Размещаем здесь литературные и не очень воспоминания о службе как свои, так и своих друзей и товарищей...
Отредактировано Государкин Сергей (06-09-2019 05:29:02)
Форум ГСВГшников |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » Изба-читальня » Воспоминания о службе в армии
Размещаем здесь литературные и не очень воспоминания о службе как свои, так и своих друзей и товарищей...
Отредактировано Государкин Сергей (06-09-2019 05:29:02)
В мою бытность офицеры были только дежурными по полку...
Да ,
так и было ! Это ,видимо , после смерти А.А.Гречко , армия пошла вразнос..
Отредактировано Aleksandr544 (14-09-2021 16:52:06)
"Кто первый поймает?"
1. Сергей Збукер рассказал: "Работал вольнонаёмным в госпитале в Магдебурге в 87-90 гг. Знакомые судмедэксперты, основываясь на своём опыте, говорили: " С началом поиска беглец с оружием автоматически становился участником лотереи под названием – «Кто первый поймает?».
В случае, если брали наши, в девяти случаев из десяти брали живым. Ну, побитым немного, помятым, но живым. В крайнем случае, руку там сломают или зубы выбьют. Если нарывался на немцев - 100% труп.
Лично ( пустили посмотреть) дважды видел результат - один под ДШК на БТРе попал, куски привезли в плащ-палатке, в другом - больше двадцати дырок и все от Макарова, - били в упор.
И при этом на каждом заборе плакаты - "Es lebe die Freundschaft zwischen den sowjetischen und deutschen Voelkern! " Така была взаимная любофф...
Прапорщик, не помню с какого подразделения, на бензовозе, когда ехал с дивизионных складов, внаглую заехал к немцу во двор и слил (продал) сколько-то литров бензина. Бдительные немцы доложили...
Прапорщика за 24 часа в Союз. Оказалось, он имел дело с немецкими фарцовщиками в Магдебурге. Назанимал в долг, взял некоторые вещи, якобы на примерку, магнитолу SHARP...
Немцы думали: куда он денется из Германии. А прапорщик взял и делся за сутки - все увез с собой на Родину…»
2. Сергей Пальцев уточнил между делом: "Для проезда по Восточному Берлину нужно было иметь путевой лист с указанием конкретного места куда едешь и командировочные предписание.
Я ездил (старшим машины) в Восточный Берлин, но только на Остбанхоф к поезду Москва - Вюнсдорф. Это я описываю, как ездил я, не из Берлинского гарнизона…»
В случае, если брали наши, в девяти случаев из десяти брали живым. Ну, побитым немного, помятым, но живым. В крайнем случае, руку там сломают или зубы выбьют. Если нарывался на немцев - 100% труп.
Это , наверное , стало ближе к 90-м годам .. Во время моей службы 1972-1974-гг , офицеры рассказывали , что немцы ловили "бегунков" очень быстро , но несколько дней держали их у себя , чтобы потом предъявить советскому командованию счёт за поимку: - чем дольше искали , - тем больше счёт. Одного из "бегунков" мне удалось поймать лично , за что мне был объявлен отпуск , в который я так и не поехал .. Один из наших форумчан Анатолий Гузь ,не так давно , писАл мне , что пойманного мною "бегунка перевели служить на остров Узедом в гарнизон Гарц , где он его потом и видел . Похоже , что у нас в бригаде , всех ненадёжных ссылали на этот остров , чтобы исключить следующий побег , и уменьшить вероятность контактов с немцами.
Служил 1969-1971 г.г. Виттенберг. п/п 61114, 78 танковый полк. 1-я рота. Наводчик. Казацкий Александр. Если кто жив однополчане, откликнитесь! Особенно Березуцкий Володя из Белой Глины, армейская кличка "Пароль". эл. почта: kazatsky2016@yandex.ru
Отдельная противодесантная танковая бригада...
Борис Медведев рассказал: "У нас сверхсрочник на срочной службе был водителем автобуса. Каждый день ездил из ГДР в Польшу. У нас штаб бригады был в 180км от нас, а граница ГДР-ПНР была в 2,5-3 кмот нас и в 7 км была база ВМФ СССР.
Наша бригада была Отдельная противодесантная танковая бригада по охране и защите морского побережья, и ещё планировали в случаи войны, использовать как морской десант, совместно с морпехами.
У нас батальон был танковый, но по службе были связаны с моряками, до бригады далеко и мы пользовались инфраструктурой этой базы. Продукты и по службе ездили в Польшу на грузовых, а детей в школу, военнослужащих и членов семей служивых в госпиталь возили на автобусе.
Парень каждый день ездил в Польшу детей в школу отвозил и забирал, жены служивых записывались на приём к врачам и на этом же автобусе ездили. Они у врачей «нарисуются», особенно у гинеколога, проверятся, делов на несколько минут, а потом по магазинам шлялись, пока автобус назад не повезёт.
У парня, водителя этого автобуса была самая блатная служба. Ему предложили сверхсрочную и он на том же автобусе ездил. При мне он дослуживал третий год сверхсрочной службы и так как был неженатый, то это был предел пребывания за границей как холостяк.
Он укатил в Союз и на его место посадили на автобус бойца, отслужившего год, как уже опытного водителя. Мне говорили, что ещё задолго до моего призыва, когда появились у нашей бригады КАМАЗы, на них тоже ездили сверхсрочники.
Это те же контрактники, только отслужившие срочную, а потом на этих КАМАЗах стали ездить и срочники.
У нас в наряды ходили 3 танковые роты и рота мср по очереди, у водителей своя служба, но когда батальон был на учениях или на полигонах (стрельбы), то оставшиеся водители, вместе с хоз. и ремонтным взводами, заступали в наряды по части.
В обычные дни кто-то из водителей ездил, куда пошлют или занимались техникой в парке или какой-нибудь работой. Зампотех всегда для них находил работёнку. Без дела не сидели. У водителей были вождения, преодолевать рвы, проезд через эстакады, а без 500-километрового марша, у нас ни одного водилу за руль не посадят.
Им ездить по чужой территории, среди немцев. ПДД не только СССР знали, но и ГДР. Каждую зиму ездили на станцию. Мы танки, мср БМП учились на платформы загонять и съезжать, а водилы тренировались свои авто загонять на ж/д платформы и как правильно крепить, тоже.
Потом пригодилось: Летом 1980 погрузили танки, БМП и авто в три эшелона и укатили в Монголию. Были в ГДР, оказались в МНР. Служба 78-80 ГСВГ-ЗабВО…»
Пили только водку...
1. Сергей Пальцев поделился по секрету: "Во время своей срочной службы пили мы (своим призывом) не часто, как говориться по праздникам. И за год не было залетов. Пили только немецкую дерьмовую водку, запивая отличным пивом.
Правда со мной и моим товарищем был один залет, но без последствий. Обычно ходили за спиртным где-то километра за три, и брали всегда себе что-то из спиртного на "дорожку". Дорога обратно проходила через немецкие дачи, и был у нас там один камрад, у которого мы употребляли свою "на дорожку".
В этот раз его не оказалось на месте, и мы решили поискать другое пристанище. Смотрим рядом в грядках возиться женщина. Спросили - может ли она нам дать огурчиков с грядки. Подаёт нам два стаканчика, огурчики на тарелке.
Я возьми и спроси: "Может фрау с нами выпьет", на что она ответила, сама не будет а вот Мана позовёт…» И дальше, мы приплыли, выходит Советский офицер в звании полковник. Делает нам конфискат всего спиртного, приказывает вернуться в часть и доложить командиру подразделения.
Что делать, решили семь бед, один ответ. Встретили нашего знакомого комрада, он нам одолжил 20 марок в счёт будущего проданного бензина. Вернулись в часть, не стали докладывать, ждём...
Тихо, не вызывают, не строят, не ругают и на губу не везут. Позже мы узнали, что этот полковник был из 35 мотострелковой дивизии, из Олимпии и был он, как поведал нам камрад у "полюбовки", немецкой фрау. Вот такой залет без последствии… 1975-1976г, Дальгов. 73-ОТБ, вч пп 64565... »
2. Юрий К. поделился военной тайной: "История такова. При перевозке спирта солдат слил ведро. Данный водитель возил не только бензин- солярку… В результате к утру личный состав был в стельку.
Естественно наказали... Но вписали уклонение от служебных обязанностей. Естественно, службу было нести тяжело… Не напишут же - Споил подразделение..."
Прапорщики и финансы...
Николай рассказал пару историй про военных и деньги: ""Сопровождающий" с "ружьём" - это, наверное, всегда источник приключений. У нас часть была в лесу, в 20 км от райцентра... И один раз в месяц нужно было ездить за деньгами в банк.
Но между нашим городком и райцентром была река и на ней - паромная переправа. Обычно прапорщик, казначей, отправлялся за деньгами на УАЗе, с вооруженной охраной. Но однажды, весной, во время половодья, паромная переправа не работала, и перебраться можно было только на лодке.
Поэтому, поехал прапорщик со своим другом, тоже прапорщиком, на машине - до переправы, а потом от переправы до банка на рейсовом автобусе. Все было по плану, пока не настало время возвращаться...
Рейсовый автобус сломался, пассажиров из двух автобусов посадили в один... Автобус, ПАЗ- 672, набит почти битком. Деньги, по тем временам астрономическая сумма, около 30 тысяч, в советском "дипломате", у которых был один недостаток - замки частенько открывались сами.
И вот... в самый неподходящий момент, под ноги пассажирам вываливаются из дипломата несметные сокровища... Пассажиры начинают внимательно рассматривать валяющиеся под ногами деньги.
Сопровождающий достает из кармана ПМ и досылает патрон:
- Всем перейти в заднюю часть автобуса!
- Водитель, дверь не открывать!
Места стало намного больше. Пассажиры поместились на задней площадке. Финансист подобрал рассыпавшиеся деньги.
- Все собрал?
- Вроде все...
- Считай!
Благо, почти все банковские упаковки сохранились. Пересчет проходил под гробовое молчание и к моменту прибытия автобуса к переправе, закончился. И эта история о том, как пересчитывали деньги в рейсовом автобусе каким-то образом, через особый отдел "всплыла"...
Последствий в плане наказания не было, но категорически запретили ездить в банк на общественном транспорте. Наши соседи ( МСП) отправились как-то раз за деньгами на бронетранспортере. БТР старый, то ли БТР-60, то ли 70, но это и неважно... Водитель- прапорщик, два человека охраны и прапорщик - казначей.
Выехали с утра пораньше, к 9.00 прибыли в банк, первыми получили деньги… и назад. На подходе к переправе, прапорщик, не останавливаясь, направляет машину в воду. Но пока ездили, в машине вывернулась пробка в днище.
Соответственно, как только машина вошла в воду, эта же вода появилась внутри. Прапорщик включил откачивающие насосы, машина вышла на середину реки, но вода прибывает... Все "на броню", машина направлена к берегу, двигатели работают, люки закрыты...
Это - единственный способ подойти ближе к берегу за счет того, что машину держит на плаву воздушный "мешок". БТР приблизился к берегу, и затонул мертах в двадцати, а "десант" выбрался на берег с оружием... Но БЕЗ ДЕНЕГ!
На попутке добрались до полка. Из полка прибыли водолазы (в ремроте полка было водолазное отделение). Водолазы по очереди проверили дно, но боевой машины не нашли.
Тут появился представитель особого отдела и начал выяснять, были ли вообще БТР и деньги. Так как время уже подошло к вечеру, то организовали охрану денег: выставили полевой караул - три поста метров через 200 друг от друга по берегу, ниже по течению.
Утром из саперного батальона приехали прапорщики на двух ПТС, завели трос и протралили реку ниже по течению. БТР нашли в ПОЛУТОРА КИЛОМЕТРАХ от места переправы. Деньги нашли в бронетранспортере в сохранности и отвезли назад в банк для замены.
Продать бензин...
1. Bierliebhaber вспомнил про сухой остаток в ГСВГ: "В отдельной радиолокационной роте был "хозяйственный" Зил-130 с доп. баком, как в 131, 2* 170=340л. На нём "по хоз.нуждам " часто выезжал ком.роты, и постоянно возвращался с пустыми баками.
Даже несколько раз прибегал водитель ряд. Ачилдурдыев и просил: «Лэйтэнан, дай канистра бэнсин. Ратныкапытн софсэм пусты… Дай бэнсин!»
Ком. роты был капитан Дау-ев, родом из Казахстана (по народному - "Тюбитейкин"). Великолепный специалист и инженер ПВО, но как человек - алчный и "редкостное дерьмо". Куда он продавал бензин - не знаю.
От воскресного/праздничного дежурства можно было "откупиться" за 50 марок (ГДР). Сумма не большая, учитывая что я получал порядка 800+... Бензин продавали и бойцы, бороться с этим было почти бесполезно.
Всегда своих радистов заставлял в журнал Боевого Дежурства записывать (согласно директив и формуляров) 15 мин. работы от бензоагрегата каждые 6 часов, со списанием 3,6л/час, т.е 3,6*30=130-140л в месяц - хватало с "лихвой" на все "усушки и утруски".
Как-то была "московская" проверка. Ко мне пришли майор и капитан с претензиями о перерасходе бензина. Показал им все журналы БД и прочие акты списания ГСМ.
Сравнив мои документы и ротного, выяснилось, что ротный списывал на мои бензоагрегаты 4,5 л/час и работали они у него гораздо дольше, как и дизеля и прочие источники автономного питания...
Чем и как "Тюбитейкин" доказывал свою "правоту" не знаю, но московские начальники уехали довольные, а комроты стал ещё злее и поганей… Я там был прикомандированным, и меня это касалось немножко мимо...»
2. Товарищ Kozak из 5 отдельной танковой бригады (ГСВГ, Гюстров) поделился: «Прапорщика по кличке Антифриз помню смутно. Кажется, под конец моей службы он занял эту должность.
Его предшественник крупно погорел на продаже бензина, как и "кусок" из нашей роты, был командиром танка…
Он остался на сверхсрочную, и под Рождество, будучи в наряде на КПП, выпустил машину. Водила и прапор продали бензин, не утерпели и по дороге нажрались шнапса. Не доехали до гарнизона, свалились в кювет.
И в мороз с трудом приползли в часть. А посреди ночи офицер из штаба бригады собрался куда-то ехать, а машины и водителя нет... Я был тоже в наряде, но на втором КПП. Нас подняли в три часа утра, и в штабе особист рвал и метал, допрашивал всех скопом и по одиночке.
Только часам к шести наш "кусок" сознался, точнее, его выдал водила, которого все-таки где-то нашли. "Кусок" отсидел на губе полмесяца, дело пахло дисбатом, но по-моему, дело спустили на тормозах.
Никого не судили, а куска уволили... Как наказали прапора и водилу, не знаю…»
Алексей М.
Запомнился один случай. Попался у нас во взводе один солдатик на продаже бензина. Собрали комсомольское собрание, кто-то особо приближённый к старлею-комсомольскому вожаку батальона сказал речь, заклеймил совершившего проступок и предложил исключить его из комсомола. Комсорг спросил, есть ли какие ещё предложения? Я встал и сказал, ну зачем же сразу исключать? Рядовой Саушкин никогда ранее был ни в чём не замечен, имеет благодарности, ну оступился человек, давайте ему на первый раз вынесем строгий выговор. Тут наш комсорг прямо затрясся и не успев выслушать моё предложение закричал мне: - Знаю я почему ты так предлагаешь, чтобы, если сам украл, то и тебя бы не исключили.... При голосовании исключение не прошло, так и дали строгий выговор.
Владимир Трофимов
Ну , это еще по божески . На мой урал ежемесячно списывали по ведомости полторы тонны 93-го . Даже если он из бокса вообще не выезжал .
. Я был тоже в наряде, но на втором КПП. Нас подняли в три часа утра, и в штабе особист рвал и метал, допрашивал всех скопом и по одиночке.
Это про мою бригаду здесь повествуется .. Вот только , на 2-м КПП наша бригада отродясь не была в наряде . Там дежурили ракетчики из соседней 157-й Зенитно-ракетной бригады . Вот то , что через это КПП машина нашей бригады , круглосуточно возила караульных на два дальних поста , - это точно . (Правда , если была на месте , а не "валилась в кювет" , или ещё куда-нибудь.)
Разгрузка брикета в Германии...
Валерий Муганов поделился способом разгрузки брикета в Германии: "Камрады, расскажу оригинальный способ разгрузки. Применялся в нашей батарее, в Мальвинкеле (85-87). В комментариях пока никто такую методу не упомянул...
Гарнизонная ЖД ветка в Мальвинкеле была достаточно протяжённой - сначала мы, артполк, потом пехота, разведбат и лётчики. Понятно, пригнанный, как обычно, к вечеру (кстати, вагонов к 9-му мая и т.п. не припоминается) вагон хочется разгрузить как можно скорее.
Открыть бы двери и сыпануть, такая мысль была у всех. Но, все мы с вами знаем такое неудобное слово, как "габарит", т.е. уголь должен находится на расстоянии 1,5 м, если не путаю, от рельса, а открыв двери вагона, получим засыпанный по самые колёса это самый вагон со всеми вытекающими.
Поэтому родилась идея высыпАть , и соответственно, "засирать" габариты на чужой территории и хрен с ними... Как вы догадываетесь, вагон, и пофиг-20-ти тонный двухосник, или 50-ти тонный четырёхосник, откатывался максимально далеко по ветке мускульной силой разгрузочной команды.
Два наиболее ловких "джигита" сидели по обеим сторонам дверей, готовые в нужный момент открыть заранее почти открытые задвижки дверей. Далее - разгон вагона в сторону своего места разгрузки, открытие дверей на ходу, где-то от трети, до половины вагона высыпалось.
И если все звёзды сходились, имели полвагона на месте разгрузки. Ну, а дальше уж руками…
P.S. Больше всего запомнилась разгрузка в ночь с 28 февраля на 1 марта 86-го. Такой был дубак, и вагон здоровый... Приёмник с собой брали, а там, в ночИ- "Zuerst Nachrichten"/ "Сначала новости", этот февраль был самым холодным за...вот не помню, за сколько лет, короче редко-холодный...
А потом фары камаза, джексоновская "Blli jean"...пипец, только к утру закончили. Пришли в казарму, ну натурально - зомбаки. А к обеду как пошло всё таять... весна пришла. Добра всем ГСВГ-шным братьям…»
Мальвинкель 87-89 пехота тоже рвзгружали Такие же чумазые и уставшии Правда фото там не делали .Хорошо когда угля на площадке было мало можно было высыпать и отгрести за габарит. Помню брикет тлел часто и его заливали водой.
Ютербог 78-80.Полувагон с брикетами катили 2км.Выгружали вручную на самосвал,участвовали кроме дедов. Зима 78-80 холодная и снежная,ещё пути расчищали ,зато есть что вспомнить !
Первый раз столкнулся с разгрузкой в карантине,когда прапорщик всех построил и объявил-"Кто хочет разгружать яблоки?!" Строй сделал шаг вперёд,но я и ещё 3-5 чел остались на месте. Меня друзья предупреждали-никуда не рвись. Но прапор и нас до кучи поставил в строй. Разгружали руками,"бережно,как яблоки". Но и несколько лопат было.Я и сейчас помню запах этого брикета"Rekord" Мерзебург 81-83 осень.
неудобное слово, как "габарит", т.е. уголь должен находится на расстоянии 1,5 м, е
С нас этот габарит не спрашивали, но!!! вагон после разгрузки, мы обязаны были выкатить руками и если пути,рельсы завалены, то естественно не получится, по этому брикеты и откидывали, но расстояние ни кто не мерил и более того,между рельсов, брикеты вообще не убирали
но расстояние ни кто не мерил и более того,между рельсов, брикеты вообще не убирали
Нет ! Нас заставляли нормально делать . Зато , не могу сказать , что немцы специально подгоняли вагоны на разгрузку под праздник , или в ночь . По всякому было .. Было и так , что летом на солнышке выгружали , но было и ночью .. А пути чистили всегда , и габарит строго соблюдали.
габарит строго соблюдали.
Возможно по тому,что у нас склад угля, был свой, а не немецкий...ну или, просто начальник склада, был не очень требователен,ну или чистили пути,специально обученные люди
Техника безопасности в армии...
Виктор Терехов рассказал про технику безопасности в войсках: "Меня поздно призвали, почти в 24 года (Стройбат, Североморск 78-80), окончил электромеханический техникум, да ещё три года проработал.
Попал в часть электриков, работали по всему Кольскому полуострову, даже на Новой Земле и ЗФИ. Туда только сильно проштрафившегося отправляли...
В первую командировку послали, в город Полярный, смотрю - толком никто в электрике не соображает, особенно молодые, самых элементарных схем не читают, только распаячные коробки алебастром крепят, да отверстия в плитах долбят под провода, максимум - розетку установят.
Меня через два месяца стал прораб с гражданскими вместе ставить, потом самостоятельно стал работать. Через год уже на должности мастера был, часто даже, из работал один из части в разных городках…
С электричеством такой забавный случай был. Работали тогда в командировке, в Западной Лице.
Ночью пошли на кухню есть свежезажаренную рыбу. Сидим, едим тихонько. Вдруг гаснет свет, повара мне: "Ты же из части электриков, пойди посмотри".
Посветил спичками, смотрю - вводной автомат выключен, подумал - выбило, и включил.
Тут из мойки раздался вопль и жуткий грохот...
Оказалось - местный электрик части, армянин, решил ночью починить светильник. Плакат, конечно, не повесил, думал - никого нет. На металлический стол поставил бачок и на него залез, и в этот момент я его осчастливил. Полет был знатный.
Тут надо вспомнить, как ругаются кавказские парни (я твой рот имел, я твой глаз имел и т.д.)
Выходит он такой, руки-ноги трясутся, увидел меня и говорит: "Я твой..., я твой..., я твой..., я твой ВСЁ имел!"
василий иванов
Так как про армию,то тогда расскажу о технике безопасности про танкистов.,Закончив танковую учебку Розенкруг (пишу в надежде кто откликнется ),служил командиром танка в 1-гв.т.п.(г. Глаухау )У нас в роте служили несколько человек из Кавказа,обычно они были заряжающими.Я только прибыл в полк и в первые стрельбы,заряжающий с нашего взвода(помню фамилию-Манукян),уже старослужащий,почти дембель,получает,во время стрельбы из танка,травму головы.Очень серьезную,но повезло и остался жив.Оказывается,во время стрельбы ,посылая снаряд в ствол пушки, рукоятку перезаряжания не дослал до упора и она сыграла во время выстрела ему прямо в лобешню.Думали ему кранты,увезли на скорой в госпиталь немецкий,а мы продолжали стрельбы...Когда уже через год,мне готовится было на дембель,я видел его в полку(наверное оформлял убытие домой)говорили ,что ему поставили немцы какую то пластину в череп,ну и конечно же что то там еще...тихий стал.Как говорится,-спасибо что живой!( 1970г)
Месячник безопасности начался с того, что зампотех танкового батальона уронил себе кувалду на ногу. Командир полка орал громче потерпевшего, когда ему доложили)))
Сам иногда нарушал из-за лени лишний раз переставить автокран на объекте. То через кабину поработаешь, то превысишь грузоподъемность. Чтобы автокран К-162 не отключался, вставляли спичку в ограничитель грузоподъемности.
Стройбат. Ленинград. ДМБ-80.
Сам чуть не попал под раздачу. Проводились практические занятия на станциях рядом с расположением. Подогнали КШМ-ки и запитали прямо из казармы, дабы не заводить генератор и не жечь бензин. Питающий провод оказался в луже перед подъемом в кунг. И когда я начал подниматься в кунг, взявшись за дужку дверцы, меня прошибло током. И не могу никак из нее выбраться. Сколько это продолжалось и как я отцепился, не помню, наверное проведение)))
Что получилось, кунг заземлен, а провод (как потом оказалось) имел никудышную изоляцию. В результате я попал под 220В по цепи: фаза - мокрый сапог - тело - рука - кунг. Потом не раз вспоминал и анализировал. Хорошо что за дужку я схватился правой рукой, может это и спасло меня, если бы левой, ток мог пройти через сердце и последствия были бы куда печальнее.
Ох, уж эти взрывпакеты...
1. Коля Новиков рассказал: "На полигоне в Луге было. Чтобы остановить колонну выдали нам ИМы, ШИРАЗы. Командовал нами начальник связи дивизиона…
Ну, расставляем детонаторы, провода. Он нам и говорит: «Вы прямо так кладите, в землю не закапывайте…»
А мы то умные же - да ну нафик, не закапывайте, прикопаем хоть неглубоко. Прикопали, лежим в кювете, ждём. По станции передают: «Отставить! Имитацию уничтожить…»
Показался грейдер из полигонного батальона.
- Давайте хоть его взорвём, товарищ старший лейтенант?
- Ну, давайте.
Две или три кпэмки у нас было. Накрутили, нажали. Как начало жахать! Земля комками прямо на нас полетела...
Комки здоровые, кому по спине, кому по заднице. Лежим все в земле. Старлей нас материт: «Сказал же не закапывать, придурки!»
Ну без травм серьёзных обошлось, но синяки почти у всех были...У кого где... А куда этот грейдер делся, мы так никто и не видели..."
2. "Приказано выжить" поделился историей: "Ох уж эти взрывпакеты... Как только с ними не изгалялись….
Дело было в лагерях. Наши молодые лейтенанты совсем приуныли и придумали себе "развлечение". Заставили бойцов наловить ворон. Привязывали к ноге птички взрывпакет, поджигали и отпускали в последний полёт.
На высоте метров 10-20 пакет взрывался с эффектом салюта из пуха и перьев. Если вам жалко птичек, то расскажу более другую историю.
На занятиях по "слепому" вождению БРДМа на полигоне на броне сверху сидел подпол с кафедры ТХВ. Давал вводные и разбрасывал по сторонам взрывпакеты - имитировал боевую обстановку.
Потом - толи он его выронил, толи реалистичности показалось мало - короче один взрывпакет упал внутрь машины и там бабахнул. Все к счастью остались живы и сильно не пострадали - говорят шлемофоны хоть как-то защитили перепонки..."
Служба РАВ...
Владимир Юхов вспомнил: "Мне сейчас 68. Я служил в Ютербоге с 74 по 79 год, сначала начальником дивизионного артиллерийского склада за домом офицеров, был старлеем, а потом пошел на повышение помощником начальника службы РАВ мсп, ( вч 60883).
Начальником службы РАВ дивизии сначала был ппк Голиней Василий Михайлович, очень хороший, грамотный начальник, после него Кислюк, большой чудак он был, однако. После него ппк Степаненко Анатолий Иванович, очень уважаемый мною человек.
После Кислюка он долго и упорно поднимал авторитет нашей службы. Днем вся служба выполняла свои прямые обязанности, а по ночам изготавливали макеты боеприпасов в разрезе, писали плакаты с ТТХ вооружения, делали фотовыставки, где показывали работу технарей, которую командиры частей раньше не замечали.
А начальник РАВ дивизии на этих макетах и плакатах проводил занятия с комсоставом. Склады за домом офицеров были буквально в идеальном виде и снаружи, и по внутреннему содержанию.
На периметре склада был большой пожарный водоем. Расскажу смешной случай. Часовой, узбек или таджик, ночью заснул и упал в этот водоем. В объяснительной записке он написал: " "Шель, заснуль, упаль, карауль кричаль." Автомат утопил.
Автомобильный батальон, который стоял с боеприпасами на территории склада, был настолько боеготов, что заводился и покидал склад за несколько минут. Это было зрелище! Командиром этого батальона был сначала ппк Трегубенко, суровый офицер, затем ппк Сысоев, которого я встретил позднее, в начале девяностых, в ОдВО, в Одессе…
Он уже был начальником штаба вооружения округа, а я уже был начальником службы РАВ 180мсд и покидал округ, как не принявший укроприсягу. Зампотехом батальона был майор Плешаков.
Помню, как сейчас, солдат, которые у меня служили на складе боеприпасов. Это Потимко, Волокитин, Кауров из Новомосковска , Михайлэ из Молдавии , Каюмов, Кудратов( которые увольняясь, написали на стене склада: "Потный ишак", имея в виду меня), поэт Зейналов из Азербайджана, Сережа Тарасюк, однажды случайно глотнувший бензинчика.
Тяжело было служить, но интересно. Наш "кулак" в ГСВГ был мощным и непобедимым..."
Был у нас в отдельном батальоне начальником службы РАВ старлей Юдин. И был у нас склад РАВ рядом с продовольственным и вещевым складами и площадкой техники НЗ, вокруг которых был пост. Мы знали только, что у нас есть склад РАВ и начальник службы РАВ. Людей у Юдина в подчинении не было, ставили его часто дежурным по части. Нормальный был мужик, не вредный, к солдатам хорошо относился, но и запанибратсво не разводил. Вот сейчас думаю, что всё-таки насколько спокойнее служить не имея в подчинении личного состава))) ЗабВО 86-88.
Алексей М., дополню, что половина солдат даже и не знали, что означает аббревиатура РАВ, а один сержант даже в каком-то документе написал "начальник службы раф"
в моё время это была служба ракетно-артиллерийского вооружения....
Отредактировано Государкин Сергей (05-10-2021 14:15:10)
В ущерб огневой подготовке...
Виктор Ермилов вспомнил учебку Елань: "В ущерб своей учебе, мы, призванные весной 74 года, были почти стройбатом. Вокруг шла стройка: боксы для БМП, учебный корпус, тактическое поле и др.
По ночам выгружали кирпич и шлакоблоки, цемент. А днем, после строевой, шли на разные объекты готовить раствор и бетон, а затем заливать фундаменты, штабелевать ночной кирпич.
Из курсантов собрали всех каменщиков, присвоили им досрочно мл. сержантов, видимо для поднятия авторитета и значимости, и пошла работа.
Уже к выпуску мы сдавали экзамены по технике (в которой, в отличии от вас, очень мало разбирались)в новых боксах - там отвечали на практические вопросы. Помню мне достался легкий вопрос - проверить уровень масла.
К нашему курсантскому дембелю уже стоял учебный корпус, но без отделки. В то время была порочная практика подготовки: в роте заранее знали - кто из чего будет стрелять на экзамене: два взвода из автоматов и два из оружия БМП.
Наш взвод попал в первые: мы стреляли лежа и сходу, в противогазах и без, днем и ночью. Но когда во время дизентерии нас прямо с кухни отправили на директриссу БМП стрелять, то многие не то что прицельно стрелять - люки не знали как закрыть, т.к. было всего пару занятий в парке и в придачу, на одном из них, на наших глазах погиб мех.водитель...
Так что наш выпуск был не совсем полноценным в плане боевой подготовки: если стреляли из автоматов, надевали ОЗК на шинели в БМП на отлично и хорошо, классно маршировали, то технику практически не знали.
Но, благодаря нашему труду, вы и другие ребята, служившие в Елане после нас, стали классными специалистами, полноценными командирами, наводчиками и водителями..."
мы, призванные весной 74 года, были почти стройбатом. Вокруг шла стройка
В учебке, летом, во все года было либо что то новое строить, ну или ремонтировать построенное раннее, в отличии от осеннего призыва, где зимой строить было не возможно и по этому уровень подготовки,всегда был выше чем у весеннего призыва.
и по этому уровень подготовки,всегда был выше чем у весеннего призыва.
Поэтому даже разведчиков на мотоциклах готовили только зимой
В учебке, летом, во все года было либо что то новое строить, ну или ремонтировать построенное раннее, в отличии от осеннего призыва, где зимой строить было не возможно и по этому уровень подготовки,всегда был выше чем у весеннего призыва.
Логично ! Кстати: - зимой и запуск двигателей , - это совсем не то , что летом .. Да и оптика запотевает .. Так что , зимняя учёба ,действительно , более качественная . В учебке , помнится , что на помощь немцам , я ездил только один раз . А вот курсанты летнего обучения пишут , что частенько у немцев подрабатывали ..
Служба в Южной Группе Войск (ЮГВ, Венгрия)...
1. Анатолий вспомнил славные времена службы в Венгрии: "Был у нас в экипаже заряжающий Филимонов из Москвы, так его укачивало так, что он во время марша на маршруте всегда блевал…
Потом мыл полики, но вонь в танке все равно оставалась. Достали ему второй танковый бачок, для того чтобы блевал туда.
Когда по тревоге наш ТБ выходил в район, налетало куча проверяющих, смотрели все, начиная с топлива, масла, какие-то секретные противогазы в ящиках и пр.
В том числе проверяли наши вещмешки, и один раз какой-то дотошный проверяющий придрался - почему у нас пять штук танковых бачков? Оказывается нельзя…
А пушками другие танки мы тоже стукали. Еще запомнил, как тащили или вытаскивали другой танк, как говорят танкисты на галстуке. Так получилось, что трос сорвался с крюка, а мой командир взвода лежал на полике, рядом с головой механика водителя.
Трос с серьгой так врезал по броне, если бы попало по взводному, то разрубило бы... Служил на Т55, ЮГВ, Сомбатхей, 96 МСП. Славное было время…»
2. Дядя Вася тоже вспомнил Южную Группу Войск: "Пятьдесят два года тому назад покинул КПП Шестого Гвардейского Краснознамённого, ордена Суворова мотострелкового полка ЮГВ-Венгрия, а кажется всё было вчера.
И в мыслях соглашаюсь с собой, что ещё бы послужил...
Командиры были как отцы, все фронтовики. На память храню в ноутбуке фотографии и часто просто на них смотрю...
СЛАВА ЮГВ!!! Привет сослуживцам!»
Думаю, что и казармы в елани Очень сильно отличались от старых немецких...
Наш полк находился именно в таких, специально построенных немцами еще до войны и поэтому в них было все, что положено было иметь военным в казарме, включая сушилки и все остальное...
У нас в Ютербоге весь наш военный городок был построен задолго до первой мировой войны.
В нашем здании, где дислоцировался наш ракетный дивизион была коридорная система. Слева были окна, а справа были двери в комнаты. В каждой комнате располагалось от 18 до 22 человек. Был туалет, бойлерная с титаном громадным который топился брикетами. Была комната с умывальниками, в которой была так же душевая система ножная ванна для мытья ног. Душем пользовался наряд и караул в субботу. Иногда ловили момент и кто успевал то тоже успевал помыться в душе помимо наряда и караула. Сушильных комнат вообще не было у нас. Да и чего было сушить ? Мы все всегда сидели в машинах. А когда выполняли задачи, то по времени задача занимала всего около 30 минут. А потом брык в машину и сидели отдыхали. В дождь выполняли задачи намного быстрее, благо норматив нам давался с запасом. Так что сушить было нечего ! А служба была намного легче чем в пехоте и у танкистов и у артиллеристов. Многие нам завидовали в городке нашем. Танкисты, пехота и зенитчики не могли выйти из своих городков, которые распологались в нашем военном городке Ютербог-2. Мы же спокойно перемещались внутри общего городка. В общем городке патрулей совсем не было. Был только один КПП рядом с главными воротами городка. А в городок общий можно было спокойно попасть через пару дорог, которые проходили на окраине городка. Так что была и тишь и гладь и Божья Благодать.
зимой строить было не возможно и по этому уровень подготовки,всегда был выше чем у весеннего призыва.
зимняя учёба ,действительно , более качественная
Оно канечно, если служить, не на Урале в окружении озёр, в славной учебке Чебаркуль, где ещё и влажно было. Зимний период обучения отличался от летнего, что долбить надо было мёрзлый грунт ( ведь и зимой есть какие то неотложные работы. Например кабель уложить или что то подобное). А ещё очистить свою территорию от льда и снега. За нашей батареей был закреплён участок дороги от ворот 2 КПП ( выход, выезд в ДОС) до первого перекресток и затем поворт налево, на улицу где школа и до кафе. Лёд долбили специальными железными секирками и лопатами. Также за батареей был закреплён участок на плацу, который тоже был не маленький. Но если даже и не было работ, то вся учёба проходила на улице, в Летнем учебном классе, на Огневом городке. Где были только навес, да пару столов без скамеек. А одежда, сапоги кирза, да шинель. Из всей науки в голове осталось только одно, скорей бы время час дня, на обед и в казарму на самоподготовку. Два час по пятницам были полтзанятия. Это были самые любимые часы Знаний. А, ещё был ВАП, Винтовочно-артилерийский полигон. Там тоже проходили занятия. Во первых до туда надо было дойти, а это километров 3-5, и затем бегая вокруг домиков-вышек, стараться не замерзнуть до возвращения в дивизию. В самих кирпичных домиках было конечно же отопление. Электрические ТЭНы, но кто же их даст включить для курсов. Курсы уходят и приходят, а за липистричество нужно платить. Я бы и дальше мог бы продолжать. Хочу сказать одно, своей военной профессией, я обучился только в ГСВГ, в линейных войсках. Не вылезая по 2-3 месяца с полигонов. Откуда кстати и офицеры не вылезали, живя в соседних палатках.
У нас в Ютербоге весь наш военный городок был построен задолго до первой мировой войны.
Наш танковый город в Нойруппине, построили в начале 30 годов, конкретно когда Германия создавала свои танковые войска. Для 6 танкового полка "Нойруппин", 3 танковой дивизии "Берлинская медвежья дивизия". Годы существования 15 октября 1935 −8 мая 1945гг.
3-я танковая дивизия была сформирована 15 октября 1935 г. в Берлине и Вюнсдорфе (военный округ III). На базе 6 полка "Нойруппин" был сформирован отряд "Кондор" для участия в боевых действиях в Испании в 1936-1937 гг. В марте 1939 г. 3-я танковая дивизия участвовала в захвате Чехословакии. В сентябре 1939 г. дивизия принимала участие в Польской кампании. С мая 1940 г. дивизия воевала в Нидерландах и во Франции. С июля 1940 г. находилась в Германии, с мая 1941 г. – в Польше. С июня 1941 г. дивизия воевала на Восточном фронте. С июля 1944 г. находилась в Венгрии. С января 1945 г. 3-я танковая дивизия сражалась в Венгрии, затем - в Австрии. Остатки дивизии сдались в конце апреля 1945 г. в районе г. Штейр в Австрии.
Дивизия входила в группу армий "Центр".
С 22 июня 1941 г. в составе 2-й танковой группы, входящей в группу армий «Центр», 3-я танковая дивизия наступала в первом эшелоне. В составе группы дивизия приняла участие во всех основных сражениях на центральном направлении: Минск - Смоленск, (Белостокско-Минское сражение, Смоленское сражение 1941) - и к сентябрю в ней осталось около 50 танков.
После завершения Смоленского сражения 2-я танковая группа была развернута на юг, где приняла участие в окружении сил Юго-Западного фронта под Киевом.
И так далее, все 4 года. Даже были сражения, где "моя" 12 гвардейская Уманская дивизия, впрямую воевала с 3 немецкой танковой дивизией. И наверное был закономерен результат, что мой 353 гвардейский танковый полк, после войны расквартировался в танковом городке побежденного 6 немецкого танкового полка Нойруппин".
Хочу сказать одно, своей военной профессией, я обучился только в ГСВГ, в линейных войсках. Не вылезая по 2-3 месяца с полигонов. Откуда кстати и офицеры не вылезали, живя в соседних палатках.
В танковой роте, абсолютно все только после учебки приходят и вот, рассказывал мой взводный,что осенью 83 года,они получили роту, которая ни одного дня не обучалась По призыву, их сформировали в учебную роту и отправили на строительство какого то нового обьекта, за сотню км.от учебки и жили в палатках и каждый день на стройке и так пол года..в общем не служили ни одного дня. Если в обычную роту, попадает человек пять таких, еще ни дня не служивших, то не так страшно, но в танковой в то время, ВСЯ РОТА БЫЛА ТАКАЯ, до единого !!! Вот тут уже наши офицеры и жили с ними на полигонах, следующие пол года, поскольку проверяющим было абсолютно всё равно, где они "обучались", главное сдача экзаменов. Все равно, мы хоть и плохо,но АЗы то уже знали, как в караул ходить, в наряд, стрелять более -менее, мехводы танки водили уже не плохо, а те танки в глаза не видели,пока в полк не попали
В танковой роте, абсолютно все только после учебки приходят
Я уже по моему писал, что буквально через год после дембеля военкомат направил меня на трехмесячные курсы офицеров запаса, после которых присвоили офицерское звание, но разговор не о том...
Буквально через год или два проходили учения с привлечением запасников и развертыванием кадрированных частей. По легенде учений разворачивали кадрированные части, которые находились на территории края, которые затем по чуйскому тракту должны были переместиться в Монголию и там немного "повоевать"... Я, к счастью, под эту раздачу не попал, но из-за результатов этих учений почти полтора года очень часто вынужден был мотаться в одну из кадрированных частей, к которой оказался приписан...Естественно не по доброй воле, а по требованию военкомата... При том, это обычно происходило в субботу и воскресенье...
А причина оказалась очень простая.. Когда начались учения, о которых я упоминал выше, то военкоматы быстренько направили в кадрированные части запасников с требуемыми ВУСами... Но на деле оказалось, что далеко не у всех записи в военниках соответствовали действительности... Другими словами, человек реально в армии к указанной специальности не имел ни какого отношения.... К примеру, был писарем или свинарем, а в военнике значился как механик- водитель или оператор чего либо... короче, эти люди иногда даже понятия не имели о том, что им с таким ВУСом нужно делать...
Дошли ли колоны до Монголии, не знаю, но нас после этого и стали гонять в части к которым мы были приписаны, так сказать для слаживания и выяснения кто есть кто и что каждый должен уметь делать начиная от прибытия в часть, переодевания, получения оружия и техники и выхода за ворота...
Избавиться от этого хомута мне удалось только после того, как я получил квартиру в другом районе и встал на учет в другом военкомате...
Этим днём 43 года назад мы с друганом в первый раз уехали с части на ДМБ.
Этим днём 43 года назад мы с друганом в первый раз уехали с части на ДМБ.
А Варум в первый раз?
Этим днём 43 года назад мы с друганом в первый раз уехали с части на ДМБ.
А сколько раз ты уходил на дембель всего
А Варум в первый раз?
У нас тогда вот такие перебои были с самолётами,ну и кто то нам посоветовал,мол сходите к комсомольцу полка,пришли и записались ехать на стройку Олимпиада-80.Ну вот нам и объявляют в назначенный день,едите 16 октября рейсом на Москву.Собралисьутром,проводились,сфотались,
уехали.Просидели целый день на пересылке,капитан что нас привёз приходит и говорит что рейс наш отложили,едем назад,в часть.Настроение!!!!
Вообщем приехали,а вечером комбат зовёт,хотите 18 октября уехать? Хотим.Переодевайтесь в рабочее и идите работа есть вам в строевой части.
Приходим,а у них небольшой кабинет,обои кто то оборвал уже,осталось только помыть стены.Работу сделали часа за два может,за то как и было обещано увезли нас второй раз 18 октября,на этот раз уже насовсем.Зато когда в полк вернулись получили по фотке нашего неудачного первого дембеля.Вот как то так.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » Изба-читальня » Воспоминания о службе в армии