Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » ГСВГ » Советские военные миссии связи


Советские военные миссии связи

Сообщений 151 страница 173 из 173

151

http://s8.uploads.ru/t/DJryu.jpg
http://sh.uploads.ru/t/FEbZe.jpg
http://sg.uploads.ru/t/JkxUN.jpg

Фото В.Пацкалева водителя советской миссии связи в городе Бюнде (Bünde).  Германии земля Северный Рейн-Вестфалия.

152

А зачем вообще были нужны миссии?

153

https://i.imgur.com/hnZiVIyl.png
Миссия связи

«Парня из ГСВГ определили служить водителем в миссию связи во Франкфурте на той стороне. Возил он одного майора, фактически шпиона внешней разведки. У них был для поездок специально заказанный на заводе Опель полноприводной с номерами миссий связи. Поначалу было трудно ему т.к. движение во Франкфурте в конце 70-х было такое, как нынче в Москве, потом привык.
Миссионерам запрещено было заезжать в обозначенные милитаризованные зоны на территории ФРГ, но майор заехал в запретную зону склада химоружия под Мюнхеном, куда вообще был запрещен проезд всякого автотранспорта и проход людей. Они покрутились вокруг склада, пофотографировали объект и поехали обратно.
Едут по дороге, видят с территории склада в их сторону выезжает джип и военный грузовик с зольдами бундесвера. Водитель предложил уходить влево в сторону Альп, но майор сказал, что сделаем морду кирпичем и проедем мимо них.
Но не тут-то было. Остановили их жестко, как не ожидали. Джип бундесвера выехал на встречку и тараном остановил Опель, грузовик стал поперек дороги сзади миссионерского авто, перегородив путь к отступлению.
На капот прыгнул офицер бундесвера и приказал глушить мотор. Майор дал команду таранить офицера и рвать когти, но водитель заглушил двигатель. Потом выяснилось, что поступил правильно, не зря его спецслужбы отобрали на такую службу.
Так вот, побитый Опель пришлось ремонтировать, но цена ремонта в ФРГ была такова, что проще было новый купить. Набрали на вражьей территории запчастей, пригнали разбитый Опель в ГДР и там в частном сервисе отреставрировали. Вот такие ДТП случались в годы холодной войны...» - поделился Sergey Kolesnikov
2. «Видимо, уже к концу 80-х, в годы начала бардака что в стране, что в её Армии, немцы, почувствовав слабину, рассобачились. И не только немцы. Офицер американской миссии связи Николсон в 85г. повадился наезжать в учебный центр 240мсп, где стояли учебные т-80, которые тогда были страшно секретные.
Заборов вокруг полигонов в ГДР не было, поэтому, где еще можно было "заблудиться" миссионерам и успешно пофотографировать секретные объекты как не на территории ученых центров. Табличек "verboten zone" там наверно тоже не было, чтобы не привлекать миссионеров.
Николсон приехал на джипе с водителем сержантом в первый раз и пофотографировал учебные стенды. При этом, он осмотрелся на месте и не обнаружил караульного. Это его вдохновило на дальнейшие подвиги и в следующий свой приезд майор залез в танковые боксы и начал щелкать стоявшие там танки.
Здесь неожиданно возник часовой, привлеченной фотовспышками камеры внутри боксов, а рядом с боксами был обнаружен джип с номерами миссии связи. Караульный без предупреждения открыл огонь по американцу, когда тот вылез из боксов и направился к своей машине.
Первая очередь была мимо, но вторая конкретно легла в цель. Майор истек кровью до приезда врача, а пытавшегося оказать мед. помощь сержанта караульный загнал обратно в джип...» - рассказал быль Доктор.

https://i.imgur.com/QcctCdjl.png

154

Познавательно, но упущен один "мелкий" нюанс- солдаты-срочники  водители во всех трех миссиях связи на территории ФРГ числились в  Отдельном ордена Красной Звезды автобате штаба Группы войск. Появлялись они у нас очень нечасто, иногда ночевали, когда их командиры- рыцари плаща и кинжала приезжали на территорию ГДР по своим тайным делишкам.Причем после пересечении границы с машин снимались госномера миссии связи и вешались наши армейские. Эти малоразговорчивые парни рассказывали, что на территории ФРГ они по команде меняли миссистские номера на ФРГ-шные и переодевались в гражданку.Делалось это по команде офицеров и подобные выезды были небезопасны.

155

https://i.imgur.com/5AtH9kZ.jpg
https://i.imgur.com/45JbFGF.jpg

156

Нашёл статью в Шпигель(SPIEGEL), за 2011 год, о военных миссиях. Размещаю перевод и оригинал. Перевод немного "корявый". А может и много  :dontknow:

холодная война
Разборки в зоне отчуждения
Западные военные дипломаты пользовались в ГДР почти неограниченной свободой передвижения и нагло использовали ее - для шпионажа. С советами они вели опасную игру в кошки-мышки. Одно из самых горячих мест: запретная зона возле Веймара.

11 января 1980 года, Советский военный аэродром Nohra в Тюрингии, в пол-одиннадцатого утра. Автомобиль миссии французских военных соединений приближается к летному полю. С 9 часов вечера там царит оживленная работа. Беспрерывно взлетают и приземляются Ми-24, современные боевые вертолеты, дислоцированные советской армией в Нохре только годом ранее. К еще неизвестному летательному аппарату относится и интерес французских офицеров. Они хотят получить представление о новейшей технике, чтобы в случае войны или кризиса их не застали врасплох. Но удивятся они еще во время своей разведывательной миссии.
    За машиной французов наблюдали. Около 11 часов дня госбезопасность ГДР информирует особый отдел КГБ в штабе Нохра. Военное командование выдвигается и позволяет наблюдательной машине МФС показать местонахождение французов. Советский майор видит, что его подозрения подтвердились: шпионаж. Он приказывает немедленно принять контрмеры: блокировать автомобиль французов! На своем джипе УАЗ советские люди направляются к тяжелому Мерседесу. Французы пытаются бежать, но майор выскакивает из машины и встает у них на пути. Его подхватывает "Мерседес" и тащит на капоте несколько метров, пока он не приземляется на землю. Майор остается невредим,французы продолжают движение.
    На грунтовой дороге между соседними городами Улла и Хопфгартен советам наконец удается остановить автомобиль. Между тем начальник советской комендатуры в Веймаре тоже в курсе. Около 13 часов он попадает на грунтовую дорогу. Французы тем временем пытались разрядить обстановку, раздавая русским сигареты и консервированное пиво. Командир расспрашивает вас о причине вашего пребывания. Он уведомляет вас, что вы находитесь в запретной зоне. Против 13.45 советы сопровождать французов обратно на улицу. Согласно документам госбезопасности, французы впоследствии пригласили советского майора в соседний Трактир на пиво.

Кошка и мышь

С пятидесятых годов Нора стала крупнейшим советским аэродромом для военных вертолетов в ГДР. В 1945 году Красная армия заняла место, которое уже было использовано войсками империи, позже национал-социалистами, а вскоре после войны и американцами, а в последующие годы превратилось в один из своих главных опорных пунктов в Германии.

  Шпионское дело января 1980 года было не единственным в своем роде во время холодной войны - и не всегда погоня выходила такой блестящей. Несколько раз как западные союзники, так и советские военные ловили себя на том, как они использовали свой дипломатический статус в двух германских государствах для шпионажа за противником. В двух случаях это даже закончилось смертельным исходом, например, для француза Филиппа Мариотти, который погиб недалеко от Галле в 1984 году во время блокадного маневра, начатого Штази, когда его автомобиль столкнулся с военным грузовиком NVA. В 1985 году советский солдат охраны застрелил американца Артура Николсона на участке советской танковой дивизии под Людвигслустом.

Оба они были членами так называемых военных союзных миссий, которые четыре державы-победительницы первоначально создали в Германии после войны с целью улучшения взаимопонимания между западными союзниками и советами. С этой целью в трех западных зонах оккупации размещались по одной службе трех западных союзников при Верховном командовании Советской Армии и по одной советской миссии, функция которой заключалась в поддержании контакта с соответствующим верховным командованием.

Но на самом деле военные пользовались привилегиями, связанными с этой представительной задачей и позволявшими им свободно передвигаться по стране, часто другими способами - например, для разведки передвижений войск и нового военного устройства потенциального противника. Со своей стороны, те, кто был разведен, выступили против: объявили регионы, в которых находились важные военные объекты или места расположения войск, запретной зоной для военных миссий. В состав ГДР входили также окрестности Веймара, где находился аэродром Нохра. Западные союзники позволили себе, однако этого не остановить и старались не покладая рук, чтобы получить представление о таинственной деятельности советов в Nohra.

Однако в одной из таких попыток американцы чуть не потерпели неловкую неудачу. В одно очень туманное весеннее утро миссия расположилась на соседней горе Эттерсберг. Гора находилась вне зоны отчуждения и тем не менее давала лучшее представление о происходящем на аэродроме. Однако не в это утро, так как туман сводил на нет любую попытку наблюдения, и поэтому солдаты настроились на более длительное ожидание. Когда видимость, наконец, улучшилась, ужас американцев был велик: они припарковали свой кричащий автомобиль прямо на стоянке мемориала Бухенвальда. Ругаясь, они покинули свою смотровую площадку.

Брат Шпицель

  Несмотря на то, что советы не имели никакого юридического отношения к западным военным миссиям, они все же старались по мере сил ограничить радиус их действий. В повседневной жизни это нередко означало блокаду подозрительных транспортных средств, в случае необходимости-силой и риском получения раненых или даже мертвых. На территории ГДР миссии западных военных соединений были легко распознаны по их автомобилю: внедорожник Mercedes, Opel Sensor или американская модель, модифицированная для использования с вездеходным шасси, защитой от подземного хода, большими бензиновыми баками, дополнительными люками на крыше и отдельно включаемыми фарами - для имитации мопеда в ночное время.

  КГБ очень внимательно следил за деятельностью западных военных миссий-и пользовался для этого своей братской службой в ГДР. Об этом сегодня свидетельствуют документы Штази на аэродром Нора. Однако поток информации при этом оставался в некотором роде улицей с односторонним движением: в то время как советская сторона давала себе знать обо всех подозрительных наблюдениях со стороны Штази, та почти ничего не узнавала о выводах советов.

  Тем не менее немецкие товарищи приступили к своей работе с должной тщательностью. Например, они зафиксировали несколько скрытых наблюдательных пунктов военных соединений вокруг Норы и подготовили отчеты о различных обитателях аэродрома относительно их "надежности". В их прицел попадали и заметные машины западной конструкции и с западными опознавательными знаками. Специально созданные для этого "скрытые наблюдательные пункты" были заняты днем и ночью.

В конечном счете, советам все же не удалось добиться успеха американцев, англичан и французов в их военной разведке: в их файлах содержатся многочисленные сообщения и фотографии с базы крупнейшей советской вертолетной эскадрильи в ГДР.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/2d8bfffc-0001-0004-0000-000000634608_w860_r1.4168039538714992_fpx40_fpy48.77.jpg
Дипломатия капота: используя карту, пытаются уточнить, разрешалось ли там вообще находиться членам французской военной миссии, назначенной советами. Запись из записей Штази.
Motorhaubendiplomatie: Anhand einer Karte wird versucht zu klären, ob sich die von den Sowjets festgesetzten Angehörigen der französischen Militärverbindungsmission dort überhaupt aufhalten durften. Eine Aufnahme aus den Stasi-Akten.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/3a4b468f-0001-0004-0000-000000634610_w860_r1.4006514657980456_fpx56.28_fpy44.96.jpg
Наблюдательный пункт в зеленом: из этого укрытия госбезопасность ГДР контролировала движение по дальней дороге, примыкающей к аэродрому Нора.
Beobachtungsposten im Grünen: Von diesem Versteck aus überwachte die DDR-Staatssicherheit den Verkehr auf der an den Flugplatz Nohra angrenzenden Fernstraße.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/4d4c7619-0001-0004-0000-000000634611_w860_r1.3333333333333333_fpx48.73_fpy52.87.jpg
Военное имущество: сохранились караульные здания бывшей казармы Нохра-юг. Первые залы аэродрома были построены еще в 1916 году и использовались имперскими военными. Позже сюда перебрались национал-социалисты, после войны ненадолго американцы и, наконец, советы, чьи войска покинули территорию в 1992 году.
Militärischer Nachlass: Die Wachgebäude der ehemaligen Kaserne Nohra-Süd blieben erhalten. Die ersten Hallen des Flugplatzes waren bereits 1916 gebaut und vom kaiserlichen Militär genutzt worden. Später zogen hier die Nationalsozialisten ein, nach dem Krieg kurzzeitig die Amerikaner und schließlich die Sowjets, deren Truppen das Gelände 1992 verließen.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/d44527a3-0001-0004-0000-000000634612_w860_r1.5061295971978985_fpx43.14_fpy55.jpg
Двигатели затихли: аэродром Нохра в 1992 году незадолго до отхода западной группы Советских Вооруженных сил. На переднем плане видны вертолеты Ми-24. На правом краю изображения вы видите летную верфь.
Die Motoren stehen still: Der Flugplatz Nohra 1992 kurz vor dem Abzug der Westgruppe der sowjetischen Streitkräfte. Im Vordergrund sind Mi-24-Helikopter zu erkennen. Am rechten Bildrand sieht man die Flugwerft.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/a3421735-0001-0004-0000-000000634613_w860_r1.421487603305785_fpx44.19_fpy54.88.jpg
Рукопожатие ради мира: Даже в критических ситуациях - как здесь при установлении французских шпионов в 11. Январь 1980 - пытались деэскалации обе стороны. Французы раздавали русским сигареты и пиво, предварительно сбив на бегу русского майора. Запись сохранилась в документах министерства госбезопасности.
Händeschütteln für den Frieden: Auch in kritischen Situationen - wie hier bei der Festsetzung der französischen Spione am 11. Januar 1980 - versuchten beide Seiten zu deeskalieren. Die Franzosen verteilten Zigaretten und Bier an die Russen, nachdem sie zuvor auf der Flucht einen russischen Major angefahren hatten. Die Aufnahme blieb in den Unterlagen des Ministeriums für Staatssicherheit erhalten.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/3d268296-0001-0004-0000-000000634614_w860_r1.421487603305785_fpx44.19_fpy54.88.jpg
Напряженная ситуация: вклинившись, члены французской военной миссии ждут прибытия главы комендатуры Веймара. Запись из записей Штази.
Festgefahrene Situation: Eingekeilt warten die Angehörigen der französischen Militärmission auf das Eintreffen des Leiters der Kommandantur Weimar. Eine Aufnahme aus den Stasi-Akten.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/4a21b200-0001-0004-0000-000000634615_w860_r1.4052287581699345_fpx43.26_fpy50.82.jpg
Без камуфляжа: будь то внедорожник Mercedes, Opel сенатор или модифицированная американская модель - в обзорном выборе модели автомобиля ГДР машины западных военных соединений сразу бросались в глаза.
Ohne Tarnung: Ob Mercedes-Geländewagen, Opel Senator oder ein modifiziertes amerikanische Modell - in der übersichtlichen Pkw-Modellauswahl der DDR fielen die Fahrzeuge der westlichen Militärverbindungsmissionen sofort auf.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/d328e3ba-0001-0004-0000-000000634616_w860_r1.4168039538714992_fpx52.8_fpy46.79.jpg
Ждали шефа: только глава местной комендатуры имел право расспросить членов французской военной миссии о причине их пребывания в зоне отчуждения - и сослать их на площадь. Запись из Штази-актов от 11. С января 1980 года.
Warten auf den Chef: Nur der Leiter der örtlichen Kommmandantur war berechtigt, die Angehörigen der französischen Militärverbindungsmission nach dem Grund ihres Aufenthalts im Sperrgebiet zu befragen - und sie des Platzes zu verweisen. Eine Aufnahme aus den Stasi-Akten vom 11. Januar 1980.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/a42fd32c-0001-0004-0000-000000634617_w860_r1.3870967741935485_fpx46.87_fpy45.jpg
Целенаправленные нарушения табу: Западным военным соединениям не разрешалось посещать районы ГДР, отмеченные таким щитом. Однако они никак не придерживались этого запрета.
Gezielte Tabubrüche: Westalliierte Militärverbindungsmissionen durften Gebiete der DDR, die mit einem solchen Schild gekennzeichnet waren, nicht befahren. Allerdings hielten sie sich nicht in jedem Fall an dieses Verbot.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/3490cebd-0001-0004-0000-000000634618_w860_r1.5221238938053097_fpx54.42_fpy54.87.jpg
Хотя в 1980 году французские шпионы все еще рисковали жизнью, наблюдая за вертолетами на аэродроме Нора, в результате германского подразделения они даже могли быть испытаны бундесвером. На заднем плане Эттерсберг с мемориалом Бухенвальд.
Zeitenwende: Während die französischen Spione 1980 noch ihr Leben riskierten, um die Helikopter auf dem Flugplatz Nohra zu beobachten, konnten sie infolge der Deutschen Einheit von der Bundeswehr sogar erprobt werden. Im Hintergrund der Ettersberg mit der Gedenkstätte Buchenwald.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/4397fe2b-0001-0004-0000-000000634619_w860_r1.6506717850287909_fpx45.35_fpy52.79.jpg
Штази-реликвии: фото из документации о наблюдательных постов западных союзнических военных миссий в лесопарковой зоне Troistedt в Веймаре.
Stasi-Relikt: Foto aus der Dokumentation über die Beobachtungsstellen der westalliierten Militärmissionen im Waldgebiet von Troistedt bei Weimar.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/1166154c-0001-0004-0000-000000634620_w860_r1.3333333333333333_fpx50.12_fpy54.89.jpg
Памятник на перемене времени: памятник Ленину в прежнем летном районе Нохра-Юг был отремонтирован после сноса почти всех казарм и до сих пор стоит.
Monument im Wandel der Zeit: Das Lenindenkmal im früheren Fliegerhorstbereich Nohra-Süd wurde nach Abriss fast aller Kasernen saniert und steht noch heute.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/666125da-0001-0004-0000-000000634621_w860_r1.3738019169329074_fpx51.63_fpy46.81.jpg
Конечно, было недостаточно безопасно: министерство госбезопасности документировало все возможные места, из которых можно было взять представление о военном аэродроме Нора.
Sicher war nicht sicher genug: Das Ministerium für Staatssicherheit dokumentierte alle möglichen Stellen, von denen aus Einsicht auf den Militärflugplatz Nohra genommen werden konnte.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/ff687460-0001-0004-0000-000000634622_w860_r1.5221238938053097_fpx53.14_fpy54.87.jpg
В прицеле военных шпионов: русские вертолеты Ми-24 ждут своей заправки. Разработка боевых вертолетов, названных советами "летающими танками", началась в середине шестидесятых годов. Они разрабатываются и производятся по сей день. Снимок был сделан в 1992 году на аэродроме Нора.
Im Visier der Militärspione: Russische Mi-24-Helikopter warten auf ihre Betankung. Die Entwicklung der von den Sowjets "fliegende Panzer" genannten Kampfhubschrauber begann Mitte der sechziger Jahre. Sie werden bis heute weiterentwickelt und produziert. Die Aufnahme entstand 1992 auf dem Flugplatz Nohra.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/886f44f6-0001-0004-0000-000000634623_w860_r1.5221238938053097_fpx46.52_fpy44.96.jpg
Развернута карта наблюдательных пунктов западных военных соединений, выявленных сотрудниками Штази, в лесном массиве на аэродроме Нора под Веймаром.
Ausgespäht: Eine Karte der von Stasi-Mitarbeitern aufgedeckten Beobachtungspunkte westlicher Militärverbindungsmissionen im Waldgebiet am Flugplatz Nohra bei Weimar.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/160bd155-0001-0004-0000-000000634624_w860_r1.360759493670886_fpx49.19_fpy44.94.jpg
Привет от холодной войны: в одном из сохранившихся сторожевых зданий на аэродроме Нохра в 2010 году было найдено множество этих карт. Они служили солдатам Советской Армии руководством по работе с западными военными миссиями. Почти через 20 лет после вывода вооруженных сил это была одна из последних неожиданных находок на местности.
Grüße aus dem Kalten Krieg: In einem der erhalten gebliebenen Wachgebäude auf dem Flugplatz Nohra fanden sich 2010 zahlreiche dieser Karten. Sie dienten den Soldaten der Sowjetarmee als Anleitung für den Umgang mit westlichen Militärmissionen. Fast 20 Jahre nach dem Abzug der Streitkräfte war dies einer der letzten unerwarteten Funde auf dem Gelände.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/610ce1c3-0001-0004-0000-000000634625_w860_r1.3333333333333333_fpx48.73_fpy44.97.jpg
Заброшенная и обветшалая: бывшая верфь-единственное здание, которое все еще существует на аэродроме сегодня - здесь, на фотографии 2008 года.
Verlassen und verfallen: Die frühere Flugwerft ist das einzige Gebäude, das noch heute auf dem Flugplatz existiert - hier auf einem Foto aus dem Jahr 2008.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Kalter Krieg Showdown im Sperrgebiet
Westliche Militärdiplomaten genossen in der DDR fast uneingeschränkte Bewegungsfreiheit und nutzten sie dreist aus - zur Spionage. Mit den Sowjets lieferten sie sich dabei ein gefährliches Katz-und-Maus-Spiel. Einer der heißesten Schauplätze: ein Sperrgebiet in der Nähe von Weimar.
Von Christian Handwerck
18.11.2011, 17:28 Uhr

11. Januar 1980, der sowjetische Militärflugplatz Nohra in Thüringen, halb elf vormittags. Ein Fahrzeug der französischen Militärverbindungsmission nähert sich dem Flugfeld. Seit 9 Uhr herrscht dort reger Betrieb. Ununterbrochen starten und landen Mi-24, moderne Kampfhubschrauber, von der Sowjetarmee erst im Jahr zuvor in Nohra stationiert. Dem noch unbekannten Fluggerät gilt auch das Interesse der französischen Offiziere. Sie möchten sich ein Bild von der neuesten Technik machen, damit sie im Kriegs- oder Krisenfall nicht davon überrascht werden. Doch überrascht werden sie noch während ihrer Erkundungsmission.

Das Fahrzeug der Franzosen ist beobachtet worden. Gegen 11 Uhr informiert die DDR-Staatssicherheit die Sonderabteilung des KGB im Stabsobjekt Nohra. Ein Militärkommando rückt aus und lässt sich vom Überwachungsfahrzeug des MfS den Standort der Franzosen zeigen. Der sowjetische Major sieht seinen Verdacht bestätigt: Spionage. Er ordnet sofortige Gegenmaßnahmen an: Das Fahrzeug der Franzosen blockieren! Mit ihrem UAZ-Jeep steuern die Sowjets auf den schweren Mercedes zu. Die Franzosen versuchen zu fliehen, doch der Major springt aus dem Wagen und stellt sich ihnen in den Weg. Er wird vom Mercedes erfasst und einige Meter auf der Motorhaube mitgeschleift, bis er hart auf dem Boden landet. Der Major bleibt unverletzt, die Franzosen fahren weiter.

Auf dem Feldweg zwischen den benachbarten Orten Ulla und Hopfgarten gelingt es den Sowjets schließlich, das Fahrzeug zu stoppen. Inzwischen ist auch der Leiter der Sowjet-Kommandantur in Weimar informiert. Gegen 13 Uhr trifft er auf dem Feldweg ein. Die Franzosen haben in der Zwischenzeit versucht, die Situation zu entspannen, indem sie Zigaretten und Dosenbier an die Russen verteilten. Der Kommandant befragt sie zum Grund ihres Aufenthalts. Er weist sie darauf hin, dass sie sich in einem Sperrgebiet befinden. Gegen 13.45 Uhr begleiten die Sowjets die Franzosen zurück zur Straße. Laut den Akten der Staatssicherheit luden die Franzosen den sowjetischen Major anschließend in eine nahegelegene Gaststätte zum Bier ein.

Katz und Maus

Seit den fünfziger Jahren hatte sich der Standort Nohra zum größten sowjetischen Flugplatz für militärische Helikopter in der DDR entwickelt. Die Rote Armee hatte den Platz, der schon von den Truppen des Kaiserreiches, später von den Nationalsozialisten und kurzzeitig nach dem Krieg auch von den Amerikanern genutzt worden war, 1945 übernommen und in den Folgejahren zu einem ihrer wichtigsten Stützpunkte in Deutschland ausgebaut.

Der Spionagefall vom Januar 1980 war nicht der einzige seiner Art während des Kalten Kriegs - und nicht immer ging die Verfolgungsjagd so glimpflich aus. Mehrfach wurden sowohl westalliierte als auch sowjetische Militärs dabei ertappt, wie sie ihren Diplomatenstatus in den beiden deutschen Staaten dazu nutzten, den Gegner auszuspionieren. In zwei Fällen endete dies sogar tödlich, etwa für den Franzosen Philippe Mariotti, der 1984 nahe Halle während eines von der Stasi fingierten Blockademanövers starb, als sein Fahrzeug mit einem Militärlaster der NVA kollidierte. 1985 erschoss ein sowjetischer Wachsoldat den Amerikaner Arthur Nicholson auf dem Gelände einer sowjetischen Panzerdivision bei Ludwigslust.
Kalter Krieg: Katz-und-Maus in Weimar
BStU
Fotostrecke

Kalter Krieg: Katz-und-Maus in Weimar

Beide waren Angehörige der sogenannten Militärverbindungsmissionen, die die vier Siegermächte nach dem Krieg in Deutschland ursprünglich mit dem Ziel eingerichtet hatten, die Verständigung zwischen den Westalliierten und den Sowjets zu verbessern. Zu diesem Zweck waren je eine Dienststelle der drei Westalliierten beim Oberkommando der Sowjetarmee und je eine sowjetische Mission in den drei westlichen Besatzungszonen angesiedelt, deren Funktion darin bestand, den Kontakt zum entsprechenden Oberkommando zu pflegen.

Tatsächlich aber nutzten die Militärs die Privilegien, die mit dieser repräsentativen Aufgabe verbunden waren und ihnen erlaubte, sich frei im Land zu bewegen, oft auf andere Weise - etwa zur Erkundung von Truppenbewegungen und neuem militärischen Gerät des potentiellen Gegners. Die derart Ausgespähten setzten sich ihrerseits zur Wehr: Sie erklärten Regionen, in denen sich wichtige militärische Objekte oder Truppenübungsplätze befanden, zum Sperrgebiet für Militärmissionen. In der DDR gehörte dazu auch das Umland von Weimar, in dem sich der Flugplatz Nohra befand. Die Westalliierten ließen sich davon allerdings nicht aufhalten - und bemühten sich unermüdlich, Einblick in die geheimnisvollen Aktivitäten der Sowjets in Nohra zu erlangen.

Bei einem dieser Versuche unterlief den Amerikanern allerdings beinahe ein peinlicher Fauxpas. An einem sehr nebligen Frühlingsmorgen hatte sich die Mission auf dem nahe liegenden Ettersberg positioniert. Der Berg befand sich außerhalb der Sperrzone und gestattete dennoch beste Einblicke in die Geschehnissen auf dem Flugplatz. Allerdings nicht an diesem Morgen, denn der Nebel machte jeden Versuch einer Beobachtung zunichte und so richteten sich die Soldaten auf eine längere Wartezeit ein. Als sich die Sicht endlich besserte, war der Schreck der Amerikaner groß: Sie parkten mit ihrem auffälligen Fahrzeug direkt auf dem Parkplatz der Gedenkstätte Buchenwald. Fluchtartig verließen sie daraufhin ihren Aussichtspunkt.

Bruder Spitzel

Auch wenn die Sowjets keine rechtliche Handhabe gegen die westlichen Militärmissionen hatten, versuchten sie dennoch nach Kräften, deren Aktionsradius einzuschränken. In der täglichen Routine bedeutete das nicht selten die Blockade von verdächtigen Fahrzeugen, notfalls auch mit Gewalt und dem Risiko von Verletzten oder gar Toten. Auf dem DDR-Gebiet waren die westlichen Militärverbindungsmissionen leicht an ihrem Fahrzeug zu erkennen: Mercedes-Geländewagen, Opel Senator oder ein amerikanisches Modell, für den Einsatz baulich modifiziert mit geländegängigem Fahrwerk, Unterfahrschutz, größeren Benzintanks, zusätzlichen Dachluken und einzeln einschaltbaren Scheinwerfern - um bei Nacht ein Moped zu imitieren.

Der KGB beobachtete die Aktivitäten der westlichen Militärmissionen sehr genau - und bediente sich dazu seines Bruderdienstes in der DDR. Dies belegen heute die Stasi-Unterlagen zum Flugplatz Nohra. Der Informationsfluss blieb dabei allerdings gewissermaßen eine Einbahnstraße: Während sich die sowjetische Seite über alle verdächtigen Beobachtungen seitens der Stasi informieren ließ, erfuhr diese kaum etwas über die Erkenntnisse der Sowjets.

157

http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t14893.jpg
,

Отредактировано Зайцев Сергей (26-02-2020 06:35:07)

158

/http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t38664.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t23910.jpg

Отредактировано Зайцев Сергей (26-02-2020 06:38:09)

159

http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t45031.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t73365.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0016/e4/0c/6378/t82318.jpg

160

Сергей Сидоренко
Добрый день, Сергей. Моё имя Евгений, служил в британской зоне 80-81гг. Знакомо ли вам имя Станислав Шестак из Темрюкского р-на? Он тоже служил 80-81 в американской зоне.

161

81967,6867 написал(а):

Сергей Сидоренко
Добрый день, Сергей. Моё имя Евгений, служил в британской зоне 80-81гг. Знакомо ли вам имя Станислав Шестак из Темрюкского р-на? Он тоже служил 80-81 в американской зоне.

Нет больше Сергея .

162

Государкин Сергей
Добрый день , Сергей. Это на вашем фото Забелин с Пацкалёвым?

163

81994,6867 написал(а):

Это на вашем фото Забелин с Пацкалёвым?

К сожалению я к военным миссиям не имею ни какого отношения... :dontknow: а фотографии размещал скорее всего по чьей то просьбе... 

В основном, большинство служивших в ГСВГ наслышаны о мисссиях наших потенциальных врагов и о их действиях на территории ГДР... Некоторым даже приходилось сталкиваться с их "происками".... Поэтому очень интересно узнать и о подобных наших подразделениях... Думаю, многие участники форума будут вам признательны, если и вы поделитесь своими воспоминаниями по этому поводу...
http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/82255.gif

164

Отпишусь и в этой теме. Хочется больше узнать про номера миссий связи в частности, и про военные номера в ГСОВГ/ГСВГ/ЗГВ. В связи с этим создана тема в другом разделе:
История военных номерных знаков‡СССР, ГСВГ,РФ&
Пишите, пожалуйста, кто что помнит. Любые комментарии, фото приветствуются.

165

ШПИОНЫ

Во время службы в ГСВГ довелось пару раз столкнуться с американскими шпионами. Не лоб в лоб, но…
Сейчас мне трудновато вспомнить все тонкости международных соглашений по легальному пребыванию, так называемых, «миссий связи» на территории ГДР. Эту тему знают досконально спецы. Я же знаю, что наши такие же «миссии» выезжали в Западный Берлин и, наверное, на территорию Западной Германии и, по-видимому, следуя по строго указанным маршрутам. По крайней мере, наши служебные предписания гласили – при встрече с такой миссией, где бы то ни было, необходимо зафиксировать ее номер и страну, к которой она принадлежала (номер был размещен на фоне флага соответствующего государства). Зафиксировать и немедленно доложить в вышестоящий штаб и нашим гарнизонным чекистам.

Обе встречи произошли при передислокации нашей части в запасный район и были похожи друг на друга, как две капли воды, с той лишь разницей, что в первом случае я передвигался на тыловом ЗИЛ-131, а во втором – на «уазике». А так…
Ехал я из района в гарнизон и заметил, что метрах в ста пятидесяти у лесочка стоит джип – у нас в те времена такие машины были только на картинках да в кино. Понятно – ОНИ! Насколько скрытно смогли, настолько поближе подобрались к ним поближе. Конечно же, «миссионеры» нас засекли и выскочили на основную дорогу. Но просто так не умчались… - они над нами решили поиздеваться! Биноклей, у нас с собой, как и радиостанций, почему-то не было, поэтому, чтобы зафиксировать их номерной знак, необходимо было попасть в зону видимости. Они это прекрасно знали и понимали. Они не торопились убраться восвояси, а подпускали нас на определенную дистанцию, и как только она сокращалась - ускоряли движение. Минут пятнадцать так они нас «катали»…затем им это, по всей видимости, надоело – помигали «аварийкой» и улетели.

Ну что мы… – покусали свои локти, обсудили достоинства импортного автопрома (облизнулись!), для приличия поругали наших противников-супостатов, но выше одного места не прыгнешь…да и «почухали» домой.

И все-таки мы были отомщены!
Где-то через полгода в «запасный» выходили наши соседи на своих больших тягачах. Прибыли в район, и командир с начштаба прилегли на полянке с картой что-то уточнить. Краем глаза кто-то из них заметил недалече джипик на лесной дорожке за кустиком. Быстро сориентировались, по рации дали команду своим ребятам, а те, в свою очередь, оперативно выдвинули технику, заблокировав дорогу с двух сторон – путь для американских «миссионеров» (а это были именно они) оставался только один участок свежесрубленного леса. Туда джип и рванул! И буквально сразу же налетел на огромный пень!

Очередная блокировка, с четырех уже сторон, нашими доблестными воинами была проведена молниеносно! Все. Приехали.

Доложили, куда следует, и, пока ждали прибытия представителей соответствующих структур, стали изучать «объект». По инструкции общаться самим с задержанными нельзя было, но было же интересно – чьи вы хлопцы будете?! Что ж за авто такое?! (Потом этот командир говорил: лучше бы не задерживали – исписал тонну бумаги объяснительных и пр.).

Подошли. В машине оказалось трое – майор, капитан и сержант. Ну и спросили:
-Впервые у нас? – естественно, на своем родном.
Майор-американец приоткрыл окно и на чистом русском:

-Да! Только, наверное, и последний – из-за этого му…, указав на водителя, - вообще ездить не умеет!

Когда подкатили наши чекисты, немецкая комендатура, документально зарегистрировали «гостей», блок из тягачей убрали. «Тягачисты» предложили помощь снять джип с пня.

Американский водитель молча вышел из-за руля, из ниши в переднем бампере вытащил тросик с крюком, зацепил за соседний пенек, сел за «штурвал», завел свой аппарат, джип увеличил клиренс, повернул все четыре колеса в одну сторону(!), лебедка «зажужжала» и автомобиль легко съехал на ровную дорогу.

Вот такие у нас были «шпионские страсти» за кордоном…

166

https://i.imgur.com/1NXMMKCl.jpg
https://i.imgur.com/RIyQgLCl.jpg
https://i.imgur.com/5MZeceul.jpg
https://i.imgur.com/aCETRjMl.jpg
https://i.imgur.com/EdTteXfl.jpg

Задержание английской миссии связи у Бернау 1980-е годы.

167

69757,64 написал(а):

Фото В.Пацкалева, П. Петрова и П Ефименко. водителей советской миссии связи в городе Бюнде (Bünde). фото 1980 г.  Германии земля Северный Рейн-Вестфалия.

168

77587,26 написал(а):

https://i.imgur.com/hnZiVIyl.png
Миссия связи

«Парня из ГСВГ определили служить водителем в миссию связи во Франкфурте на той стороне. Возил он одного майора, фактически шпиона внешней разведки. У них был для поездок специально заказанный на заводе Опель полноприводной с номерами миссий связи. Поначалу было трудно ему т.к. движение во Франкфурте в конце 70-х было такое, как нынче в Москве, потом привык.
Миссионерам запрещено было заезжать в обозначенные милитаризованные зоны на территории ФРГ, но майор заехал в запретную зону склада химоружия под Мюнхеном, куда вообще был запрещен проезд всякого автотранспорта и проход людей. Они покрутились вокруг склада, пофотографировали объект и поехали обратно.
Едут по дороге, видят с территории склада в их сторону выезжает джип и военный грузовик с зольдами бундесвера. Водитель предложил уходить влево в сторону Альп, но майор сказал, что сделаем морду кирпичем и проедем мимо них.
Но не тут-то было. Остановили их жестко, как не ожидали. Джип бундесвера выехал на встречку и тараном остановил Опель, грузовик стал поперек дороги сзади миссионерского авто, перегородив путь к отступлению.
На капот прыгнул офицер бундесвера и приказал глушить мотор. Майор дал команду таранить офицера и рвать когти, но водитель заглушил двигатель. Потом выяснилось, что поступил правильно, не зря его спецслужбы отобрали на такую службу.
Так вот, побитый Опель пришлось ремонтировать, но цена ремонта в ФРГ была такова, что проще было новый купить. Набрали на вражьей территории запчастей, пригнали разбитый Опель в ГДР и там в частном сервисе отреставрировали. Вот такие ДТП случались в годы холодной войны...» - поделился Sergey Kolesnikov
2. «Видимо, уже к концу 80-х, в годы начала бардака что в стране, что в её Армии, немцы, почувствовав слабину, рассобачились. И не только немцы. Офицер американской миссии связи Николсон в 85г. повадился наезжать в учебный центр 240мсп, где стояли учебные т-80, которые тогда были страшно секретные.
Заборов вокруг полигонов в ГДР не было, поэтому, где еще можно было "заблудиться" миссионерам и успешно пофотографировать секретные объекты как не на территории ученых центров. Табличек "verboten zone" там наверно тоже не было, чтобы не привлекать миссионеров.
Николсон приехал на джипе с водителем сержантом в первый раз и пофотографировал учебные стенды. При этом, он осмотрелся на месте и не обнаружил караульного. Это его вдохновило на дальнейшие подвиги и в следующий свой приезд майор залез в танковые боксы и начал щелкать стоявшие там танки.
Здесь неожиданно возник часовой, привлеченной фотовспышками камеры внутри боксов, а рядом с боксами был обнаружен джип с номерами миссии связи. Караульный без предупреждения открыл огонь по американцу, когда тот вылез из боксов и направился к своей машине.
Первая очередь была мимо, но вторая конкретно легла в цель. Майор истек кровью до приезда врача, а пытавшегося оказать мед. помощь сержанта караульный загнал обратно в джип...» - рассказал быль Доктор.

https://i.imgur.com/QcctCdjl.png

А я встречсался с майором Николсоном в 1986 скорее всего году. Снега было много, холодно (может начало 1987?) и амеры попали в ДТП недалеко от города Небра. В них въехал кто-то из восточных немцев. По правилам за миссионеров в этом случае несли ответственность комендатуры ГСВГ. Вот нам и пришлось выехать , чтобы защищать интересы заклятых друзей. Было весело. Помню, что майор был рыжий. Общались на смеси английского, немецкого и русского.

169

89064,7516 написал(а):

Государкин СергейСообщение от Государкин Сергей  [Перейти к сообщению]

    https://i.imgur.com/hnZiVIyl.png
    Миссия связи

    «Парня из ГСВГ определили служить водителем в миссию связи во Франкфурте на той стороне. Возил он одного майора, фактически шпиона внешней разведки. У них был для поездок специально заказанный на заводе Опель полноприводной с номерами миссий связи. Поначалу было трудно ему т.к. движение во Франкфурте в конце 70-х было такое, как нынче в Москве, потом привык.
    Миссионерам запрещено было заезжать в обозначенные милитаризованные зоны на территории ФРГ, но майор заехал в запретную зону склада химоружия под Мюнхеном, куда вообще был запрещен проезд всякого автотранспорта и проход людей. Они покрутились вокруг склада, пофотографировали объект и поехали обратно.
    Едут по дороге, видят с территории склада в их сторону выезжает джип и военный грузовик с зольдами бундесвера. Водитель предложил уходить влево в сторону Альп, но майор сказал, что сделаем морду кирпичем и проедем мимо них.
    Но не тут-то было. Остановили их жестко, как не ожидали. Джип бундесвера выехал на встречку и тараном остановил Опель, грузовик стал поперек дороги сзади миссионерского авто, перегородив путь к отступлению.
    На капот прыгнул офицер бундесвера и приказал глушить мотор. Майор дал команду таранить офицера и рвать когти, но водитель заглушил двигатель. Потом выяснилось, что поступил правильно, не зря его спецслужбы отобрали на такую службу.
    Так вот, побитый Опель пришлось ремонтировать, но цена ремонта в ФРГ была такова, что проще было новый купить. Набрали на вражьей территории запчастей, пригнали разбитый Опель в ГДР и там в частном сервисе отреставрировали. Вот такие ДТП случались в годы холодной войны...» - поделился Sergey Kolesnikov
    2. «Видимо, уже к концу 80-х, в годы начала бардака что в стране, что в её Армии, немцы, почувствовав слабину, рассобачились. И не только немцы. Офицер американской миссии связи Николсон в 85г. повадился наезжать в учебный центр 240мсп, где стояли учебные т-80, которые тогда были страшно секретные.
    Заборов вокруг полигонов в ГДР не было, поэтому, где еще можно было "заблудиться" миссионерам и успешно пофотографировать секретные объекты как не на территории ученых центров. Табличек "verboten zone" там наверно тоже не было, чтобы не привлекать миссионеров.
    Николсон приехал на джипе с водителем сержантом в первый раз и пофотографировал учебные стенды. При этом, он осмотрелся на месте и не обнаружил караульного. Это его вдохновило на дальнейшие подвиги и в следующий свой приезд майор залез в танковые боксы и начал щелкать стоявшие там танки.
    Здесь неожиданно возник часовой, привлеченной фотовспышками камеры внутри боксов, а рядом с боксами был обнаружен джип с номерами миссии связи. Караульный без предупреждения открыл огонь по американцу, когда тот вылез из боксов и направился к своей машине.
    Первая очередь была мимо, но вторая конкретно легла в цель. Майор истек кровью до приезда врача, а пытавшегося оказать мед. помощь сержанта караульный загнал обратно в джип...» - рассказал быль Доктор.

    https://i.imgur.com/QcctCdjl.png

А я встречсался с майором Николсоном в 1986 скорее всего году. Снега было много, холодно (может начало 1987?) и амеры попали в ДТП недалеко от города Небра. В них въехал кто-то из восточных немцев. По правилам за миссионеров в этом случае несли ответственность комендатуры ГСВГ. Вот нам и пришлось выехать , чтобы защищать интересы заклятых друзей. Было весело. Помню, что майор был рыжий. Общались на смеси английского, немецкого и русского.

Надо дополнить: либо это другой Николсон (мало ли в Америке Николсонов!), либо это было до его гибели в 1985 году. То, что Небра это точно, там в местной дорожной полиции руководил капитан Шультке.

170

Горячие погони холодной войны: малоизвестная история борьбы разведок в Германии

Ольга Ившина
Би-би-си
25 декабря 2020

https://i.imgur.com/efqAXVF.jpg
После Второй мировой войны в разделенной Германии появились военные миссии связи. Официально они работали для поддержания связи между вооруженными силами СССР и Запада, но очень скоро миссии превратились в команды передовых разведчиков, о которых до сих пор известно немногое

"Помню, едем мы, а в лесочке рядом показались антенны натовских связистов, - вспоминает Юрий Матирко, служивший в советской миссии связи в городе Бюнда. - Майор приказал: "Значит, влетаешь туда, резко тормозишь, врубаешь заднюю передачу и замираешь. Я должен успеть все сфотографировать. По моей команде гонишь обратно. Если у тебя не получится - англичане нас там и расстреляют".

20-летний водитель справился, и советским разведчикам удалось живыми вернуться на базу. Но так везло не всем.

"Самый надежный и точный источник"
https://i.imgur.com/vy2I9ju.jpg
По итогам Потсдамского мирного соглашения Германия была разделена на четыре оккупационные зоны: восточную - советскую, и три западных - британскую, французскую и американскую.
Вскоре представительство советских военных появилось в каждой из западных зон, а посланники французских, британских и американских вооруженных сил - в восточной Германии.

Изначально главной задачей миссий связи было поддерживать постоянный контакт и взаимодействие между военачальниками и штабами сторон. Сотрудники миссий принимали участие в разоружении Германии, помогали задерживать нацистских преступников, защищали интересы соотечественников.

Но вскоре после начала холодной войны "миссионеры" вдруг оказались в уникальном положении. Они были практически единственными военными, которые каждый день могли легально и довольно свободно ездить по территории вероятного противника. Так миссии связи превратились по сути в разведывательные миссии.

"Опыт доказывает, - писал позже американский генерал Лорис Норстад, - что разведданные, собранные нашей военной миссией [в Восточной Германии], являются самым надежным и точным источником, которым располагает наше командование…"

Численность миссий была небольшой. Например, в советской миссии, работавшей в британской зоне оккупации, был 31 человек (из них 11 офицеров, остальные - представители технического и обслуживающего персонала). А американская миссия связи в ГДР насчитывала всего 14 человек, потому что соглашение о работе военных США подписывалось, когда отношения между СССР и Западом были довольно напряженными.

"Дверь откроешь - и тебе труба"
https://i.imgur.com/dkkPsAP.jpg
У машин военных миссий связи всегда был увеличенный и яркий номерной знак с крупным изображением государственного флага

В обычное время члены каждой военной миссии связи могли свободно перемещаться по той зоне оккупации Германии, в которой они находились. Нельзя было заезжать только в заранее оговоренные районы - чаще всего там располагались войсковые части и военные заводы. Но именно туда в первую очередь и стремились разведчики.

"Чисто физически невозможно было всегда сопровождать машины миссии. Да это было и не нужно. Многим проживающим в регионе гражданским людям и обязательно всем военным выдавали специальные карточки. В них пояснялось, как именно выглядят автомобили советской военной миссии, и говорилось, что как только вы такие машины увидите, сразу звоните по такому-то номеру. И такие звонки в итоге очень помогали", - рассказывает полковник Ричард Блэнд, служивший в составе британского контингента в Германии.

Британское подразделение, следившее за советскими "миссионерами", прозвали "белыми мышами" за цвет патрульных машин.
https://i.imgur.com/mVbYMDU.jpg
Водители "белых мышей" проходили специальные курсы экстремального вождения, чтобы лучше следить за машинами советской миссии. Военные шоферы из СССР были вчерашними срочниками

"Люди постоянно сообщали о перемещении советских машин. А мы уже смотрели - если разведчиков видели в разрешенной зоне, то ничего не предпринимали, просто пытались просчитать их дальнейший маршрут. Если в запрещенной - то тут же высылалась машина, чтобы остановить их", - дополняет Стюарт Г. (он попросил не упоминать свою фамилию целиком), служивший в отряде "белых мышей" в конце 1980-х.

Дело в том, что согласно послевоенным договоренностям, машины "миссионеров" обладали неприкосновенностью, как автомобили дипломатов. Это стало большим козырем для разведчиков и головной болью для тех, кто им противостоял.

"Пока ты в машине, считается, что ты на территории СССР, и ничего тебе чужие военные сделать не могут. Поэтому когда наши офицеры выходили из машины что-то сфотографировать или с другой задачей, то главное было успеть вовремя обратно в машину забежать", - поясняет Юрий Матирко.

Помешать вылазкам "миссионеров" в запретных зонах можно было только физически блокируя их автомобили и закрывая им обзор. Обычно первыми их останавливали те самые военные, за которыми и пытались шпионить разведчики.

https://i.imgur.com/pdfmDT6.jpg
Обычно машины "миссионеров" блокировали с двух сторон. Если в этот момент рядом проезжала военная колонна, то обзор разведчикам закрывали, накрывая окна плащ-палатками, куртками, а иногда и просто спинами

"Разные были блокировки. Вот когда автомат наставляют, это жесть. Когда человек пять бросается на твою машину, ломает антенны, дворники, зеркала и вообще все, что можно сломать - вот это жесть. Были случаи, когда наши ребята сидели по восемь часов в машине безвылазно. Ждали, пока британский военный атташе приедет, пока все бумаги оформят, чтобы потом на базу сопроводить. Мужики писали в бутылки, потому что даже просто дверь приоткроешь - может быть уже труба", - вспоминает Матирко.

Были и блокировки со смертельным исходом, правда все - на территории Восточной Германии. В 1984 году солдат армии ГДР заметил машину французских "миссионеров", снимавших новую технику, поступившую на базу мотострелковой дивизии. Пытаясь помешать разведчикам, солдат решил протаранить их машину своим грузовиком. Боец французской военной миссии Филипп Мариотти погиб на месте.
В 1985 году советский караульный застрелил майора Артура Николсона из американской военной миссии связи. Офицер проник на территорию воинской части, где находились новейшие советские танки Т-80 и начал фотосъемку. Уже на обратном пути его заметил часовой. Николсон побежал к машине, солдат выстрелил и ранил его. Через несколько минут американец истек кровью и умер.

Красная карта

Работа "миссионеров" и в Восточной, и в Западной Германии всегда активизировалась во время военных учений.

"Как только начинались учения, нам присылали карты, где красным были обозначены дополнительные районы, в которые нам запрещено въезжать на время маневров. Мы называли это, простите, менструацией. Потому что приходила такая карта вся в красных пятнах. Для нас это, конечно, был знак. Куда было запрещено - туда в первую очередь и пытались попасть", - говорит Матирко.

https://i.imgur.com/K67voT5.jpg
Юрий Матирко во время службы в Германии

В такие периоды активизировались и "охотники" за разведчиками.

"С началом учений "белые мыши" устанавливали круглосуточное дежурство недалеко от советской базы "миссионеров". Чаще всего ты долго-долго сидишь и ждешь. А потом мимо проносится автомобиль с ярко-желтым номером и большим советским флагом. Это значит, что работа начинается. У нас в машине всегда был альбом с фотографиями всех офицеров миссии, снимки автомашин с номерами. Поэтому обычно вскоре после начала сопровождения мы даже уже знали, кого именно сегодня ведем", - рассказывает Стюарт.

По воспоминаниям участников событий, во время учений "миссионеры" и сопровождавшие их "белые мыши" наматывали по 1000-1200 км в день.

"Обычно часа в 4 утра мы выезжали и в час ночи возвращались на базу", - вспоминает Матирко.

Теплые отношения

Выехав на задачу, разведчики первым делом пытались оторваться от сопровождавшей их машины полиции. В Восточной Германии американские и британские "миссионеры" легко уходили от своих преследователей, потому что имели джипы с повышенной проходимостью и мощными двигателями.

Советским "миссионерам" на западе было сложнее. Преследовавшие их "белые мыши" проходили специальные курсы экстремального вождения. А вот советских водителей набирали из солдат-срочников, которых переводили в прапорщики и посылали в Западную Германию без какой-то дополнительной подготовки.

"Иногда по 2-3 часа гонялись, чтобы оторваться. Большой удачей было встретить в такой день на дороге советских дальнобойщиков, которые везли какие-то международные грузы. Они обычно по двое ездили. И мы придумали такой трюк. Подъезжаешь к дальнобою, который идет вторым, сигналишь. Он смотрит на тебя - а мы же в нашей военной форме обязаны были ездить - и они узнают, что мы свои, советские. А дальше майор жестами просил прикрыть нас от погони сзади. Мужики всегда соглашались помочь. После этого мы ударяли по газам и обгоняли обе фуры. И тут же дальнобой, который шел вторым, тоже начинал обгонять своего товарища, но только очень, очень, очень медленно", - смеясь, рассказывает Матирко.

Пока водитель фуры неспешно завершал маневр, машина разведчиков сперва максимально ускорялась, а потом соскакивала с автобана на какую-нибудь небольшую дорожку и пряталась за любое препятствие или в кусты.

"После такого трясло, конечно. Погоня, адреналин. Да и вылетаешь с трассы на грунтовку на огромной скорости, не зная что под тобой. Мы так пару раз чуть и машину не угробили, и сами чуть не разбились", - говорит Матирко.

https://i.imgur.com/tZ3wB5c.jpg
При этом и британские, и советские ветераны миссий связи отмечают, что несмотря на рискованные погони и жесткие блокировки, отношения между разведчиками и их "сопровождающими" часто были уважительными.

"Да, погони иногда были затяжными, иногда рискованными. Но в целом наши отношения были весьма теплыми, как мне кажется. Мы периодически сопровождали советских военных, чтобы они могли съездить, например, на важный для них воинский мемориал или на экскурсию в места, которые формально находились в закрытых зонах. Они, в свою очередь, тоже старались сделать нам что-то приятное, делали небольшие подарки", - отмечает Стюарт.

"Угощали начальника штаба в нашей просторной гостиной кушаньями русской кухни, приготовленными женами офицеров - пельмени, пирожки, холодные закуски. Пили только советские напитки: водку разных сортов, грузинские и армянские коньяки и вина, - отмечает в своих мемуарах генерал Павел Голицин, в одно время возглавлявший советскую миссию связи в британском секторе.

Взаимный контроль

https://i.imgur.com/RCVXBvk.jpg

Несмотря на противостояние, периодически "белые мыши" сопровождали машины советской миссии связи в ходе экскурсионных поездок по Германии. На фото британские и советские солдаты во время визита в музей на месте бывшего фашистского концлагеря в городе Бельзен

В ходе таких вылазок разведчикам обоих блоков удавалось собрать информацию о позициях ударных ракетных комплексов, о вооружении, расположении и перемещении воинских частей оппонента, а также о новейших разработках, поступавших в войска. Офицеры также закладывали тайники для разведчиков-нелегалов, работавших под глубоким прикрытием в тылу противоборствующих блоков.

С 1940 до 1960-х годов, по оценке американских генералов, разведчики миссий связи добывали до 90% всех точных сведений о положении дел в Восточной Германии. С появлением фотоаппаратуры высокого разрешения, а затем спутниковых снимков эта пропорция несколько изменилась.

Однако "миссионеры" продолжали играть важную роль. Как отмечает полковник Блэнд, по сути разведчики обоих блоков осуществляли постоянный взаимный контроль за военными группировками друг друга. При таком постоянном наблюдении ни одна из сторон не имела возможности незаметно для оппонента нарастить или сосредоточить крупные силы на передовых позициях, что было важно во время холодной войны.

Военные миссии связи прекратили работу и закрылись в 1990 г. после объединения Германии.

"Когда стало известно, что вот-вот объявят о конце холодной войны, советский офицер снял свою зимнюю шапку и бросил ее мне на память. Его звали Онипко. Я до сих пор в деталях помню тот день и до сих пор храню эту шапку. Было бы здорово когда-нибудь снова увидеться", - говорит ветеран "белых мышей" Кит Бейли.

171

Узаконенные шпионы

После капитуляции Германии во второй мировой войне, она была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую. В каждой из них, согласно пункту 2 Международного договора от 14 ноября 1944 года «"Соглашение о контрольном механизме в Германии"», принятого правительствами СССР, США и Великобритании , при каждом главнокомандующем в его зоне оккупации находилась Военная Миссия Связи, состоящая из военнослужащих каждой из союзных армий.
Задачами ВМС являлись координация действий между союзниками, следить за разоружением и демилитаризации Германии, а также первыми приступать к разрешению спорных проблем между союзниками. Все члены миссии имели право свободно передвигаться по всей территории зоны оккупации, за исключением расположения воинских частей, для посещения которых требовалось разрешение старшего офицера штаба группировки оккупационных войск (просьбы рассматривались в течение 24-72 часов) сами ВМС располагались в зданиях которым предоставлялись статус полного не прикосновения, такой же статус распространялся на автомобили Военных Миссий.
https://i.imgur.com/W9ZcrBF.jpg
Дислокация Советских миссий связи состояла из:
- советской Миссии связи при главнокомандующем Французкими войсками в Германии в Баден-Бадене;
- советской Миссии связи при главнокомандующем Британской Рейнской армией в Бюнде;
- советской Миссия связи при главнокомандующем сухопутными войсками США в Европе в Франфурте-на Майне.

Британская(BRIXMIS,31 военнослужащих), Американская(USMLM,14 военнослужащих) и Французская миссии связи(MMFL,18 военнослужащих) располагались в Потсдаме.

После начала холодной войны, всем этим Иностранным Военным Миссиям Связи (ИВМС) предоставилась уникальная возможность находясь на территории вероятного противника практически на законных основаниях добывать на месте разведывательную информацию о боевом порядке и боевом расписании войск Варшавского договора и войск НАТО, а также об их вооружении, уровне подготовки и внутреннем состоянии.(вообщем это и стало их основной функцией) ИВМС также осуществлялся негласный взаимный контроль, при котором ни одна из сторон не имела возможность для осуществления внезапного наращивания и сосредоточения на позициях военных сил для нападения.

https://i.imgur.com/r8mA71v.jpg

Поэтому что бы усложнить эту деятельность, сторонами вводились разные ограничения такие как ввод постоянных запретных зон( 19 процентов терретрии ФРГ и около 40 процентов ГДР) временный запрет на передвижения во время воинский учений, увеличивали срок рассмотрения заявок на проезд, за каждым автомобилем ИВМС устанавливался контроль(обычно это было сопровождение автомобилями) силами спецлужб и полиции, на автомобилях должны были находится яркие номерные знаки .
https://i.imgur.com/Md0jxJT.jpg
https://i.imgur.com/T5PPOce.jpg

Сама эта деятельность было сопрежена с определённым риском, так как военнослужащие военных миссий передвегающих на машинах при попытках перехвата попадали в аварии, их задерживали, избивали и иногда даже попадали под огонь часовых.
https://i.imgur.com/19BS791.jpg

Для военнослужащих находящихся в обоих немецких государств существовали специальные инструкции в которых разъяснялся правовой статус ИВМС,  действия в случаи  обнаружении и порядок действии по задержанию автомашин на которых  передвигались представители ИВМС, так в советских частях во время учений или замены техники на новую, назначались специальные команды из военнослужащих для противодействия ИВМС, в «арсенал» таких команд например входили приспособления, в виде досок насквозь пробитыми длинными гвоздями. Все автомобили ИВМС включая седаны имели 4 ведущих колеса, так как что бы оставаться незамеченными предпочитали передвигаться по просёлочным дорогам. Так как автомашины военных миссий обладали статусом неприкосновенности, поэтому единственной возможностью помешать им в разведывательной деятельности в запретных зонах было блокирование этих автомобилей самой различной подручной техникой (грузовиками, танками, бронеспортёрами и т.д) или задержание самих миссионеров если они не успевали заскакивать в автомобили. В случае их поимки происходил разбор обстоятельств (в ГДР их проводила советская комендатура) пойманные в обеих частях Германии в таких случаях уже ритуально сообщали, что просто заблудились или неправильно прочитали дорожную карту, а наличие биноклей и фото видеоаппаратуры объяснялось интересом к орнитологии .

[b]Список некоторых происшествий произошедший с представителями ИВМС:[/b]

20 марта возле местечка Хоф, в Баварии, трое членов советской ВМС были задержаны военнослужащими 1-й бронетанковой дивизии. Советские военнослужащие были переданы немецким властям, которые сопроводили их, без применения силы,на свою базу во Франкфурте.https://i.imgur.com/u16lehb.jpg

25 января советские офицеры были задержаны, после того как они были обнаружены во время видеосъемки учений войск НАТО Reforger-85 и позже отправлны на свою базу во Франкфурте.

https://i.imgur.com/GVsVajW.jpg
30 января 1980: автомобиль США протаранил советский автомобиль, в результате чего американский офицер получил серьезные переломы ребер.

https://i.imgur.com/YysDiy7.jpg
10 октября 1980: автомобиль США был остановлен советскими военнослужащими. Американские военнослужащие были вытащины из машины и избиты.
27 августа 1981 г. автомобиль с тремя членам британской ВМС были задержаны советскими военнослужащими, во время слежки за учениями понтонно-мостового полка на берегу реки Эльбы. При разборе обстоятельств задержания в комендатуре города Виттенберге, британские военнослужащие заявили, что находились на пикнике.

https://i.imgur.com/mnhKNvX.jpg

19 мая 1982: автомобиль США был остановлен, пассажиров вытащили и избили, связав им руки.

https://i.imgur.com/s3vhvak.jpg
https://i.imgur.com/qIbfm4z.jpg
28 февраля 1983: советскими солдатами были произведены шесть целенаправленных выстрелов в сторону автомобиля США. Постродавших не было.
23 марта 1983: Автомобиль США был протаранен советским грузовым автомобилем.

https://i.imgur.com/vKHO1Gh.jpg

22 марта 1984г недалеко от Лейпцига, военослужащами ННА ГДР, что бы не допустить съёмку новой техники прибывшую на вооружение мотострелковой дивизии, было осуществлена блокировка автомобиля француской ВМС в результате которой погиб штабсфельфебель Филипп Мариотти

https://i.imgur.com/lwr05qb.jpg

Небольшой клип в котором в основном представлено видео снятые сотрудниками ИВМС в ходе своей разведывательной деятельности в ГДР.

Благодаря взаимодействию между тремя военными миссиями связи им удалось наладить эффективную разведку в Восточной Германии, территория которой была поделенна на четыре зоны в которых каждый день разъезжало от шести до десяти машин ИВМС с 20–25 сотрудниками. Так в 1987г МГБ ГДР было зафиксировано 2314 поездок, продолжительностью 47799 часов, разведывательных действий 3093 из которых 43% приходилось на разведку против ГСВГ, 12% против ННА, 37% против военных перевозок по шоссе и по железной дороге, еще по два процента против войск и учреждений Министерства внутренних дел и Министерства госбезопасности ГДР, оставшиеся 4 против экономических и политических объектов. Аналогичные разведывательные поездки в ФРГ осуществлялись и сотрудниками советских миссий связи , так западногерманской службой безопасности в 1984г было зафиксировано 2477 таких поездок, из которых 98 были осуществлены в запретной зоне.
Утверждается, что западным Военным Миссиям Связи удалось распознать 95% всех располагавшихся в ГДР военных объектов. Технические сведения, полученные Западом о советском вооружении и боевой технике, на 70% были получены благодаря военным миссиям связи в ГДР. На том же Западе также считают, что деятельность Военных Миссий Связи внесло большой вклад в победу в холодной войне над Советским Союзом.
ИВМС прекратили своё существование за день до объединения Германии, 2 октября 1990 года.

172

https://i.imgur.com/jmNhZj9l.jpg
https://i.imgur.com/2FEHhBol.jpg

                                                             Фото В.Пацкалева.

173

https://i.imgur.com/v4HPauFl.jpg
https://i.imgur.com/jQgBbUul.jpg
https://i.imgur.com/RfCC6lRl.jpg
https://i.imgur.com/VxqReXNl.jpg
https://i.imgur.com/rSQdrCol.jpg
https://i.imgur.com/6ivZITBl.jpg
https://i.imgur.com/pF6fvWyl.jpg
https://i.imgur.com/SaipMWjl.jpg

Задержание английской военной миссии в окрестностях Рибнитц-Дамгартена 15 августа 1982 года.

Миссия застряла в лесосеке в 12 км от города  возле привода аэродрома. Двое из экипажа пошли за трактором,оружие нельзя было применять и даже брать с собой,поэтому когда тот что был в машине открыл дверь чтобы запустить своих,в это время в дверь мы сунули черенок от лопаты и им пришлось покинуть машину,так как неприкасаемые они считались в запертой машине.Естественно никакие акты они не подписывали,только капитан,я думаю старший миссии чисто по русски вдруг сказал в конце -пиз....ец,скоро будем дома.

Воспоминания и фото Святослава Ничипорец.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » ГСВГ » Советские военные миссии связи