В начале 80-х у меня появился свой первый магнитофон, всем известный "Романтик-306"
Хочу поделиться какую музыку я слушал в то время.
Ведь тогда был уже сформирован "джентльменский набор" записей, которые должны были быть у уважающего себя пацана.
Почему, я думаю, подробно можно почитать в книге А. Кушнира, отрывок из которой я привожу ниже:
Александр Кушнир - 100 магнитоальбомов советского рока.
В начале 60-х, в самом центре Москвы, неподалеку от магазина «Российские
вина», открылась
студия звукозаписи. Надпись «Фотография», красовавшаяся у входа в
здание, могла сбить с толку разве что случайных прохожих. Люди же
опытные и просвещенные, поднимаясь по узкой лестнице на второй этаж,
прекрасно знали, куда и зачем они идут. Под невинной вывеской «звуковое
письмо» там, вдали от городской суеты и любопытных взглядов гостей
столицы, приютилась колыбель советской рок-звукозаписи.
Колыбель была похожа на фотолабораторию и представляла собой
небольшую комнату, в которой было тихо, как в Музее изобразительных
искусств имени А.С.Пушкина. Тяжелые темные шторы на окнах наглухо
отгораживали этот оазис от реалий внешнего мира.
Сурового вида мужчина в галстуке, отзывавшийся на обращение «дядя
Женя», был владельцем настоящего студийного магнитофона. Фамилию дяди
Жени, впрочем, как и марку магнитофона, вспомнить сегодня не
представляется возможным. Обыкновенным посетителям он записывал в
студии звуковые письма-поздравления. Проверенным клиентам дядя Женя
собственноручно записывал «из-под полы» рок-н-роллы Пресли и раннего
Окуджаву, а чуть позднее - дворовые песни Высоцкого и опальный твист
«Королева красоты» в исполнении Муслима Магомаева.
Принцип работы студии был простой. Сигнал с выхода магнитофона шел на
допотопный станок с крюком - судя по всему, стационарный проигрыватель.
Из крюка торчала похожая на гвоздь игла, которая, соприкасаясь с гибкой
самодельной «пластинкой», выскребала с нее пластмассовую стружку.
Пластинки делались из рентгеновских снимков, подбираемых на помойках
вблизи городских больниц. На снимок вмещалась только одна песня, и все
это счастье ценой в рубль именовалось «записью на костях».
В конце 60-х, в эпоху расширения каталога подпольных записей, очередь
«к дяде Жене» порой «вываливалась» на улицу. Это было достойное
зрелище.
У входа в здание стояли вороватого вида пацаны, одетые в полосатые
клеши и сшитые из кожзаменителя шестиугольные кепки а ля Ринго Старр.
Как несложно догадаться, далеко не все из них торопились продекламировать
стишок для мамы или старенькой бабушки. Едва ли кто-то из них знал, что
лет пятнадцать назад молодой Элвис Пресли спел на день рождения матери
свое первое звуковое письмо.
Студия просуществовала более двадцати лет и свое предназначение
выполнила с лихвой. За это время клиентами «звукового письма» стали сотни
будущих рок-музыкантов, продюсеров, журналистов. Как гласит история,
постоянными посетителями заведения на улице Горького были «первый
советский рокер» Александр Градский и первый советский магнитофонный
«писатель» Александр Агеев. Градский записывал у дяди Жени, к примеру,
«Tutti Frutti» Литтл Ричарда. Cаша Агеев записывал все подряд. «В 1965 году аша Агеев записывал все подряд. «В 1965 году
я продал коллекцию марок и купил мономагнитофон «Комета», - вспоминает
он. - На оставшиеся деньги я приобрел радиоприемник Spidola - чтобы
слушать «Голос Америки»..............Расцвет магнитофонной культуры реально пришелся на восьмидесятые - в
промежутке между
«моносемидесятыми» и компьютеризированными девяностыми. За пару лет до
московской Олимпиады в массовой продаже появилась современная
звукозаписывающая техника. На смену устрашающим агрегатам типа
«Днiпро», «Романтик» и «Чайка» пришли модифицированные катушечные
стереомагнитофоны с 19-й скоростью записи/воспроизведения: «Ростов»,
«Юпитер», «Маяк», «Нота». Вместо шершавой и рвущейся на части пленки,
изготовленной из отходов ди- и триацетата, меломаны получили в
трясущиеся от волнения руки катушки с лентой 10-го типа. Порой среди этих
пленок встречались экземпляры вполне приличного качества. Мало кто знает,
что оригиналы «Синего альбома», «Треугольника» и «Табу» были записаны
на обыкновенной пленке Шосткинского производственного объединения
«Свема», продававшейся «в магазине за углом».
Новые технологии, в том числе венгерский стационарный магнитофон STM и
советский стереоагрегат «МЭЗ-62», перевели подпольный рок в новое
качество. Возможность осуществлять полноценную стереозапись моментально
создала уникальный мир - со своими координаторами, «писателями»,
продюсерами и звукорежиссерами.
В Москве все сдвинулось с мертвой точки в 77-м году - благодаря
напористости и деловой хватке Александра Кутикова («Високосное лето»),
который устроился работать в т.н. «учебную речевую студию» ГИТИСа на
должность «уборщицы». К этому времени за спиной у одного из
популярнейших московских бас-гитаристов уже был определенный опыт
звукорежиссерской работы: в цехе трансляций нестудийных записей, на
репортажных машинах, в концертных тон-вагонах. «Мне приходилось
записывать все подряд - от выступлений Карела Готта до «Поющих гитар», - с
улыбкой вспоминает боевое прошлое будущий саунд-продюсер телепередач
«Старые песни о главном».
Ориентировочно с 81-82 гг. записи отечественных рок-групп начали
активно тиражироваться. Магнитоальбомы ленинградских, московских,
свердловских команд множились, словно кролики. «Я не мог даже
представить, чтобы из одних рук песни разлетелись в таком количестве, -
вспоминает Андрей Макаревич в книге «Все очень просто» о судьбе своего
первого альбома. - Через месяц запись звучала уже везде... Деловые ребята
в ларьках звукозаписи настригли по своему усмотрению из нее альбомов, и
машина завертелась».
Катушки «Машины времени», «Аквариума», «Воскресения» и «Зоопарка»
становились для людей
чем-то средним между инструкцией по выживанию и руководством к
действию. Спустя несколько недель после выхода копии пленок всплывали в
самых неправдоподобных местах. Качество было соответствующим и
предполагало далеко не первую перезапись.
Явление, названное в народе «магнитиздатом», по своей сути сильно
напоминало выпуск нелегальной самиздатовской литературы. Разница
состояла лишь в тиражах и методике изготовления.
«Комитет государственной безопасности ошибся всего один раз, разрешив
продавать в СССР магнитофоны с двумя головками: записывающей и
воспроизводящей, - считает басист «Аквариума» Михаил «Фан» Васильев. -
Тем самым правоохранительные органы поставили крест на своей будущей
деятельности, поскольку проследить распространение подобной информации
оказалось невозможно».
Ну и сами магнитоальбомы по хронологии:
1. Машина времени - День рождения (100 магнитоальбомов советского рока)
Они были первыми. Они были первой рок-группой, которую массово полюбила страна. Их музыка звучала на танцплощадках в вольной интерпретации сотен ансамблей, их песни пели в скверах и подъездах под расстроенные гитары вперемежку с песнями Высоцкого и Окуджавы. Поклонники «Машины» выписывали тексты в толстые тетрадки, вчитывались в них как в откровение и упивались ими, словно глотком свежего воздуха.
Сторона А
01. Избавление
02. День рождения
03. Посвящение хорошему знакомому
04. Ты или я
05. Девятый валСторона B
06. Полный штиль
07. Марионетки
08. Маски
09. Флаг над замком
10. Гимн забору
11. Самая тихая песняСторона C
12. Белый день
13. День гнева
14. Песня о капитане
15. Песня о скрипаче, который играл на танцах
16. Наш дом
17. Солдат
18. Посвящение Стиви УандеруСторона D
19. Блюз о безусловном вреде пьянства
20. Шок
21. Люди в лодках
22. Снег
23. Это было так давно
24. ТелегаНоситель: Rus Tape
Год выхода: 1978
2. Воскресение - I (100 магнитоальбомов советского рока)
Успех этой записи явился для всех полной неожиданностью. Группа существовала всего пару месяцев, а ее песни уже прочно оккупировали радиоэфир на Moscow World Service и заняли высокие места в первых официальных хит-парадах.
Все участники «Воскресения» сходятся в мысли, что первоначальная идея альбома была откровенно коммерческой - «раскрутить ансамбль перед тем, как он вылезет на сцену». Инициатива исходила от покинувших «Машину времени» Кавагоэ и Маргулиса - записать вместе с бывшим музыкантом «Кузнецкого моста» и «Машины» Алексеем Романовым его песни, растиражировать их и таким образом «заявить о новой дееспособнобной группе».
Сторона А
01. Мои песни
02. Так бывает
03. Друзьям
04. Случилось что-то в городе моём
05. Снежная бабаСторона B
06. Я тоже был...
07. Я привык бродить один
08. Кто виноват
09. Звёзды
10. В жизни, как в тёмной чащеНоситель: Rus Tape
Год выхода: 1979