Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Изба-читальня » Воспоминания о службе в армии


Воспоминания о службе в армии

Сообщений 1261 страница 1268 из 1268

1

Размещаем здесь литературные и не очень воспоминания о службе как свои, так и своих друзей  и товарищей... https://forumstatic.ru/files/000b/db/32/82255.gif

Отредактировано Государкин Сергей (06-09-2019 05:29:02)

1261

93197,26 написал(а):

Саша, если не было в вашей части, то это совсем не значит что этого не было в других..

В нашей части тоже такого не было... :dontknow:

1262

Не пугайте дураков!

Привожу еще один рассказ своего однокашника по институту который же как и я, был призван на срочную службу после 1-го курса института. Мы отслужили по полной, а, потом еще были вынуждены отучиться на военной кафедре. Ну, там хоть мы реально чему-то учились…
« Кто в армии служил…» Да-да, можете продолжить это высказывание. Ибо иду я мимо штаба авиации флота, смотрю, «боец» ножницами (обычными, канцелярскими) траву на клумбе постригает. А мне чей-то не смешно. Остановились два юнца, угорают, а, «боец» с обидой: «Че, ржете, 18 стукнет, призовут, сами так будете!».
Для нас, студентов, отучившихся на первом курсе института, столкновение с армейской реальностью было особенно контрастным.
Я и сейчас готов защищать Родину, если на нее кто-то нападет. НО, мы служили в мирное время, когда страна официально ни с кем не воевала а, лишь, периодически исполняла какой-то непонятный «интернациональный долг» то в Анголе с Мозамбиком, то в Афгане, то в Ливии, то еще где-нибудь. Какой смысл срывать с учебы грамотных ребят, которые только начали свое обучение. В чем глубинный смысл?
Ну, нет вопросов, мы восприняли всей душой «долг» Родины, и заявления писали: и в Ливию, и в Афган. (правда тех, кто написал , почему-то отправили переосвидетельствоваться к психиатру, видимо "понятия" были только у нас) Нужно Родине – нет вопросов. Но есть нюанс. Пожалуйста, не путайте священный долг с д-змом. Итак…
Не пугайте дураков! (краткое изложение рассказа)
Вы никогда не пробовали пугать дураков? Лучше и не пробуйте! Их спонтанно-неадекватная реакция способна выделывать такие кульбиты, что последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
-Капитан Лой! Как вы можете спать на командно-штабной планерке?! командир роты стройбата, испуганно подпрыгнул от неожиданности.
-Я не сплю, я могу в точности повторить последнюю фразу: " рота выдвигается на объект номер одиннадцать ..."
-Садитесь, командир батальона полковник Буханцов был явно недоволен.
-Капитан, ты, что ночью не высыпаешься?
-Нет, я встаю с первыми петухами! Лой был явно обескуражен внезапным пробуждением.
-Да есть в тебе что-то петушиное, записывай, что слышишь!
И капитан Лой добросовестно записал в блокнот последние услышанные слова (ну, так, как он услышал) с целью произведения СиБуДе (симуляции бурной деятельности). После чего впал опять в блаженную спячку.
-майор Рейзвих, надежды на капитана мало, поэтому, Вы, как заместитель батальона по тылу, возьмите на себя командование и выведите батальона на новый объект в квадрате шестьедсят пять!
Майор Рейзвих был глух, как все бывшие артиллеристы, и как все артиллеристы обладал громовым басом, по мощности соперничающим с громом залпа батареи.
-А?! Квадрат пять?! Во сколько?
-Не пять, а шестьдесят пять! В шесть тридцать!" полковник Буханцов тоже перешел на крик.
-А, понял, понял... и майор записал «5.30. квадрат 5» и поставил восклицательный знак.
А, командир роты продолжил дремать, сжимая ручку, и изображая умственную деятельность.
Капитан Лой, несмотря на должность командира военно-строительной роты, носил по неизвестной причине морскую форму капитан-лейтенанта (видимо памятуя о своем, некогда морском прошлом). Так не бывает? В стройбате бывает, если он подчинен строительному управлению флота. Там смешиваются самые разные виды формы одежды.
В понятии капитана объективная реальность была не более, чем бредом, вызванным недостатком алкоголя в крови. Его принципом было: "Лучше молчать и слыть идиотом, чем заговорить и развеять все сомнения". Поэтому он с майором Рейзвихом на пару, попросту спал на всевозможнейших мероприятиях вышестоящего командования.
Майор был безобиден и незлобив, и еще лыс как коленка. Как-то Лой попытался его подколоть услышанной где-то остротой: "Кем лучше быть: дураком или лысым? Дураком. НЕ ТАК ЗАМЕТНО....." и заржал. На что майор ответствовал, как ему казалось, шепотом, соответствующим в нормальной градации громкому крику. "Ты сам-то понял, что сказал?", после чего капитан перестал смеяться, но уже над ним, потешалась вся офицерская столовая.
Поскольку со спиртным в районе службы происходили регулярные перепо..., простите, перебои капитан героически боролся с пьянством среди военнослужащих срочной службы. А поскольку рота была укомплектована на девяносто процентов служивыми, которым было далеко за восемнадцать, (а некоторые достигли критического возраста двадцать семь, это обычная практика в стройбате), и две трети роты имели судимости, то каждый рейд приносил сладкие (простите горькие) плоды (читай, бутылки) во благо капитана. Сначала его мучила совесть. Но после долгих и продолжительных боев битва с Зеленым Змием и с собственной совестью была проиграна! Змий победил!
С целью экономии, и дабы упростить хранение алкоголя, воины-строители перешли на одеколон. Особой популярностью пользовался коктейль "Цыгане в лесу" (смесь одеколонов "Русский лес" и "Кармен") Увы, и эта хитрость не удалась. Капитан, не мудрствуя лукаво, следуя высказыванию академика Крылова (не путать с баснописцем), что на безптичье и ж##а- соловей, тоже взялся за одеколон.
Весь прошлый день капитан шарился по всем тайникам, где могло еще уцелеть спиртное. Увы, поиски были безуспешны. Спас капитана от суицида случай. Ровно в полночь возле тумбочки дневального прогремел взрыв. Как и положено перепуганному дураку, капитан сделал кульбит через голову и открыл огонь на поражение из табельного оружия, в направлении, откуда прогремел взрыв. Ох…й (ох, как удивленный) дневальный, который мирно спал стоя, мгновенно проснувшись, вместо: "Рота, подъем!" заорал, "Не убивайте меня, я сдаюсь!". И тишина..., и темень..., капитан таки попал в плафон дежурного освещения. (Совсем темно, в нормальных условиях, в казарме не бывает никогда).
"Да будет свет!-!" сказал дежуривший в тот день по роте зам командира роты лейтенант Сидоров и повернул выключатель основного освещения. Причину взрыва отыскали незамедлительно: развороченный огнетушитель вонял на всю казарму сахарной брагой. (но в нем еще кое что оставалось). Радостно улыбаясь, капитан Лой изъял вещ. док. и с довольным урчанием закрылся в канцелярии.
Вот почему капитан сегодня нагло спал на планерке. Впрочем,... он спал на ней всегда! (если его во время не будили).
А, в это время старшина роты «дрессировал» новобранцев. Поскольку он происходил из прекрасной страны, где делают коньяк, имени какого-то аиста (то ли белого, то ли черного), он освоил только русский матерный.
Когда комбат Буханцов запретил ему материться, старшина целых три часа просто молчал (что ему было совершено не свойственно, ибо непрерывный ор, был его привычным состоянием). Наконец, он не выдержал. Увидев расслабившегося бойца, у которого ремень болтался на причинном месте, он заорал (пытаясь быть приличным). Тирада звучала так:
«Эй, воин!... Ты… это… воин, или не воин?» (пауза) «Ты это…» (далее уже с привычными интонациями) «Ослина ты, козлина, ДБ, ### мать!!! Бегом ремень подтянул (нехорошее слово), пока я тебе его на (ну, вы поняли где) не завязал!!!»
Старшина прохаживался какой-то хищной, крадущейся походкой перед строем новобранцев
-Товарища старшина, рота на утреннюю постройку построена, дневальный по рота рядовой Грамма!
-Да, мне хоть сто, хоть триста-Грамма, не вижу роты, вижу стадо! Почему у 90% есть фляги, а у половины-нет, бегом получить у каптера!
Наконец сержанты выстроили «стадо», как нужно было старшине.
-Отставить разговорчики в строю. Начинаем перекличку. Мы будем ее проводить каждый час, пока не выучите, как вас зовут. Строй хохотнул.
-Отставить смех-чки и пиз-хаханьки! Я где нормальный, а где и беспощадный! Смеяться в этой роте имею право только я! Остальные должны рыдать! Но без слез!
Старшина дошел до левофлангового бойца. Тот жевал жвачку.
-(неприличное слово), шо ты жуешь мне в лицо! И не крутись в тазобедренном составе, когда с тобой целый прапорщик разговаривает! Из-за тебя (не хорошее слово) твое отделение сегодня направляется на камбуз, там жевать будете, но не еду!
В общем-то, это очень окультуренный перевод тех слов, которые были произнесены. Выдав эту тираду, старшина двинулся к правому флангу строя.
-Меня зовут старший прапорщик Передери, это моя фамилия, и вам ее нужно запомнить, чтобы не было на вас последствий. Я сразу говорю, что я молдаван, и ваших шуток не понимаю, но вы должны всегда понимать мои. Запомните отсюда и на всю жизнь, первой любовью солдата должен стать устав, второй-старшина. Причем любить вас буду я , а, вы подчиняться! Он продолжал:
-Моя задача из вас людей сделать, даже если вы помрете в процессе обучения. Впрочем, даже если вы помрете, я из вас солдат все равно сделаю. Уж будьте уверены, за 25 лет в армии, меня д…ть научили! Сегодня ПХД, объясняю, это парко-хозяйственный день, но он вам дан не для того, чтобы вы в парке х… груши околачивали.
-Первое отделение три шага из строя! Что за вид? Почему карманы висят, как беременных? Почему пилотка напоминает (ну, вы поняли)? Сам стоишь, как обдолбанный ишак, в тюбетейке! Марш на плацу снег убирать, пока он не растаял. Инструмент получить у каптера!
-Всех отсутствующих в строю поставить в одну шеренгу. (пауза) Чо непонятно? Надо строй заполнять, а не крутить головой. Второе отделение, шаг вперед, и шагом марш, в наряд на кухню. Третье отделение, два шага вперед, занять место второго отделения, которое первое!
-Первое, чему я должен научить вас, гражданских разгильдяев, это ходить, как люди, строем, а не толпой. Сержант, ведите роту на приборку. Распределить территорию забора, между взводами и чтоб там не было ни одного мусора. Возле свинарника возьмете кучу навоза и положите ее под деревья. Весь навоз должен быть поделен между деревьями. Под каждым деревом должно быть 5 куч: 2-земли и 2-навоза. Все марш!
В этот момент к старшине подошел майор Рейзвих, и передал те указания, которые он услышал на планерке (ну, или ему показалось, что он услышал).

1263

Новогодняя ночь в карауле...

https://b.radikal.ru/b26/2201/f8/8e1269a80c49.jpg

1. Василий Бухаров вспомнил караул под Новый Год в Германии: "Всегда вспоминаю новогоднюю ночь в карауле, с 1981 на 1982 год. Дрезден. Разводящим. Посты у особняков.

Дом Члена военного совета, дом нач штаба объединения, и дом пом нач штаба объединения. Часовые около дома, но и в домах была охрана, по крайне мере, у Члена военного совета. Здоровый малый, с кобурой под мышкой.

Мы шли по городу, солдатам под ноги из окна бросали взрывкарандаши, но мы уже знали эти взрывы, нам перед этим начкар под ноги бросал, чтобы знали.

Из одного окна какой-то пьяный мужик орал нам: «Давайте поговорим, что мы, не русские люди что ли? Но мы шли молча, не нарушая Устав…»

2. Cергей Целищев рассказал про зимы в Монголии: "Монгольская зима… Стоишь на продуваемом всеми ветрами посту. Да же при моем росте в 179 см тулуп в пол.

Как копна сена только с автоматом за плечом. Воротник поднят. Рядом дорога общего пользования по ней часто проезжают монголы.

Едет газ -52 в ней в кузове стоял компан. В легкой на вид демисезонной курточке на рыбьем смеху/ китайской/. Без шапки стоит, держась за передний борт навстречу движения автомобиля...»

3. Сергей Уваров.  Заступил часовым на вышку в 1979 году в 23 . 00 , ровно в 24 . 00 звонок из караульного помещения с поздравлениями , ( мысленно выпил , мысленно представил себя дома среди друзей ) подумал два месяца позади а впереди двадцать два , хоть вой !!! Успокоился , какого рожна выть , не я первый , не я и последний , сменили как положено в 1 час нового 1980 года Недавно однополчане скинули видео о развалинах бывшего нашего полка ( уничтожен по договору с США ) , а в этом видео вышка в которой я 1980 встречал , правда без окон и дверей , без бронеплит и прожектора но она !!!! Вот по этому поводу я страшно захотел выпить , не мысленно как тогда а по настоящему , что с успехом и проделал !!!

4. Sergey Revmirovich.  За всю 20 летнюю службу, старался не попасть в наряд, или караул на Новый год. Кроме предпоследнего, это уже перед уходом на пенсию, в 2000 году.

Молодняк разнылся, мол миллениум- 2000 год неохота встречать с рацией под мышкой, топоча снег на 25 град. морозе. Дурь, типа "антитеррор", контору охранять... была бы она еще кому-то нужна, а террористам, особенно.

Ладно, пойду пару часов потопчусь. Смотрите свой телик. Тем более, что смена века, тысячелетия и десятилетия происходит не в 2000, а в 2001 году. Имена числительные нужно было в школе учить. А не учебник по русскому языку курить в школьном туалете.

Вот как 1985 год встретил на 3 курсе училища, это запомнилось надолго. Друга "наградили" внеочередным нарядом по курсу на НГ. Но так как было все заранее договорено, то на квартиру к его невесте пошел без него. И там хорошо так набрался.))) Не в казарме же водку пить, западло.

Утром просыпаюсь, а Наташка в одном халатике прыгает вокруг меня, мне голову лечит рассолом.

- у нас ничего не было?... аж холодный пот прошиб.

-Да какой ты там еще нах жених? Чудил всю ночь, то с ледяной горки катался, то песни распевал, а потом вырубился. Я только что с наряда сменился 31 числа. До этого тоже летал во внеочередных через день на ремень. Недосып хронический, потому и развезло.

... уф, ну и слава Богу. )))

Веселая у меня была курсантская жизнь. Прошел все университеты.

5.  Новый 1977/78 год. Город Львов. Я курсант первого курса политического училища и первые полгода ни разу не заступал в караул. А тут "подфартило". С 31 на 1, гарнизонный караул (т.е. не в училище, а в Львовской гарнизонной комендатуре), пост №3, единственный уличный пост возле входа в караульное помещение, 3-я смена, т.е. первый выход на пост с 23:00 до 01:00.

  Я естественно немного в напряжении. Мало того, что это мой первый караул, с автоматом, с боевыми патронами, так еще стою не шевелясь у всей комендатуры на виду и если что-то сделаю не так, то вполне могу "переехать" из караульного помещения в солдатскую камеру и "присесть" эдак суток на 5.

  Проходит первый час, холодно, больше всего мерзнут руки, хоть и в перчатках и ноги, т.к. стоишь практически на снегу. Мысли в голове всякие, начиная от воспоминаний о встречах нового года с родителями или в школе и заканчивая патриотической мыслью, что все спят, а я охраняю их покой (хотя судя по количеству доставленных в комендатуру солдат в слегка нетрезвом виде, ну или не слегка, спало в ту ночь очень небольшое количество людей).

  На городской ратуше пробивают часы 12 раз, я мысленно поздравляю самого себя с новым годом и тут из караулки выходит бодрствующая смена, которая проходит по всем постам и в нарушение устава (часовому на посту запрещается есть, пить...) угощают каждого, в том числе и меня, кружкой чая и булочкой. Выпитое и съеденное приятно греют желудок, настроение бодрое.

И тут...

  Я не знаю, почему мой организм так отреагировал, но у меня начались такие колики и другие малоприятные процессы в организме, что мне небо с овчинку показалось.

  Самое "смешное", что у меня над головой как раз было окошко "места общего пользования", но я был от него так же далеко, как если бы был на другом конце города. Никто меня подменить не имел права, а еще раз нарушить устав (часовому на посту запрещается...оправлять естественные надобности...) без "переселения" в камеру, я точно не смог бы.

  Последние минут 50 моего срока пребывания на посту превратились...я даже не смогу определить одним словом или фразой. Пляски племени мумбу-юмбу по сравнению с моими телодвижениями на посту (главное было не сойти с места) были просто примитивными танцами неумёх.
  Наконец вышла новая смена и пошел процесс смены караула, однако пока дошла очередь до меня (смена постов идет строго по номерам, 1 и 2 посты в коридорах, где камеры для солдат и сержантов и надо было пересчитать всех задержанных), прошло еще где-то полчаса как минимум...

  Не буду утомлять читателей описанием холодного пота, передвижения в составе смены по оставшимся постам на полусогнутых и других малоприятных моментов моей первой в жизни смены караула, просто скажу, что когда я добрался до цели, мне уже ничего не надо было в этой жизни, т. е. ну совсем ничего...

  Но караул я отстоял без происшествий и без замечаний. И остался он у меня в памяти на всю оставшуюся жизнь.
http://s.rimg.info/b7096e955d5ba23b0f48498b441bee89.gif

1264

Дуб-дерево хвойное.

Служил у нас крендель - рядовой Б.

Впечатление было такое, что вот пошли в ближайший лес, выкопали там первое попавшееся дерево и принесли к нам в казарму. И каким - то образом его оживили.
Вот - полный ноль! Ничего не понимал - где он? что от него хотят? зачем он тут? Ни-че-го!

Я как - то писал про рядового Антипова, который с трудом читал, ещё хуже писал и не разбирался в часах. Не мог сказать, сколько сейчас времени.
Если бы я сам не видел этого человека своими глазами, я бы вряд ли поверил, что такого могут призвать. Но - служил!
Однако, при этом Антипка был живой человек, с ним можно было поговорить даже. Пусть это и был не широкий спектр тем, но можно было найти какие - то общие.
С Б. - никак!
Пробовали.
Глухо.
Спасибо, хоть знал, как его самого зовут.

И вот куда его такого девать?

На боевую службу - нет! Тут без вариантов.

В суточный его - так он команды правильно подать не может. И офицерам обидно : когда лейтенанта он называл майором - ещё ладно, лейтенанту, может, приятно...

В батальоне майор один был - комбат! А как комбата можно с кем - то спутать?! А Б. мог, у него получалось!
... но когда он капитана, командира роты, понижал до лейтенанта , тут уж, согласитесь, ни в какие ворота!

Ротный, когда общался с ним, всегда говорил, горестно качая головой :
- Ой, дубовый. Ну до чего дубовый.
С командами " Дежурный по роте, на выход!" и " смирно!" - вообще полный швах! Всех путал.
Ему комадовали налево, а он исполнял направо ; приказывали " к бою", все падали и изготавливались к стрельбе из положения лёжа, он хотел стрелять с колена ; все пели строевую " Идёт солдат по городу", он орал " День Победы". Т. е. буквально! он только эти два слова и орал, их только знал.

Конечно, отправили в кухонный, посуду мыть. Самое, вроде, то!

А там другая напасть с Б. приключилась. Какая - то редкая форма аллергии у него вдруг выявилась. От долгого соприкосновения с водой, кожа с рук слезать начинала. И медсестра выписала запрет на кухонный наряд.

Ротный в канцелярии сел, руками голову обхватил - что делать?
Привлекательным виделся свинарник. Сослать бы его туда ко всем псам!!! и забыть о нём. Тем более, что парень с деревни, должен понимать тему.

Но свинарник - личная вотчина комбата! Мужик хозяйственный, он за состоянием свиного царства следил лично и абы кого туда не брал! А Б. как раз и был- абы кто!

*

Но старшина как - то сподобился Б. понимать, и выяснил, что тот умеет готовить.

И назначили Б. поваром в караул. Очень - очень блатное место!

Здесь контакт с водой был не настолько, видимо, постоянным, и аллергия Б. не донимала.

*****

Ещё один Вояка никак не мог применить на практике обязанности часового. Выучить - легко, но в карауле - никак!

Такое встречалось, что кто-то не мог выучить. Но люди не могущие пересказать, что они только что прочитали, тем не менее, понимали со временем, каков должен быть алгоритм их действий на посту, и вполне успешно несли боевую службу.
Учились не "с листа ", а на деле.
Порочная практика назначения Вояки в караул прекратилась, когда выяснилось, что он собирался стрелять по смене. При этом не дав никакого окрика.

Смена шла по периметру ночью.
Итак, окрика нет. Естественно, подумали, что спит. Но - нет. Сна ни в одном глазу у него.
Почему?, спрашивают.
Он на голубом глазу, ни разу не сомневаясь в своей правоте, отвечает, что он патрон в патронник уже загнал и хотел стрелять, но узнал всё же своих и не стал.
-Так, хорошо, - говорит сержант - начкар, придя в себя - ну, а окрика почему не было?
-Так это ж вы должны первые мне крикнуть.
Пришли в караул. Действительно, извлекли загнанный патрон. Дали слегка по башке. Именно что - СЛЕГКА!!!, молодой же, может не догнал чего. Докладывать не стали.

Кстати, тот же Антипка поначалу никак не мог взять в толк, что давать окрик - значит ОРАТЬ во весь голос. А он просто... ПРОГОВАРИАЛ, едва ли не шептал.
Естественно, что его никто и не слышал.
Батюшки, вот так подумаешь, это ж сколько чудаков на этом свете!
В следующий караул один в один история с Воякой.

Тут уже доложили.

Тупым он не был.
У него был какой-то психологический ступор, когда он брал в руки оружие. Оказывается, ещё с учебки повелось. Но там как - то не обратили особого внимания, когда на стрельбища ходили. Странности объяснили обычным волнением и решили, что в подразделении разберутся.
А тут выплыло сразу, на этапе стажировки.
Он путал порядок действий хронически.
Когда в городке ТВВ тренировались - нормально. Как с боевыми патронами - всё, ступор.

Понятно, что и его на Б/С нельзя.

Теоритически - на пульт или на КПП, там оружие на посту - второстепенно. Но молодого как туда поставишь?
Опять у ротного головная боль - куда этого девать?! Только одного кое - как пристроил...

А Вояку вроде в суточном / кухонном гноить жалко. Не самого его жалко, конечно, а просто там места забронированы для самых отпетых залётчиков, и сейчас они заполнены на сто процентов.

А Вояка, он не отпетый, он вроде как больной.

Ну и как быть?.

В ту пору как раз дембель подошёл киномеханнику и Вояка занял его место. И, по совместительству, почтальона и посыльного.
Мы, конечно, не в городе служили, но официальная возможность оказаться за забором - дорогого стоила!
https://c.radikal.ru/c12/2201/48/9748c945c5d1.jpg
А перед армией нам говорили :

" Служи по Уставу - завоюешь честь и славу!"..

Но не редкостью было так, что всевозможные косяки и откровенная тупость, приносили гораздо больше дивидендов.

Не всегда, конечно, не всегда, но бывало. :dontknow:
http://doodoo.ru/smiles/nyear/n094.gif

1265

История зампотеха: танковый десант на подводных крыльях
https://c.radikal.ru/c34/2201/4c/a48610adcfc2.jpg
Из архива 38 НИИИ Министерства обороны РФ. Гриф «Совершенно секретно» снят приказом МО № 24 от 04.06.1992 г. На фото – момент погрузки катера на подводных крыльях с воды на полуприцеп.

Севастополь – город моряков!
Всякий раз, возвращаясь в своих воспоминаниях на полвека с лишним назад, я поражаюсь, насколько были насыщены событиями первые четыре года моей офицерской службы, связанные с 3-м отдельным танковым батальоном (3 отб). Скучать было совершенно некогда.

Не успели утихнуть страсти масштабных учений «Океан» (о них шла речь в предыдущей части повествования), в которых удалось принять участие, как я попал в новую интересную историю.

В процессе публикаций заметок стали поступать в мой адрес отзывы, комментарии, а также дополнения и воспоминания тех, кто служил, каждый в своё время, в 3 отб.

Среди многих прочих было несколько упоминаний о катерах на подводных крыльях, которые предназначались для замены понтонов.

Решил написать на эту тему, потому что имел к этому проекту отношение.

В самом конце того же 1970 года вызывают меня в штаб батальона и отдают распоряжение отбыть в город Севастополь с задачей принять комплект, состоящий из нескольких танков Т-62 (кто-то написал, что танков было 4 единицы, а у меня в памяти запечатлелись 3), по два катера на каждый, по два автомобиля КрАЗ-255 – седельных тягача для перевозки этих катеров, и сопроводить их на железнодорожном транспорте до Клооги в качестве начальника караула.

До меня почти год уже в Севастополе находился в командировке командир взвода из второй роты Анатолий Куколкин. Решено было его заменить. Выбор пал на меня. И, как ни сопротивлялся мой ротный Степанов (дескать, как рота без зампотеха), я получил задачу выехать в Севастополь, дождаться там окончания испытаний техники, погрузить её на платформы и убыть в Клоогу.
https://c.radikal.ru/c32/2201/0c/d7ac4113102a.jpg
Движение одиночного катера с грузом 5 тонн на подводных крыльях. Скорость 58 км/ч при штиле
https://a.radikal.ru/a27/2201/7a/5ad074f20c2e.jpg
Плавсредство с танком Т-55А. Скорость 58 км/ч, волнение 1 балл.

Со мной ехали три (или четыре, уже не помню точно) солдата, среди них был водитель автомобиля, механик-водитель и сержант, видимо, командир танка.

«Смена караулов» произошла не в Севастополе, а в Клооге, поскольку Куколкин со своими солдатами уже вернулся в батальон.

Не помню подробности нашего с ним разговора, запомнилось только, как он настоятельно рекомендовал мне взять с собой гражданскую одежду. Ещё мне сказали, что отправка техники состоится не позднее середины января 1971 года.

Итак, в одно прекрасное январское утро моя группа вышла на перрон севастопольского вокзала, и почти сразу к нам подошёл патруль, состоящий из офицера и двух матросов. До сих пор помню выражение их лиц – смесь недоумения и возмущения.

Что эти сухопутчики забыли в славном городе-герое?

Может быть, перепутали поезда?

Начальник патруля потребовал документы, долго вертел командировочное предписание в руках, и затем отвёл меня и моих бойцов в комендатуру. Там дежурный по гарнизону тоже долго проверял наши документы, куда-то звонил, а потом рассказал, как нам проехать в Казачью бухту.

В этой бухте дислоцировался полк морской пехоты, на базе которого и проходили испытания катеров на подводных крыльях, и где нам предписывалось стать на все виды довольствия на время пребывания.

Дежурный, капитан третьего ранга, напутствовал нас примерно такими словами:

«Сидите в бухте, и в этой форме в Севастополе даже не думайте появляться! Севастополь – город моряков»!

Казачья бухта

На пологом участке берега Казачьей бухты, очень близко к урезу воды размещалась техника, которую нам предстояло сопроводить до нашей части.

До военного городка, который находился в глубине бухты, было более километра.

Полк морской пехоты находился в это время в Средиземном море на боевом дежурстве.

Жили мы в снятых с каких-то спецмашин будках, в одной – солдаты, в другой – я (см. фото), в нескольких десятках метров от уреза воды.

Вдалеке, на противоположном берегу бухты, виднелись какие-то строения. Как нам потом объяснили, там размещался секретный дельфинарий Министерства обороны.

Рассказывали, что дельфинов обучали разным «штучкам». Например, минированию кораблей противника.

https://a.radikal.ru/a24/2201/f7/10e2eb05ba80.jpg
Моё бунгало на берегу Казачьей бухты.

Три раза в день солдаты ходили в полк за завтраком, обедом и ужином.

Испытаниями катеров занималась бригада от завода-изготовителя, из города Навашино Горьковской области. Заводчане жили где-то в самом Севастополе и каждое утро приезжали на работу на автобусе, а вечером возвращались обратно.

Они занимались работами, которые мне, непосвящённому, были малопонятны. Но складывалось впечатление, что процесс затягивается.

Я в нём не участвовал.

Несколько раз мне довелось, по моей просьбе, «прокатиться» по заливу на катере. Как уверяли заводчане, скорость достигала 70 км/час! Ощущения были близкими к эйфории.

Я быстро подружился с ребятами, большинство из которых были чуть старше меня, на 3–4 года, за исключением начальника. Тому было уже за сорок. Мне полюбился их «окающий» волжский говор. Казалось, что люди, так говорящие, не могут быть по определению злыми и коварными.

Когда «уставали» от безделья, я и мои солдаты сами предлагали свои услуги: чем можно помочь. Нам шли навстречу, поручая что-либо подержать, поднести и т. п.
https://d.radikal.ru/d00/2201/9c/4e63377105c5.jpg
Движение одиночного катера с грузом 5 тонн, скорость 35 км/ч, волнение 4 балла

https://d.radikal.ru/d25/2201/bd/a81983fbf2c8.jpg
Момент погрузки катера на подводных крыльях с воды на полуприцеп
https://a.radikal.ru/a26/2201/f4/d0fb7237b936.jpg
Погрузка автотягача ЗИЛ-157 на паром, 122-мм пушки-гаубица и боеприпасы погружены на кормовую часть

Шел день за днём, и, повторюсь, пребывание моё на берегу Казачьей бухты не иначе как бездельем охарактеризовать было нельзя.

Я уже несколько раз съездил в Севастополь, до которого было более 10 км, посетил и осмотрел исторические места (панораму, Сапун-гору и т. д.). Пригодилась гражданская одежда по этому случаю.

Однако в каждой бочке мёда должна быть ложка дёгтя!

Но про эту самую ложку чуть позже.

Безделье бездельем, но, общаясь с заводчанами, наблюдая за заплывами, я постепенно усвоил всю информацию – для чего и как предполагалось применять эти катера.

Прежде всего, следует отметить, что катер сам по себе являлся совершенно самостоятельным судном, имеющим рубку и все органы управления, и мог совершать автономное плавание.

Танк предварительно должен был быть подготовлен для подводного вождения (напомню, что в те годы любой средний танк имел возможность после подготовки преодолевать по дну водную преграду глубиной до 5 метров).

Затем танк заезжал между катерами, которые цеплялись к нему специальными кронштейнами-захватами с гидроприводами. Катера соединялись между собой проводами, благодаря которым можно было управлять ими из какой-либо одной рубки.

Потом производился пуск двигателей обоих катеров, и гидроприводы поднимали катера примерно на полметра от земли по обе стороны танка.

Далее уже запускался танковый двигатель, и вся конструкция въезжала в воду. Как только достигалась глубина «подвсплытия», гидравлика катеров поднимала уже, в свою очередь, танк.

Я своими глазами видел, что гусеницы танка висели над водой чуть ли не на высоте в 30 см.
https://c.radikal.ru/c14/2201/5b/ff01ad4d612d.jpg
Момент стрельбы из пушки танка Т-55А при ходе катера в водоизмещающем положении
https://a.radikal.ru/a35/2201/e4/c3e10ab3e7ef.jpg
Вход оснащенного плавсредствами танка Т-64 в воду, подводные крылья подняты.
https://c.radikal.ru/c28/2201/a1/e58011e18702.jpg
Т-55А со скоростными плавсредствами. Вид сбоку, подводные крылья подняты
https://c.radikal.ru/c30/2201/d9/fc3811f761c5.jpg
Плавсредства с танком Т-62, поднятым в верхнее положение, крылья опущены

С этого момента экипаж танка находился в роли пассажиров до тех пор, пока не наступала пора десантирования.

Как только танк доставлялся на мелководье (те самые 5 м и менее), катера его сбрасывали и уходили в море. А танк выходил на берег и вступал в бой.

Фантастика! Никогда бы не поверил, что такое возможно, если бы сам при этом не присутствовал!

Когда катера с подвешенным танком выходили на крылья и набирали крейсерскую скорость, издалека был виден высокий водяной столб (типа плотного тумана) позади движущейся (никак не могу подобрать подходящего названия) сцепки или конструкции.

Я считаю, что этот проект не получил одобрения от больших начальников и не пошёл в серию по одной банальной причине: очень высокая стоимость.

Судите сами: два скоростных катера на подводных крыльях, с алюминиевыми корпусами, два мощных седельных тягача на базе КрАЗ-255 – не слишком ли «жирно» для одного танка?

Впору на эти же деньги построить ещё один танк.

https://c.radikal.ru/c17/2201/84/14373b074ee6.jpg

Танк Т-62 со скоростными плавсредствами. Вид сзади
https://d.radikal.ru/d24/2201/97/64e1763b3727.jpg
Танк Т-62 со скоростными плавсредствами. Вид спереди

Задним числом, теперь я понимаю, насколько высокой должна быть степень синхронизации оборотов двигателей катеров при движении с танком по воде, чтобы обеспечивалось прямолинейное движение, насколько надёжной и безотказной должна быть связь между катерами при управлении из одной рубки. Скорее всего, и по этой причине испытания затягивались.

На Чёрном море зима, как все знают, приносит частые шторма и осадки, бывает и в виде снега. Иногда температура, пусть ненадолго, падает ниже ноля.

Из шторма и «прилетела» та самая «ложка дёгтя», о которой я упомянул выше.

1266

93258,26 написал(а):

В самом конце того же 1970 года вызывают меня в штаб батальона и отдают распоряжение отбыть в город Севастополь с задачей принять комплект, состоящий из нескольких танков Т-62 (кто-то написал, что танков было 4 единицы, а у меня в памяти запечатлелись 3), по два катера на каждый, по два автомобиля КрАЗ-255 – седельных тягача для перевозки этих катеров,

Сергей Романович, спасибо очень интересный и познавательный рассказ.

1267

93259,17 написал(а):

Сергей Романович, спасибо очень интересный и познавательный рассказ.

Спасибо не мне... Автор воспоминаний: Федоров Ф. У., полковник в отставке https://forumstatic.ru/files/000b/db/32/72573.gif

1268

Вот еще его воспоминания...

Будни зампотеха: танки на маневрах «Океан-70»

https://c.radikal.ru/c29/2201/fe/4e3a35cff3ca.jpg
Из зампотеха в командиры взвода

В апреле-мае 1970 года в СССР состоялись крупномасштабные стратегические учения ВМФ, в которых участвовали силы всех четырёх флотов, и не только корабли с подводными лодками, но и большое количество береговых войск и морской авиации. Посвящены они были, как было принято в то время, значимой дате, которой в том году являлось 100-летие со дня рождения В. И. Ленина.

Случилось так, что и наш боевой третий отдельный танковый батальон привлекли к участию в стратегических маневрах «Океан».

К сожалению, по причине давности событий, ведь прошло более 50 лет, я не смогу их детально восстановить. Возможно, кто-нибудь из участников прочтёт этот материал, дополнит или поправит меня. Буду признателен и рад.

Учения длились непривычно долго, около 10 суток. Наш батальон действовал примерно в такой последовательности. Личный состав подняли по тревоге, погрузили танки Т-55 на трейлеры, перевезли к проливу и далее уже на паромах к острову Хийумаа.

По острову марш своим ходом, затем на паромах – через пролив на остров Саремаа, снова марш, понтонирование, затем по морю – к побережью Латвии. Далее выход на берег, победоносное участие в захвате плацдарма, затем марш, кажется, до станции Лимбажи, там погрузка на железнодорожный эшелон и возврат к пункту постоянной дислокации.
https://d.radikal.ru/d21/2201/53/efd87d8ffeec.jpg
Несмотря на то, что «Океан» для нашего плавающего батальона прошел достаточно ровно, без приключений не обошлось.

Когда подразделение подняли по тревоге, наша первая рота недосчиталась одного командира взвода, кстати, моего соседа, и было руководством принято решение, чтобы я, кроме выполнения обязанностей зампотеха роты, принял командование 3-м взводом.

Взводный был парнем холостым, видимо, где-то загулял. Мы так его и не дождались, вышли в указанный район, куда через некоторое время прибыли седельные тягачи МАЗ-537. Помнится, что батальон этих тягачей дислоцировался где-то в районе Калининграда.

Как говорят, нет худа без добра (а может и добра без худа, с какой стороны посмотреть), и проблема моего местонахождения автоматически решилась – в танке командира взвода, на месте командира танка. А это значит – все действия в составе экипажа выполнять наравне с остальными его членами. Что не исключало необходимых действий по контролю техсостояния всей роты. Поэтому мой танк во время передвижения обычно находился в конце колонны.

На танках по островам

Мой, пока небольшой, опыт службы в ходе маневров «Океан» обогатился новыми практическими знаниями и навыками. И не всегда этот опыт соответствовал тому, чему меня учили в училище.

Пожалуй, самое запоминающееся впечатление связано с упомянутыми выше тягачами МАЗ-537.

Машина достаточно известная, поэтому, говоря о её характеристиках, буду предельно краток. Грузоподъёмность трала около 50 тонн. Двигатель – барнаульский дизель Д-12А-525А, аналогичный двигателю танка Т-34, мощностью 525 л. с. Тягач разработан на Минском автозаводе, но в дальнейшем серийно выпускался в Кургане, не меняя марки МАЗ. Кабина, не считая водителя, без проблем вмещала всех четверых членов танкового экипажа.

Поскольку я на время учений был членом экипажа, то в полной мере испытал на себе все прелести погрузки и разгрузки танка на трал и с него.

Дело в том, что откидные аппарели, по которым загружали и разгружали машину, были ну очень тяжёлыми! Четыре члена экипажа, а частенько и водитель помогал, едва справлялись с этой железной конструкцией, когда надо было её поднять на 90 градусов после погрузки. Как говорится, руки и спина до сих пор помнят!

Ещё я с удивлением обнаружил, что водители этих тягачей эксплуатируют их, как обычные автомобили, совершенно не соблюдая особенностей, присущих дизелям: производили пуск плохо подогретых двигателей, а температуру работы держали в пределах 50–60 градусов, что недостаточно.

В результате большинство тех тягачей, что нас перевозили, просто бессовестно жрали масло и дымили чёрным дымом, не развивая полной мощности.

Тут надо напомнить (танкисты тех лет не дадут соврать), что на каждом танке имелся бачок МТ-16п с 20-литровым запасом масла. Так вот, за время учений МАЗы наш неприкосновенный масляный резерв вчистую опустошили. Приходилось постоянно доливать в системы смазки прожорливых машин.

После учений ещё долго всякими правдами-неправдами технари вместе с начальником службы ГСМ списывали это достаточно ценное масло, которое, кстати, в своё время было разработано специально для двигателей серии В-2.
https://c.radikal.ru/c36/2201/80/8273e953401b.jpg
МАЗ-537

Перебросили минские тягачи наши Т-55 по шоссейным дорогам к побережью Балтийского моря, а потом паромами мы переправились на остров Хийу.

Совершили марш по этому острову к проливу, через который снова на паромах переправились на Сааремаа, самый большой из эстонских островов. Передвижение плавающего танкового батальона в ходе «Океана» сопровождалось частыми длительными остановками, иногда по нескольку часов.

Так было и на Сааремаа.

В этом месте я считаю необходимым сделать некоторое отступление от прямой темы моего рассказа и обратить внимание на национальный состав роты.

Дело в том, что примерно третью её часть представляли солдаты-прибалты – литовцы, латыши и эстонцы, а также встречались среди них и русские, живущие в Прибалтике. На русском говорили чище всего литовцы, практически без акцента, чуть хуже – латыши, и плохо, с сильным акцентом – эстонцы.

Думаю, цензура сайта меня пощадит, если я приведу красноречивый пример из жизни.

Служил заряжающим, кстати, на моём танке, эстонец по фамилии Кайо, рослый такой, слегка увалень. Так вот, у него была алюминиевая ложка, на которой он написал: «Иши, шука, мяшо!»

Но, если отбросить в сторону шутки, большинство прибалтийских ребят служили старательно и добросовестно, не вызывая особых нареканий. Остальные солдаты были русскими, белорусами, украинцами и лишь единицы – с Кавказа.

И совсем не помню, чтобы встречались выходцы из Средней Азии.

Никаких конфликтов на национальной почве в бытность моей службы в Прибалтике не случалось, чего нельзя сказать о дальневосточных гарнизонах с их непростыми межнациональными отношениями.

Эстонское пиво

На моём танке, с которым свела меня на время учений судьба, экипаж состоял из украинца – механика-водителя, литовца – наводчика орудия, и эстонца Кайо – заряжающего.

Стоим в очередной раз во время марша на Саремаа, и Кайо вдруг обращается ко мне с такими словами:

«Товарищ лейтенант! Местные эстонцы варят домашнее пиво по особому рецепту, никому его не открывают, а их пиво славится на всю Эстонию. Давайте, я быстро сбегаю вот на этот хутор, попробую раздобыть. Эстонец эстонцу не должен отказать».

После некоторых сомнений любопытство во мне победило, и я, вступив с подчинённым в «неуставные взаимоотношения», разрешил.

Окрылённый оказанным доверием, Кайо собрал за ремешки все четыре танковых питьевых бачка и быстро побежал на хутор, находившийся недалеко от дороги. Больше всего я опасался, что колонна начнёт движение раньше, чем он вернётся. Но всё разрешилось благополучно. Кайо прибыл с полными бачками домашнего эстонского пива и большим пакетом домашних эстонских деликатесов!

Деликатесы разделили всем поровну, а бачки с пивом я немедленно уложил в свой тревожный чемодан. Лишь по прибытии с учений я это пиво с друзьями-лейтенантами распробовал, за что и сказал Кайо спасибо. А танковый питьевой бачок вмещал, насколько память мне не изменяет, около 1,5 литра.

К концу учений все члены экипажа сдружились, и хорошее отношение к себе я ощущал со стороны солдат роты до конца службы в батальоне.

Но вернемся к основной линии повествования.

На острове Сааремаа мы навесили понтоны, о чем я подробно рассказывал в предыдущих частях, и совершили марш по морю к латвийскому берегу, в район Саулкрасты.

На себе почувствовал, как непросто управлять механиком-водителем на плаву, когда он не видит «дороги». Постоянно, почти без пауз, команды: «Вправо», «Прямо», «Влево!» А тот, бедняга, постоянно вынужден был дёргать тугие рычаги поворота.

Выход на берег прошёл «в штатном режиме», без особых происшествий. Атаковали «противника», разумеется, победили с разгромным счетом. При этом пошумели – постреляли холостыми из пулемётов и пушек. После сего действа погрузились на железнодорожный состав и отправились к месту постоянной дислокации, в Клоогу.

Работы по прямой специальности у меня, прямо скажем, на учениях «Океан» было немного. Как зампотех, я на стоянках и перед плавом обходил танки, чтобы удостовериться в исправном их состоянии, при необходимости оказывал экипажам помощь. Но не помню, чтобы во время этих учений были какие-либо серьёзные поломки.

Главное внимание, как всегда, уделялось проверке готовности танков к плаву. Производилась предварительная так называемая «замочка» на предмет отсутствия течи, составлялись акты готовности к плаву, где расписывались все, кто принимал участие в подготовке машины и кто контролировал работы.

И только потом зам. командира по морской подготовке давал письменное разрешение на плав. Кстати, в тот раз упоминаемый ранее «КапТри» Чумаков долго не давал разрешения на вход в воду, чуть ли не сутки, потому что волнение моря превышало допустимые пределы.
Все участники учений «Океан» были награждены красивыми памятными знаками-медалями, представлявшими из себя изображение военно-морского флага с надписью «Участнику учений Океан».

Но нам, по статусу своему сухопутчикам, дали этих знаков ограниченное количество. Хватило лишь командованию батальона и штабистам.

А нам, «чёрной кости», видимо, в качестве некой моральной компенсации, вручили юбилейные медали в честь столетия В. И. Ленина. Совершенно неравноценная замена, надо сказать.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Изба-читальня » Воспоминания о службе в армии