Служба в СГВ
Анатолий Татаренко рассказал нам быль: «СГВ, ПНР, п\п 15332, рота БТРМ, 3-й взвод по ремонту арт. и стрелкового вооружения 252 Гвардейского Орденов Суворова и А.Невского МПС. Рота подчинялась зампотеху полка майору Звереву, а 3-й взвод начальнику Артиллерии полка.
Но, раз мы располагались в БТРМ, то по внутреннему распорядку подчинялись и Звереву - зампо теху. Итак, 1963 год середина декабря, я перешагнул рубеж в ноябре 20 числа, два года службы, пошёл третий - Старик!!!
Московская инспекторская проверка вооружения полка. Я, старший оружейно-пулемётный мастер полка, присутствую в последней проверяемой мотострелковой роте. Полковник из Москвы проверяет состояние личного оружия солдат, я при этом присутствую.
Каждый солдат с личным оружием представляется инспектору и вручает ему автомат АК. Полковник рукой ощупывая сверху до низу определяет наличие забоин, задиров, работу пружины магазина, исправность принадлежностей и штык ножей.
При обнаружении идет запись, я устраняю, он пишет устранено.Очередной солдат вручил автомат и обнаружено - отбита левая щечка рукоятки ножа. Что препятствует обрезки проволоки под напряжением. Я прошу разрешения отлучиться в мастерскую за запчастью. Не думал о такой неисправности и не взял с собой.
Набрал ершей, отверток, протирок, шомпола, а тут пролет. Получив разрешение, бегу на техтерриторию полка, открываю мастерскую оружейную полка, открываю зип, беру по три левые и правые. Выскакиваю, закрываю навесной замок, опечатываю. И в это время сзади голос: «Ефрейтор!»
Я оборачиваюсь, стоит майор Зверев. Представляюсь и докладываю причину пребывания, и то что тянем на ОТЛИЧНО, только надо срочно устранить неисправность. Показываю щечки. Майор в ответ, типа меня не интересует ваши показатели, я так честь полка и прочее патриотично.
Он добавляет - почему вокруг мастерской песок встоптан и не заграблена территория. Я ответил и показал, что заграблена, а миномётчики тренировались с миномётами и затоптали. Он срочно заграбить. я как только устраню неисправность, так и заграблю.
Майор повёл меня с техтерритории,вышли через КТП на плац полка. Рядом та рота, а через плац штаб. Я прошу отпустить устранить неисправность. Он поворачивается и говорит:
- Я бы тебя в военное время застрелил!
Я опешил и спокойно отвечаю:
- Тов.майор, не успели бы.
- Как?
- Пока вы расстёгивали бы кобуру, я бы вас из автомата по рукам.
Он аж подпрыгнул:
- Десять суток ареста!"
-НЕ имеете таких полномочий. То командир полка, а Вы только пять.
- Пять суток ареста, иди грабить!
- Есть пять суток ареста. Пошёл ты на фуй!
И побежал устранять неисправность. Инспекторскую сдали на отлично. Вечером подхожу к старшине, подаю ремень: "Веди на губу Зверев пять суток вручил . Тот не поверил, перезвонил и отвёл.
Утром вызывают меня в караулку там стоит мой начальник артвооружения,с пятью пачками беломора и раздражённо стал ругать - почему ему не позвонил. И в конце говорит.
- Тебе краткосрочный отпуск подписан командиром полка.
- Тов. капитан, я за пять дней сфотографируюсь и документы приготовлю для отсылки через писаря полка в Легницу за паспортом гражданина СССР.
Отпускники из Польши ездили по паспортам, а не как из Германии и обратно КОМАНДАМИ. Он мне отдал папиросы, я подарил нач. караула, не курил я. По гарнизону наш полк дежурил через день в карауле. А два танковых полка в гарнизоне через два.
Вот получалось, что офицеры нашего полка были через день. Они все знали меня, выписывали писульку, посылали в мастерскую принести им шомполы, протирок и пр. Я уходил, сфоткался, приносил заказ.
Отбыл на губе, и через 15 дней пришёл мой паспорт, и я уехал в январе 1964 г. в отпуск на десять суток. Вернулся в феврале, опоздав на одни сутки, была сильная буря и поезд до Лисок не дошёл, опоздал.
Но виза была на сорок дней. В Москве пошёл купить хлеб в киоск у Белорусского вокзала, там очередь, увидев солдата - сказали бери первым. Я купил булку. Приехал в часть, дежурный через час передал чтобы я был у замполита полка в штабе.
Прибыл, а он:
- Как с хлебом в Союзе?
- Всё нормально, никаких очередей для солдат, человек по пять стоят и всё.
- Вот так и говори…
Возвращаясь из отпуска, я купил фотоаппарат за 61 руб в Воронеже, дабы продать его и расплатиться с товарищами, у кого занимал на скатёрку и покрывало(подарки) злотые. Когда сели после таможни в вагон польский, то поляк проводник прошёл и сказал, если кто что продавать будет,то только ему он всё купит.
Нас предупредили ранее бывшие в отпусках, что поляки часто обманывают. Когда пересекли все зоны и были в Польше, зашел поляк с планшетом сумкой, как у лётчиков. Там у него сотни злотые купюры стопой. И стал покупать. Я показал фотоаппарат, он посмотрел ремешок футляра (что не потёртый), я назвал цену 1200 злотых.
Он отдаёт, я пересчитываю – 1100. Говорю - доложишь? Он попытался забрать в свои руки пачку из моих рук. Я не дал и сказал - или давай 100, или товар не отдам. Поляк доложил сотню, я отдал фотоаппарат. Торг прошёл.
А при демобилизации эшелон до Легницы, Там ЗНАМЯ ГРУППЫ войск на перрон, Славянка, мимо Знамени в стоящий напротив эшелон и до Бреста. А Там салют из окон вагонов, ракеты сигнальные - двух, трёх звёздные, химические. Весело...»