальными кевларовыми вставками будет весьма уместной. Бронежилет из кевлара по праву считается одним из наиболее надежных средств индивидуальной пассивной защиты. Благодаря своей уникальной легкости, прочности и относительной долговечности такая «броня» способна защитить владельца от скользящих ударов холодного оружия и смягчить последствия попадания пуль, препятствуя проникновению и распространению осколков.
Синтез поли-пара-фенилен-терефталамида (кевлара).
Строение кевлара. Многоточиями обозначены водородные связи.
Кстати , на сегодняшний день , очень многие фирмы изготавливают из кевлара диффузоры для динамиков .
Сегодня, 7 ноября, родился выдающийся советский конструктор, академик АН Украинской ССР и АН СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР дважды Герой Социалистического труда МИХАИЛ КУЗЬМИЧ ЯНГЕЛЬ (1911-1971), который стоял у истоков создания легендарного КБ «Южное» в Днепропетровске и до самой своей смерти возглавлял его (1954-1971)
И вообще, это тема бесконечная... и пора бы закругляться здесь с этим обсуждением ведь на самом то деле тема на сайте называется " Техника и вооружение"... так давайте про технику и вооружения....
Перенёс в Дебаторская (2)
Технику из России назвали в США "сумасшедшими машинами"
"Самый необычный образец техники на видео — это грузовик ТМС-65У с реактивным двигателем", — отмечает американское издание
Журналиста американского издания The Drive восхитило видео российского Минобороны, опубликованное к столетию войск радиационной, химической и биологической защиты,
В ролике показана работа различных подразделений РХБЗ. "На вооружении военных химиков стоят современные разведывательно-химические машины РХМ-6, различные комплексы для сбора, обработки и анализа данных, мобильные лаборатории, а также роботы радиационной и химической разведки и огнеметы — от ручных РПО до тяжелых ТОС-1А "Солнцепек", — говорится в описании Минобороны к видео.
Отдельно внимание автора статьи Джозефа Тревитика привлекла "сумасшедшая" специальная машина тепловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У.
"Самый необычный образец техники на видео — это грузовик ТМС-65У с реактивным двигателем, установленным в задней части машины. Военные могут использовать ТМС-65У для очистки транспортных средств от химических веществ или создания мощных дымовых завес, чтобы скрыть движения своих войск на поле боя", — пишет журналист.
Он отмечает, что в конструкции машины "в нетрадиционной роли" используется турбореактивный двигатель ВК-1, применявшиеся на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, а также бомбардировщике Ил-28.
По мнению эксперта, грузовики ТМС-65У занимают одно из ключевых мест в арсенале российской военной техники.
И чем же она"сумасшедшая"спец. машина тапловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У?
Еще во время моей службы на аэродромах в аэродромных ротах на вооружении был автомобиль КРАЗ с реактивным движком от МИГ-15
установленым за кабиной на платформе, обзывали это чудо"Горыныч":плавил лед со снегом оставляя сухой бетон на взлётке. .
И чем же она"сумасшедшая"спец. машина тапловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У?
Я видел эту спецмашину , ещё в 1973-м году , на учениях на полигоне Виттшток . (Ну если не в 1973-м , - то в 1974-м абсолютно точно !)
И чем же она"сумасшедшая"спец. машина тапловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У?
Я видел эту спецмашину , ещё в 1973-м году , на учениях на полигоне Виттшток .
Просто перевод статьи делали жертвы ЕГЭ. В оригинале речь идет о "безумных древних машинах", которые до сих пор используются в нашей армии. Вот оригинал
Russia Uses These Crazy Antique Jet Engine-Equipped Trucks To Blast Away Chemical Agents
http://www.thedrive.com/the-war-zone/24906/russia-uses-these-crazy-antique-jet-engine-equipped-trucks-to-blast-away-chemical-agents
Отредактировано vt10otb (15-11-2018 18:05:36)
Вчера на "Звезде" сообщили, что первые серийные АК -12 и АК - 15 поступили на вооружение в войска и что до двадцатькаого то года должно произойти полное перевооружение... Вот информация по этим автоматам:
Автоматы АК-12 и АК-15
Новый упрощённый АК-12 с коллиматорным прицелом Валдай ПК 110
АК-15 калибра 7,62-мм с тем же коллиматором и ПББС.
Концерн «Калашников», входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках Международного военно-технического форума «Армия - 2016», 08.09.2016 года продемонстрировал обновлённый, а в действительности упрощённый, АК-12 калибра 5,45-мм и АК-15 калибра 7,62-мм с доработанной по результатам государственных испытаний конструкцией. Теперь уже старый АК-12, разработка которого осуществлялась в инициативном порядке с июня 2011 года под руководством главного конструктора «Ижмаша» Владимира Викторовича Злобина и впервые показанный в январе 2012 года, так и остался опытным образцом.
Как сообщалось ранее, 21 февраля 2015 Минобороны выбрало т.н. «автомат Калашникова» АК-12 для экипировки военнослужащих «Ратник» благодаря более низкой цене и меньшему весу в сравнении с более кучным при стрельбе длинными очередями ковровским конкурентом А-545. Казалось бы, в целом достаточно удачная конструкция старого АК-12 позволит этому образцу сменить в настоящее время крайне устаревший АК-74М, состоящий на вооружении армейских и специальных подразделений РФ.
В старом АК-12 большинство недостатков семейства АК отсутствовало. Оружие было оснащено двусторонней кнопкой затворной задержки, существенно ускорявшей перезарядку. Имелся двусторонний четырёхпозиционный предохранитель-переводчик видов огня с тремя режимами стрельбы — одиночные выстрелы, непрерывная очередь, стрельба сериями по три выстрела, а также положение «предохранитель».
Его рычаги удобно размещались над пистолетной рукояткой управления огнём, благодаря чему выключение предохранителя и переключение режимов стрельбы осуществлялось несравненно быстрее и удобнее, чем у семейства АК. Кроме того, такая конструкция исключает проблему классических АК в виде наличия открытой щели позади окна для выброса стреляных гильз при выключенном предохранителе, через которую может попадать грязь и пыль внутрь ствольной коробки
Рукоятка взведения затвора, по сравнению с АК находилась выше и под небольшим углом вверх, могла устанавливаться как слева, так и справа ствольной коробки. За счёт этого затвором можно было легко манипулировать левой рукой, удерживая оружие за пистолетную рукоятку управления огнём правой, не меняя хват и направление оружия.
Рычаг защёлки магазина был удлинён и несколько смещена назад, а также добавлена двухсторонняя клавиша сброса магазина, размещённая под спусковой скобой, что делало возможным быстрое отсоединение магазина одним движением указательного пальца удерживающей пистолетную рукоятку руки, будь то правая или левая.
Секторный прицел был выполнен комбинированным и имел как обычную прорезь целика открытого типа, так и апертурный целик, превосходящий открытый прицел по скорости и точности прицеливания, а также по удобству в наведении при недостатке освещения. Размещение целика на тыльной части крышки ствольной коробки увеличило длину прицельной линии, что ещё лучше повлияло на точность стрельбы. К тому же, точность и кучность стрельбы повышали изменённая геометрия пульного входа и нарезов канала ствола.
Регулируемый по длине и с регулируемой по высоте щекой телескопический приклад мог складываться в обе стороны, механизм запирания приклада в разложенном состоянии размещался в самом прикладе, тогда как к ствольной коробке приклад крепился с помощью расположенной на его торце планки Пикатинни. Использование такого приклада значительно повысило эргономику оружия в сравнении с анти эргономичными стандартными прикладами «вёслами» АК-74, АКС-74 и АК-74М.
Центральная ось канала ствола АК-12 находилась на одной линии с прикладом, как это реализовано у штурмовых винтовок семейства AR-15/M16, что снижало плечо отдачи и уменьшало подброс ствола вверх, в итоге повышая контролируемость оружия при ведении автоматической стрельбы, делая проще для стрелка скоростную прицельную стрельбу и увеличивая её кучность. Дульный тормоз-компенсатор новой конструкции позволял стрелять винтовочными гранатами иностранного производства. Разве что старый АК-12 не снабдили приёмником магазина и быстросъёмным стволом.
Основным калибром старого АК-12 должен был остаться 5.45×39, кроме того, разработчики планировали выпускать это оружие под промежуточные патроны 5.56×45, 6.5×39 Grendel, 7.62×39 и под винтовочный патрон 7.62×51. На основе базовой платформы АК-12 в дальнейшем планировалось разработать порядка 20-ти модификаций стрелкового оружия гражданского и военного назначения. К примеру, различные укороченные варианты, пистолет-пулемёт, охотничий самозарядный карабин и гладкоствольное ружьё.
Однако 08.09.2016 года Концерн «Калашников», входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках Международного военно-технического форума «Армия - 2016», продемонстрировал обновлённый, а в действительности упрощённый, АК-12 калибра 5,45-мм и АК-15 калибра 7,62-мм с доработанной по результатам государственных испытаний конструкцией. 7,62-мм автоматический карабин АК-15 разработан для использования подразделениями специального назначения и предназначен для замены на вооружении предыдущих поколений 7,62-мм АКМ и АКМС.
Здесь необходимо сделать одно небольшое уточнение по терминологии. Введённый в СССР термин «автомат», использовавшейся применительно к автоматическому оружию под промежуточный патрон для обозначения таких образцов, как автоматическая винтовка Фёдорова и даже пистолета-пулемёта ППШ-41, в настоящее время имеет хождение лишь в России и частично в ряде стран так называемого «постсоветского пространства», то есть на Восточном пространстве. При этом, наряду с обозначением оружия, в разговорной речи данный термин применяется к таким электронно-механическим устройствам как кофейный автомат и игровой автомат. Технически корректный термин «автоматический карабин», характеризующий автоматическую винтовку с уменьшенной массой и габаритами, наиболее полно соответствует и описывает определённый класс автоматического оружия. Журнал Магнум предпочитает пользоваться данным термином.
Упрощённые новые варианты АК-12 и АК-15 имеют значительные отличия от старой версии АК-12, представленной публике в 2015 году, как конструкции основных узлов и механизмов, так и по внешнему виду. Компоновка, конструкция узлов и механизмов данных образцов, по большей части базируются на опытном АК-400, при этом имеется и ряд наработок старой версии АК-12. По утверждению производителя, конструкция этих автоматических карабинов «была пересмотрена для устранения ряда выявленных в ходе испытаний недостатков и удовлетворения рекомендаций заказчика, в результате доработок существенно повышена технологичность изготовления».
А это для тех, кому лениво читать...
А это для тех, кому лениво читать...
А если и на посмотреть нет времени ????
Название дали так себе , но возможности впечатляют .
Новый упрощённый АК-12 с коллиматорным прицелом Валдай ПК 110
АК-15 калибра 7,62-мм с тем же коллиматором и ПББС.
Не,наш АКМ и другие красивше,и на оружие похож и надёжен,а это какой то игрушечный,пластмассовый.Мнение зануды!!
А если и на посмотреть нет времени ????
Даже на горшке???
Секретный проект СССР: БСКГ «Канарейка»
В связи с тем, что в распоряжение ВС СССР поступает новый боепрепас для стрелкового оружеия (5,45х39 мм) появляется и новое семейство автоматов, БСК (бесшумный стрелковый комплекс) «Тишина» теряет свою актуальность. Перед инженерами встает непростая задача создания равнозначной ему замены. Решение нашли довольно быстро, однако как показали испытания, оно не являлось самым удачным.
На основе модели автоматического оружия АКС-74У был спроектирован новейший БСГК (бесшумный стрелково-гранатометный комплекс) под наименованием «Канарейка». Если не вдаваться в детали - это была всё та же «Тишина», но в "комплекте" с другим автоматом. Новый БСГК имел как положительные, так и отрицательные черты, которых до этого не было у «Тишины».
Прежде всего возникает закономерный вопрос по поводу выбора стрелковой системы как основы всего комплекса. В первом приближении АКС-74У не подходит на роль основного элемента БСГК от слова - "совсем". Основное назначение автомата - бой в условиях плотной городской застройки. Тем не менее, с другой стороны, "Ксюша" имеет весьма скромные габариты по сравнению, например, с АКМС, а следовательно, баланс такого БСГК, в целом, будет лучше. Более того, меньшая масса оружия так же положительно сказывается на его эксплуатации.
Для подавления шума, производимого оружием при выстреле был использован ПБС-4 (прибор бесшумной стрельбы), в то время как гранатометная часть комплекса представляет собой все тот же подствольный гранатомет БС-1.
Однако, если сопоставить две системы между собой (старую "Тишину и новую - "Канарейку"), то получается, что «Канарейка», все же, вышла менее удачной и заметно проигрывает предшественнику, невзирая на меньшие массогабаритные параметры и лучший баланс.
Дело в том, что подствольный гранатомет БС-1 есть не лучший пример эргономичного оружия. Принцип его действия базируется на создании импульса выстрела посредством холостого боеприпаса, перезарядка которого влечет избыточное число манипуляций с оружием, поэтому заявления о восьмизарядности БС-1, на деле, ничего не значат. Ведь кроме перезарядки новым боеприпасом после выстрела требуется вставить и новый гранатометный выстрел. Исходя из этого, можно сделать предположение, что главное назначение комплекса - использование в роли автомата. Ну а сопоставлять меж собой АКМС и АКС-74У, смысла нет, тут и так - все ясно, тем не менее, в определенных условиях, может произойти смена приоритетов.
Основное назначение БСГК «Канарейка» не менялось и осталось таким же, как у предшественника. Гранатометная часть комплекса отвечает за эффективное поражение небронированной техники противника, авиации на стоянках и прочих технических средств. Бесшумность гранатометной части осталась на прежнем уровне - самого выстрела не слышно, но звук рассекаемого воздуха при полете гранаты хорошо различим и может легко демаскировать бойца. Впрочем, сама граната не является таким уж маленьким объектом (диаметр 30 мм), что бы противник, при желании, не смог заметить откуда она летит, даже на скорости 105 м/с.
В связи со всеми недочетами указанными выше, говорить о какой-либо эффективности БСГК «Канарейка» как и об эффективности «Тишины» не приходиться, тем не менее, если выбирать между ними, то предпочтение, все же, стоит отдать последнему.
Жирный крест на существовании "Канарейки" как системы, поставило появление подствольных гранатометов, для производства выстрела из которых не требовался дополнительный боеприпас, а только сам гранатометный выстрел.
Нереализованные проекты: опытный штурмовик специального назначения М-25 «Адский косильщик» (СССР)
Реперной точкой работ по самолёту М-25 «Адский косильщик» («Тема 25. Штурмовой самолёт специального назначения с ударной звуковой волной»), которую сохранила история, следует считать 17 июня 1969 года, когда научно-технический совет МАП (Министерство авиационной промышленности) по предложению академика Владимира Васильевича Струминского, директора ИТПМ (Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР), принял решение о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по «самолёту специального назначения с ударной волной» (ССН) [1]
Толчком для создания самолёта, способного косить пехоту ударной звуковой волной, послужили события на острове Даманском в марте 1969 года.[2]
Коротко: китайцы напали, пограничники оборонялись. Погибло 58 наших, 94 ранено. Пришлось отступить. Китайцев было очень много. Тогда развернули девизион БМ-21 "Град" и уничтожили захватчиков одним залпом (более 700 маодзедунчиков). [3]
Тогда то и возникла идея создания такого самолёта, который мог выкосить всю неприятельскую пехоту, лишь пролетев над ней на сверхмалой высоте, преодолевая при этом звуковой барьер.
Работа по предварительному выбору параметров штурмового самолета специального назначения (в ОКБ – «Тема 25», ударная звуковая волна) начата на ЭМЗ совместно с институтом теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Сибирского отделения АН СССР на основании решения Президиума НТС МАП от 17 июля 1969 года.
В научно-исследовательских и проектных работах принимали участие: ИТПМ, ЭМЗ, ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, ИТК, в/ч 48230.
Теоретические и экспериментальные исследования показали, что сверхзвуковые самолеты существовавших схем и размеров могли создавать при полете на сверхзвуковой скорости на высотах 30-50 м ударные волны с перепадом давления Р=500+1000 кг/м2. Что это означает на простом человеческом языке? А вот что – после пролёта такого самолета в результате воздействия ударной звуковой волны у любого живого организма происходил разрыв кровеносных сосудов с мгновенным летальным исходом.
Работы продолжались до 1972 года, были проработаны пять базовых конфигураций самолета М-25, причем пятый вариант имел длину фюзеляжа около 100 м!
В аэродинамических трубах ЦАГИ (Т-112, Т-113) и ИТПМ (Т-313) были продуты модели, получены первые результаты. Тему закрыли в 1972 году и свыше 35 лет материалы этой работы имели гриф «Совершенно секретно».
Для начала разберёмся в физической сущности «ударной волны»
Понятие «ударной волны»
Ударная волна, по определению из Большой Советской Энциклопедии [5], - это скачок уплотнения, распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью тонкая переходная область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и скорости вещества.
Прямое воздействие избыточного давления во фронте ударной волны и скоростной напор на здания, сооружения и т. д. приводит к их частичному или полному разрушению. Разрушения зданий, сооружений в зависимости от величины давления могут быть слабыми, средними, сильными и полными.
Степень разрушения производственных комплексов в зависимости от избыточного давления может быть оценена следующем образом:
Для промышленного здания с металлическим или железобетонным каркасом: при избыточном давлении 50...60кПа - сильное, 40...50кПа - среднее, 20...40кПа - слабое.
Для кирпичного многоэтажного здания с остеклением: при избыточном давлении 20...30кПа - сильное, 10...20кПа - среднее, 8..10кПа - слабое.
Для кирпичного одно- двухэтажного здания с остеклением: при избыточном давлении 25...35кПа - сильное, 15...25кПа - среднее, 8...15кПа - слабое.
Для приборных стоек: при избыточном давлении 50...70кПа - сильное, 30...50кПа - среднее, 10...30кПа - слабое.
Для антенных устройств: при избыточном давлении 40кПа - сильное, 20...40кПа - среднее, 10...20кпа - слабое.
Для открытых складов с железобетонным перекрытием: при избыточном давлении 200кПа - сильное.
При полёте обычного самолёта со сверхзвуковой скоростью часть кинетической энергии летящего самолёта затрачивается на создание сложной системы скачков уплотнения и областей высокого и низкого давления. Наиболее интенсивные скачки уплотнения создаёт носовая часть. Последующие возмущения либо догоняют головной скачок, либо настигаются хвостовым скачком. Таким образом, уже на небольшом расстоянии от самолёта система скачков уплотнения превращается в двухскачковую систему. За головным скачком давление воздуха скачкообразно возрастает, а затем резко уменьшается существенно ниже атмосферного. Изложенная для простоты плоская модель в действительности является пространственной и имеет форму конуса.
Опытный штурмовик специального назначения М-25 «Адский косильщик».
В ударной волне, создаваемой конструкцией самолёта, происходит высвобождение значительного количества энергии. Это явление знакомо и нередко приводит, даже при полёте самолётов со сверхзвуковой скоростью на большой высоте, к лёгким разрушениям, например, выбитым стеклам и незначительным травмам животных. Причём интенсивность различных воздействий тем больше, чем меньше расстояние до летящего самолёта. Неизбежен вопрос, без которого, как учит история, человечество себя не мыслит - можно ли использовать эту разрушительную энергию в целях создания супер оружия, если усилить эффект. Что делать, от создания средств убийства мир не избавится, надо полагать, никогда. Совершенно очевидно, что всегда найдутся специалисты, которые займутся решением любой проблемы. На основании сказанного горе-информаторы к проекту ССН приклеили прозвище «Адский косильщик», так ведь солдаты ещё в позапрошлом веке прозвали пулемёт сэра Хайрема Максима [6].
В 20 веке военные задумались, возможно ли от самолёта с ударной волной получить более разрушительный, более массовый результат. К тому же это было время «холодной войны», которое характеризуется как время отчетливого познания человечеством вероятных результатов ядерной бойни и убийственной радиации, хоть до Чернобыля ещё далеко. А ударная волна - это так называемое «чистое оружие», правда, не менее злое, чем ядерное. В этой идее «ястребов» прельщает сохранение поля боя чистым, свободным от радиации, и это при заманчивой перспективе регулировать ширину полосы поражения и её интенсивность, изменяя высоту полета нового оружия.
Во второй половине 60-х годов прошлого столетия в зарубежной открытой печати, да и в менее широких информационных источниках стали появляться скудные сообщения о создании нового вида оружия: специального самолёта с запредельной тяговооруженностью, использующего звуковую ударную волну для нанесения массового урона неприятелю. Дальше всех в создании подобного самолёта продвинулись французские и американские специалисты. К этому времени французы добрались до экспериментальных полётов истребителей «Мираж» 111В [7], американцы до полётов F-104 «Старфайтер» и F-105 «Тандерчиф» на очень малой высоте, а на F-105 они сумели достичь избыточного давления 0.05кг/см2.
А что же наш советский авиапром? Он пошел по пути «надо догонять» и поскакал. Менее чем через месяц после НТС МАП, 15 июля, заместителем Министра авиапрома А.А. Кобзаревым был подписан, а 26 июля командиром в/части 25966 А.А. Пономарёвым (Заместитель Главкома ВВС) согласован план проведения научно-исследовательских и проектных работ по ССН с привлечением ВВС. Круг институтов и организаций МАП и МО (Министерство обороны), вовлечённых в новую работу, значительно возрос.
Понятно, что столь важное и экономически затратное решение не может приниматься по наитию, «с бухты барахты». Обратимся к фактологии. Пилотный по этой тематике технический отчёт ИТПМ «Исходные данные и соображения о создании нового средства поражения целей на больших площадях» (гриф: «сов. секретно»), утверждённый Струминским, датируется августом 1968 г. А в конце 1968 года специалисты института совместно с ВВС подготовили и провели лётные исследования по определению звукового удара, создаваемого самолётом МиГ-21С, подтвердившие возможность получения интенсивности звукового удара до 0.025-0.05 кг/см2. Эти же испытания показали: складки местности и, конечно, окопы существенно уменьшают поражающее действие создаваемого оружия. А Даманский ещё впереди.
В ИТПМ в 1969 году под руководством начальника лаборатории Юдинцева Ю.Н. выпущен научно-технический отчёт: «Предварительные материалы по оценке интенсивности ударных волн, создаваемых спецобъектом». На ЭМЗ в том же 1969 году появился отчёт «Предварительная оценка аэродинамических и лётно-технических характеристик самолёта специального назначения». Понятно, на создание подобных материалов, тем более по совершенно неизведанной тематике, требуется значительное время. Точную дату начала и даже окончания формирования отчёта установить не удалось, многие материалы работ по тематике уничтожены.
Надо отметить, что образование ударных волн приводит не только к возмущениям атмосферы, но не проходит бесследно и для конструкции самолета. Во-первых, возникновение ударной волны приводит к значительному повышению лобового сопротивления (в основном за счёт волнового сопротивления). Во-вторых, возрастает температура обшивки и появляются нестационарные ударные волны, приводящие к возникновению бафтинга, когда действие нагрузок на конструкцию становится переменным по времени и месту приложения. Так что задача самолета специального назначения представляется многоуровневой, касающейся как внешнего облика и силовой установки летательного аппарата, так и сложных конструктивных решений при создании планера, особенно его носовой части.
На начальном этапе исследования показали, что интенсивность ударных волн при переходе от аэродинамически выдержанных самолетных форм к телам с большим сопротивлением (например, плоскому конусу), увеличивается в несколько раз и важным фактором становится абсолютная величина волнообразователя. Чем он больше, тем значительнее эффект, но тем мощнее должна быть и силовая установка, а стало быть, и размер, и масса самолёта. Комплекс исследований был проведен также по изысканию аэродинамических форм, позволяющих сконцентрировать действие ударных волн в определенном направлении. В итоге была выявлена возможность увеличения их интенсивности в 5-6 раз только за счёт направленной геометрической оптимизации компоновки самолёта. Именно тогда состоялась знаменательная встреча Генерального конструктора В.М. Мясищева и директора ИТПМ В.В. Струминского. Они ещё в середине 50-х годов вместе оптимизировали стреловидность крыльев мясищевских «стратегов» дальних бомбардировщиков и ракетоносцев М-4, 3М и сверхзвукового М-50.
Но уже в 1960 году Струминский приложил руку к передаче мясищевского ОКБ-23 ракетчику В.Н. Челомею, утверждая вслед за секретарём ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым, что век стратегической военной авиации прошел. Результатом стало отлучение от любимого дела и назначение Генерального конструктора авиационной техники В.М. Мясищева Начальником ЦАГИ (Центрального Аэрогидродинамического Института им. проф. Н.Е. Жуковского). Здесь отношения между этими двумя талантливыми людьми совсем не сложились. Именно тогда один из замов руководителя института В.В. Струминский (член-корреспондент АН СССР) перешел работать в СО АН СССР, и вскоре был избран академиком. Мясищеву к этому было не привыкать, например, при создании в 1951 году Союзного ОКБ-23 в качестве зама к нему был направлен талантливый авиаконструктор «красный барон» Роберт Бартини, но проработал менее трёх недель.
Намеченный со Струминским комплекс экспериментальных исследований тематических моделей и продувок по оптимизации аэродинамической схемы самолёта был проведен в сверхзвуковой трубе АТ-313 ИТПМ и в трубах ЦАГИ АТ-112 и АТ-113. Несмотря на очевидные трудности, одновременно удалось, заметим, что при отсутствии соответствующей бортовой автоматики, только с визуальной оценкой, провести в Липецком центре ВВС несколько полётов МиГ-21 продолжительностью около 30 сек. на высоте порядка 25 м и скорости ~1050 км/ч. Это позволило более обоснованно подойти к формированию «неаэродинамичной» аэродинамической компоновки самолёта. Также полёты подтвердили значительное ослабление ударных волн в складках местности и ещё более значительное - в окопах. Проведённый в ИТПМ, ЦАГИ и ряде других институтов намеченный большой объём специфических научно-теоретических изысканий позволил более точно намечать развитие экспериментальных работ.
Что касается силовой установки самолёта, то, как всегда в нашем авиапроме, двигателей, пригодных для полёта у земли с потребной скоростью, соответствующей числу М=1,4, не существовало. Опытный ТРДФ АЛ-21Ф (ОКБ «Сатурн») обеспечивал полёт лишь до числа М=1,15. Аналогичные характеристики, увы, были заложены и в проект ТРДФ Р59Ф-300 (ОКБ «Союз»). В качестве альтернативы мясищевцы предложили использовать ЖРД, как бустерные на режиме атаки. Уже к концу 1969 года под руководством В.М. Мясищева был сформирован «Директивный план ЭМЗ на 1970-1972 гг.», где по «теме 25» на ноябрь 1970 года планировалось изготовление обоснованной модели самолета для продувки в больших аэродинамических трубах. Вырисовывались основные черты схемы самолёта М-25 «Адский косильщик». Во-первых, солидный размер самолёта, затем неаэродинамичная объёмная носовая часть и, как следствие, значительное миделевое сечение центроплана, высокий уровень тяговооруженности, большая нагрузка на крыло, эффективные поверхности управления.
Таким образом, основными компоновочными агрегатами, подчиняющими своим требованиям все остальные, были волнообразователь и переразмеренная силовая установка. Сразу стало ясно, что волнообразователь должен представлять собой геометрический клин с уступом, а уступ, создающий порядка 60% сопротивления, надо в полёте убирать и использовать лишь на боевом участке. Это, в свою очередь, тоже приводило к необходимости создания развитого центроплана. Соблюдение перечисленных компоновочных условий позволило создать проекты ССН, которые представляли собой монопланы, выполненные по схемам «нормальная» и «утка», с сильно развитым несущим центропланом, стреловидными консолями малого удлинения, двухкилевым оперением и трёхопорным шасси.
Носовая часть самолёта М-25 «Адский косильщик» выполнена в виде полуклина, верхняя часть фюзеляжа параллельна набегающему потоку, благодаря чему создаётся мощная косая ударная волна, направленная только вниз. Уступ, выпускаемый на боевом режиме, с боков ограничен неподвижными (либо убираемыми) рёбрами (конструкторская находка), что предотвращает образование скачка уплотнения, направленного в сторону, и усиливает мощность основной ударной волны. При размещении двигателей под фюзеляжем конструкция самолета должна обеспечивать формирование скачка до входа в воздухозаборник, либо после него, чтобы обеспечить стабильность потока на входе в заборник. В итоге, в результате тщательного анализа, более предпочтительной проектантам представлялась компоновка с расположением двигателей над фюзеляжем между килями.
В силу неизведанности проблемы в конструкторском бюро Мясищева были просмотрены схемы вариантов аэродинамической компоновки с взлётным весом от 20 до 165 тонн. Для каждого варианта просмотрен полный комплекс бортовых систем, предусмотрена отделяемая спасательная кабина (для тех времён это новшество) и даже проанализирована стоимость проекта и серийного производства. Для наглядности приведены три разработанные типовые схемы ССН М-25 «Адский косильщик» с взлётным весом 110 тонн и максимальной длиной, не превышающей 40 метров. При полёте М-25 «Адский косильщик» на высоте 50 м. величина избыточного давления в ударной волне, по расчётам, могла достигать 0.22 кг/см2.
Не могу не описать ситуацию, связанную с вездесущей КПСС, в конце развития темы. Один из «преданных» участников этой работы усомнился в правильности расчёта коэффициента лобового сопротивления и счел необходимым написать заявление в партком! А коэффициент лобового сопротивления - один из определяющих параметров любого самолёта. По "теме 25" это закрытая цифра, но секретарь парткома решил, что такой сигнал он пропустить не может, и принялся за «дело». При этом не подумал, что добрая половина парткома рабочие и соответствующего допуска не имеют, да и что члены парткома не смогут ничего решить в специфическом расчёте. Но преданного партийному «делу» секретаря это не остановило. И висел этот якобы вопрос около года, мешая работе. Фамилию Герострата называть не буду, достаточно наименования партии!
В процессе комплексных теоретических и экспериментальных исследований, проведённых в лаборатории Юдинцева, было показано, что дальнейшее повышение интенсивности ударной волны низковысотного самолёта возможно дополнительно в 1,5-2 раза. Но реализация найденной идеи представляется технически сложной. Она возможна при полёте строем нескольких ССН за счёт так называемого «нерегулярного» отражения ударных волн, когда энергия создаваемых самолётами волн практически складывается. При этом пилотам необходимо выдерживать жёсткий строй самолётов, летящих со сверхзвуковой скоростью непосредственно над подстилающей поверхностью. Естественно, подобные полёты не проводились. В случае же реализации этой концепции ударный штурмовик М-25 «Адский косильщик» смог бы выводить из строя даже танки, срывая башни! Соответствующая «Объяснительная записка по результатам предварительных исследований параметров ударных волн, создаваемых несколькими спецобъектами», выполненная специалистами ИТПМ, появилась уже в конце 1970 г.
В планах ОКБ Мясищева работа под наименованием «Тема 25. Штурмовой самолёт специального назначения с ударной звуковой волной» фигурирует с 1969 по 1972 гг. включительно. Надо отметить, что ряд выводов проекта, в свете современного уровня знаний, представляются легко преодолеваемыми, а некоторые даже ошибочными. Это не могло не отразиться и на работах по теме, и на компоновочных решениях. Можно предположить, что технические сложности решения проблемы, сложности специфических физических исследований (даже на современном уровне развития суммы технологий), финансовые затраты и моральная сторона использования ССН М-25 «Адский косильщик» не позволили продолжить разработки по теме, и она была закрыта.
Зачем на Т-34 такой ящик, или тепло ли было советским танкистам. [img]https://forumstatic.ru/files/000b/db/32/97906.gif[/img]
Сейчас стоит холодная зимняя погода, и любой современный «автомобилист» придет в настоящий ужас, если в его автомобиле вдруг сломается «печка».
А вот советских танкистов в годы Великой Отечественной войны в такой подобной ситуации испугать было нельзя. Почему?
Да просто потому что в танках никакой так называемой «печки» (отопителя салона, если говорить «автомобильным» языком) не было.
Представили себе эту картину: 30-градусный мороз, ветер, снег, а надо на танке идти в бой на фашистскую нечисть?
Так что наши деды не просто воевали, а громили противника в так сказать «нечеловеческих условиях», по нынешним меркам.
Но, возвращаясь к ящику на корме, который мы видим на первой фотографии этой статьи, надо отметить, что специальная печка на танки Т-34 в годы войны устанавливалась в зимнее время.
Только предназначалась эта печка, в первую очередь, для предпускового разогрева танкового двигателя.
Танк Т-34-85 с установленной на корме печкой
***
Уже в октябре 1942 года на танки Т-34 производства Челябинского завода на верхнем кормовом листе стали приваривать кронштейны для крепления специальной танковой печки «по-походному».
При этом экипаж советского танка мог использовать эту печку и для собственного обогрева, как внутри танка, так и снаружи, но только в перерывах между боями
Устройство "землянки с обогревом" для танкистов
***
Для этого использовался брезент, которым полностью накрывался танк в специальном выкопанном в грунте капонире, и установленная под танком специальная танковая печка отапливала такую вот своеобразную «землянку», в которой экипаж мог даже поспать в относительно теплой атмосфере.
Другой вариант отопления был менее трудозатратным в плане копания грунта, но также вполне позволял не замерзнуть в танке, особенно ночью:
Второй вариант "танковой землянки"
***
Ну, а в бой с фашистами советские танкисты шли без всяких «отопителей салона», и при этом не были им помехой ни «запотевшие стекла», ни замерзающие от холода руки и ноги, которыми приходилось работать в танке.
Во время длительных маршей и в жестоких боях за Родину замерзали, но не сдавались суровой природной стихии советские танкисты.
По моему и гораздо позже на наших танках не было никакого отопления,Т-54,Т-55,Т-62-все были без обогрева. Или я не прав?
. Или я не прав?
Прав ! Не было нихрена ! Ладно ,хоть , зимы с 1972- по 1974 -е удались тёплыми ...
Т-54,Т-55,Т-62
Что-то и на 64-ках не встречал обогрева "салона". Или это только мне так не повезло? А на марше какой там обогрев: механик, командир - по-походному. Дует как в трубе, зад к броне примерзает. А вот в Азии там другое: кондишен ёк! Комбез на голое тело и все равно мокрый как мышь.
Что-то и на 64-ках не встречал обогрева "салона".
Он был, но не очень эффективный.Включал мех.водитель.Там от горячего двигателя,был забор теплого воздуха, подавался вентилятором в боевое отделение. Вот на Т80, уже на много эффективней и очень сложно...система трубопроводов, турбоохладитель, влагоотделитель и т.д. Что то вроде современных кондеров, сплинт система..летом холод, зимой тепло подаёт.Но это не из за заботы о экипаже..много очень электроники, которая замёрзшая работает хреново, ну и поломок из за не правильных действий, замёрзшим пальцами...( не те кнопки нажимали ) там тумблерочки разные..определенная последовательность, определенное время включения( сосчитал до пяти...следующую)...как сейчас помню, в учебке нам в головы выдалбливали...и не только прямой речью порядок.. 1 преобразователь, 2 вычислитель, 3 дальномер, 4 головное зеркало, 5 червячная пара и т.д. Ещё ( сам не видел) в систему обогрева, входили да же жилеты, подключаемые к системе,с помощью клапанов, в которые подавался теплый воздух..типа, теплый пол..но воздушный
Отредактировано Матвеев Олег (24-01-2019 10:06:36)
Что-то и на 64-ках не встречал обогрева "салона".
Он был, но не очень эффективный.
Может на более поздних моделях 64ок что то и было, но на тех которые изучал в учебке и потом служил, ни какого обогрева не было. Был обогрев стёкол тримплекса, и то по моему только у механика (не утверждаю), а тело обогревалось за счёт комбеза. От себя добавлю, когда прыгаешь на учебных местах по танку, или на стрельбах ведёшь по боевому, то холода не чувствуешь. А вот когда ведёшь учебный танк на полигон, сорок км, и сидишь по походному, ноги в сапожках замерзают не по детски.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Техника и вооружение