Колорадский жук и его роль в «Холодной войне».
Сложно найти в советском фольклоре насекомое, овеянное большим ореолом таинственности, чем колорадский жук. Если спросить представителей старшего поколения об этом вредителе, то, скорее всего, вы услышите захватывающую историю о коварных американских диверсантах, грандиозных планах об уничтожении советского сельского хозяйства, а также много другой увлекательной, но спорной информации. Что же из себя на самом деле представляет небольшой полосатый жук, и какую роль он сыграл в продолжительной «Холодной войне»?
Колорадский жук, или как его называют ученые — картофельный листоед (Leptinotarsa decemlineata), впервые пересекся с человеком в 1824 году, когда был обнаружен американским натуралистом Томасом Сэйем (Thomas Say) на рогатом паслене в Скалистых горах. Гораздо позже выяснилось, что настоящая родина насекомого — Сонорская провинция Мексики, но после опустошительного нападения на картофельные поля переселенцев в Колорадо в 1859 году, эти детали уже никого не интересовали.
В Европе полосатый вредитель был впервые замечен в 1876 году в окрестностях Лейпцига, куда попал вместе с заокеанскими грузами на пароходах. После этого появление жука в Старом Свете фиксировалось в среднем раз в десять лет, но своевременные меры, предпринимаемые крестьянами, не давали ему прочно обосноваться.
Но в Первую мировую войну, когда жителям Европы стало не до энтомологии, жук смог серьезно окопаться во французском Бордо. Именно отсюда в 1918 году и начал листоед свое победоносное шествие по континенту, которое с переменным успехом продолжается по сей день.
На территории СССР заокеанский гость был обнаружен в 1949 году. Первый ущерб от вредителя пасленовых зафиксировали в Львовской области, а уже в 1953 жук вовсю орудовал в Калининградской, Брестской, Гродненской областях, а также на Волыни.
1958 год ознаменовался массовым перелетом жуков из Чехословакии в Закарпатье, где с вредителем еще не были знакомы. В это же время волны Балтики выбросили на берега Прибалтийских республик тонны взрослых особей насекомых, среди которых, увы, оказалось немало живых экземпляров.
Именно последние события дали старт началу шпионской истории, отголоски которой и сегодня можно услышать в сельской местности. Охарактеризовать официальную позицию стран соцлагеря к нашествию неизвестного ранее бедствия поможет цитата из прессы того времени:
«Американские кандидаты в преступники атомной войны сегодня показали образец того, что они готовят человечеству. Только душегубы могут прибегнуть к такому ужасу, как преднамеренное уничтожение мирного человеческого труда, уничтожение урожая колорадским жуком».
Пропагандистская машина СССР умело использовала в идеологической борьбе любые факты, и в странах Варшавского договора была культивирована настоящая истерия, связанная с биологическими диверсиями. Образ пересекающего границы соцстран диверсанта в военной форме США, в крючковатых пальцах которого было не оружие, а банка с жуками, вовсю эксплуатировался прессой. Дошло до того, что летом 1950 года посол Соединенных Штатов получил официальную ноту протеста, в которой фигурировал все тот же пресловутый Leptinotarsa decemlineata.
«Создавая благоприятные условия для массового размножения колорадского жука, американцы одновременно проводят злодейские акты по сбрасыванию жука в массовых количествах с самолетов над рядом районов Германской Демократической Республики и в районе Балтийского моря в целях заражения жуком и Польской республики. В Министерство сельского хозяйства СССР ежедневно поступают сведения о массовом наплыве колорадского жука из Балтийского моря к берегам Польской республики. Это, несомненно, является результатом диверсионной работы со стороны англо-американцев».
В том же 1950 советский народ и братские народы ГДР, Польши, Венгрии и Чехословакии, объединили свои усилия в борьбе против общего врага. Иван Бенедиктов, министр сельского хозяйства СССР, написал обширную докладную записку на имя секретаря ЦК ВКП(б) товарища Суслова, в которой указывалось на острую необходимость разработки действенных мер по истреблению колорадского жука.
Одновременно граждан призывали проявлять бдительность, особенно в приграничных районах, ведь по достоверным сведениям, на границе Чехословакии были замечены диверсанты с емкостями, наполненными жуками.
Борьба с вредителем была поставлена на широкую ногу — насекомых травили химикатами, собирали и топили в керосине, пытались испугать естественными природными врагами. Особо отличившимся пионерам и колхозникам даже вручали премии за успехи в борьбе с полосатым гадом. Но ничего не помогало, и проклятое американское насекомое упрямо продвигалось на Восток.
На фоне этого, целая армия советских карикатуристов днем и ночью выдавала новые перлы. На карикатурах были и жуки, получающие задание вредить лично от президента Трумэна и жуки-парашютисты, десантирующиеся над мирными селами ГДР и даже американские флаги с насекомыми вместо звезд.
Разумеется, ущерб от вредителя был преувеличен СМИ в десятки раз и, согласно прессе СССР, по опасности для человечества вредитель находился где-то между ядерной войной и возвращением к власти Адольфа Гитлера.
Что можно сказать об этих событиях, вызывающих сегодня лишь грустную улыбку? Да, вне всякого сомнения, колорадский жук — это неприятный и сложный в уничтожении вредитель. Однако если бы его не сделали страшным оружием империализма, ни о каком культе полосатого дьявола, затронувшем целые поколения, речи бы не шло.
Американский пожиратель картофельных листьев никуда не делся и продолжает свое «черное дело» и сегодня, однако все дело не в жуке, а в отношении к нему и, разумеется, политических технологиях.
Источник Ссылка