Наш форумчанин Евгений Копытин ...приготовил небольшой экскурс в историю нашей части позывной САП 35049 был такой ..(.эх когда то это наверное была военная тайна ) ПАДУН !!! итак что же ??? это за слово такое ??? ПАДУН
О неповторимой красоте Ангары теперь по большому счету можно говорить только в прошедшем времени. Великая река не походила на другие водоемы России. Многое в ней было необычным и исключительным, особенно пороги. Ниже Братска Ангара несла свои воды над гранитной грядой, и на протяжении 300 километров ее пути находилось девять порогов. Из них наиболее трудные для судоходства носили необычные названия — Похмельный, Пьяный, Падун, Долгий и Шаманский. С постройкой Братской ГЭС уровень реки поднялся, и пороги навсегда скрылись под водой.
Падунский порог
Наконец корабль подходил к Падунскому порогу — самому величественному из всех. Далеко был слышен его оглушительный шум, далеко видны большие волны, брызги и пена. С наступлением сибирских морозов Падун затирали льды всего на 2—3 дня, но потом силой воды их вышибало, и порог, покрывшись туманом, не замерзал всю зиму. Против Падунского селения Ангара образовывала обширный бассейн, а дальше гребень горы по длине более километра, по ширине до двух верст.
Этот гребень преграждал ход воды, и, поднявшись на него, река всей силой течения, всей массой воды бросалась вниз по семи широким уступам, как по ступенькам. Вода рвалась между громадными камнями, пенилась, клокотала с высоты гребня примерно до 20 аршин, или 15 метров. В этой гранитной преграде река со временем пробила два фарватера. Один, называемый Старым, был известен с глубокой древности. Чтобы попасть в него, нужно было более 15 верст заводить судно между островами вверх по Ангаре. Поэтому в 1824 году крестьяне окрестных селений собрались под командой опытного и смелого вожжа Дубровина, по прозвищу Сарабка, и решили отыскать новые ворота.
Долго осматривали они каменную гряду, подплывали к ней в лодках, спускаемых на канатах. Обшарили баграми дно, пока не натолкнулись на глубокую прорву почти в середине реки. Разлом находился между огромными камнями, и падение воды здесь было так круто, что сверху порога не видно было в волнах сбежавшего вниз корабля.
Падунский порог один из немногих, который суда не могли преодолеть с грузом. Их в обязательном порядке разгружали, а потом заводили далеко вверх по течению и оттуда направляли в ворота. По выражению местных жителей, иногда «спускали одни доски». Все другие пороги по Ангаре до Енисея суда проходили, не разгружаясь. Впоследствии на месте Падунского порога была возведена Братская ГЭС.