«Броненосец «Потёмкин»: был ли шедевр Эйзенштейна первым цветным фильмом?
18 января 1926 года советские зрители впервые увидели знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин». Несмотря на то, что режиссеру было всего 27 лет лет, его фильм неоднократно признавали одним из лучших в истории кинематографа, который оказал огромное влияние на всю индустрию кино. С «Броненосцем «Потёмкиным» связано немало слухов и историй, вплоть до того, что долгое время он считался первым цветным фильмом. Предлагаем вам узнать самые интересные факты, скрывающиеся за созданием шедевра Сергея Эйзенштейна.
«Броненосец «Потёмкин» — немой черно-белый художественный фильм длинной в 75 минут. В основу сюжета легла реальная история, которая произошла в июне 1905 года. Команда броненосца «Князь Потемкин-Таврический» подняла восстание и захватила корабль. «Броненосец «Потёмкин» был снят на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Его премьера состоялась 5 декабря 1925 года в Большом Театре, после чего фильм был допущен к показу широкой общественности.
Первым кинотеатром, который показал «Броненосца «Потемкина» советским зрителям стал «Государственный Электротеатр», который сейчас известен как кинотеатр «Художественный» на Арбате. Те, кому удалось побывать на премьере, были просто поражены масштабностью этой кинокартины. Но всех также удивила и презентация на премьере фильма. Весь персонал кинотеатра, от билетера до киномеханика, был одет в морскую форму, а на фасаде кинотеатра была прикреплена большая модель военного корабля, а перед началом показа горнист играл гимн восстания.
Только за премьерную неделю фильм «Броненосец «Потемкин» посмотрели свыше 300 тысяч зрителей. Причем некоторые ходили на показы так часто, что могли спокойно озвучивать фильм, даже не смотря на субтитры.
Фильм был представлен с огромным триумфом, но за созданием его скрывалась совсем другая история. Комиссия по подготовке к 20-летию первой русской революции (1905 года) приняла решение, что к этой дате должен быть приурочен фильм, который покажут в декабре 1925 года на торжественном заседании в Большом театре. У Эйзенштейна были весьма сжатые сроки, так как съемки начались только в июне. Не сопутствовала съемочному процессу и хмурая ленинградская погода, поэтому срочно пришлось переезжать со всей группой и оборудованием в Одессу. А из-за коротких сроков пришлось сократить все события сценария до одного — восстание на броненосце «Потемкин». Изначально планировалось, что фильм затронет множество исторических событий (русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве) и будет сниматься во многих городах СССР.
Проблемы возникли и с самим броненосцем. К моменту съемки фильма «Князь Потемкин-Таврический» был списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Поэтому его роль в фильме исполнил находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». Но и с ним всё было не так гладко. Корабль служил складом для плавающих мин, поэтому снимать его изнутри было невозможно. Так роль внутренних помещений броненосца «Потёмкина» исполнил крейсер «Коминтерн».
Со временем шедевр Эйзенштейна, как и многие другие фильмы, подвергся цензуре. Слова Льва Троцкого в прологе были заменены цитатой Владимира Ленина, а также были вырезаны некоторые кадры. Оригинальная версия фильма была восстановлена лишь в 2005 году при поддержке руководства Фонда Deutsche Kinemathek, Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства.
Фильм «Броненосец «Потемкин» был переозвучен пять раза. В первый он вышел со звуком в 1930 году. Потом спустя 20 лет у «Броненосца» появилась новая озвучка с музыкой Николая Крюкова. И только в 1965 году вышла более известная версия с музыкой Дмитрия Шостаковича. Но на этом история не закончилась. В 2004 году «Броненосец «Потемкин» был снова переозвучен английским поп-дуэтом «Pet Shop Boys», а в 2012 году — английским композитором Майклом Найманом.
Удивительно, но «Броненосец «Потемкин» даже пришелся по вкусу Йозефу Геббельсу. 28 марта 1933 года на встрече с кинематографистами министр пропаганды Третьего рейха высоко оценил фильм, сказав: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами».
Геббельс был прав. Эйзенштейн намеренно создал свой фильм так, чтоб он вызывал у зрителя как можно больше эмоций. Из всех реальных событий в Одессе и на броненосце Сергей Эйзенштейн выбрал только самые яркие. С помощью приема «монтажа аттракционов», который режиссер изобрел в своей предыдущей картине «Стачка», Эйзенштейн соединил самые яркие, мощные и впечатляющие кадры, которые вызывали у зрителя острую эмоциональную реакцию и направляли их мысли в нужное партии русло.
«Броненосец «Потемкин» гордо величали первым цветным российским фильмом. Но единственным его цветовым элементом было красное знамя, поднятое над кораблем восставшими матросами. Ни о какой цветной пленке в то время и речи быть не могло, а красный флаг на черно-белой пленке выглядел бы черным. Поэтому во время съемок поднимали белы флаг, а позже Сергей Эйзенштейн лично раскрасил все 108 кадров, где появляется флаг. В те годы поднятие красный флаг в черно-белом фильме произвел ошеломительный эффект на зрителей. Кстати, первым фильмом, снятым на цветную киноплёнку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.
Одну из важнейших ролей в фильме исполняет Потёмкинская лестница. Кадр, в котором коляска съезжает по ступенькам, стал культовым
и впоследствии цитировался многими другими режиссерами. А некоторые даже назвали младенца «самым знаменитым актером фильма». Здесь же произошла и знаменитая сцена расстрела, которой в реальных событиях не существовало. «Сцена с матросами, которых готовили к расстрелу и покрыли брезентом, была… чистой выдумкой режиссуры! Ткань должна была символизировать саван. Отчетливо помню, как в отчаянии хватался за голову мой консультант по флотским делам, бывший морской офицер!», — писал режиссер. По словам самого Эйзенштейна, идея снять знаменитую одесскую лестницу пришла к нему, когда он сидел на этой самой лестнице, ел вишни, а косточки скакали по ступенькам. Именно после съемок фильма «Броненосец «Потемкин» главная одесская лестница получила своё название «Потёмкинская».
Уже в 1926 году «Броненосец «Потемкин» завоевал приз на Всемирной выставке в Париже, а также был признан лучшим, по мнению Американской киноакадемии. В 1958 году «Броненосец «Потемкин» вошел в число 12 лучших фильмов всех времен и народов, по мнению международного опроса кинокритиков в Брюсселе. В 1978 году он стал первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. А журнал «Sight & Sound», который каждые десять лет, начиная с 1952 года, публикует список самых значимых картин мирового кинематографа, постоянно публиковал «Броненосца «Потемкина» Эйзенштейна в этом списке. В 2010 году фильм занял третье место в списке 100 лучших фильмов мирового кинематографа» по версии журнала «Empire».
Несмотря на то, что фильм Сергея Эйзенштейна задумывался как орудие пропаганды, «Броненосец «Потёмкин» смог покорить сердца не только мировых зрителей, но также критиков и режиссеров. Фильм «Броненосец «Потёмкин» по праву считается одним из лучших творений мирового кинематографа.
автор: Елена Яковлева