Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время


Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время

Сообщений 61 страница 90 из 94

61

«Калашников» воскресит советский «Буран»

Концерн «Калашников» выкупит у госкорпорации «Ростех» 60 процентов акций НПО «Молния», участвовавшего в создании советского орбитального космического корабля «Буран».

«Вхождение НПО "Молния" в состав концерна придаст импульс развитию компетенций и экспертизы в области разработки многоразовых космических летательных аппаратов и производства ракет-мишеней различного назначения», — заявил глава «Калашникова» Алексей Криворучко.
Отмечается, что вице-премьер Дмитрий Рогозин дал закрытое поручение «по восстановлению и дальнейшему развитию работ по созданию на новой технологической основе аналога "Бурана"».

Стоимость сделки не раскрывается. В госкорпорации  подтвердили факт продажи концерну пакета акций НПО и заявили, что выполнили задачу по недопущению его банкротства, поставленную президентом России Владимиром Путиным.

Советская система «Энергия-Буран», а также американские Space Shuttle были многоразовыми средствами выведения аппаратов на орбиту. Обе программы закрыты.

Советская система состояла из космического корабля «Буран» и сверхтяжелой ракеты «Энергия». В 1980-х годах ракета стартовала два раза (оба — успешно), один из которых — вместе с «Бураном», успешно совершившим полет в автоматическом режиме.


В разработке комплекса «Энергия-Буран», как отмечается на сайте РКК «Энергия», «участвовало 1 206 предприятий и организаций почти ста министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР».

62

http://f5.s.qip.ru/iJXXcz4E.jpg

Испытательный полет в Тушино.

63

Кто же первый? «Буран» или «Шаттл»?

Сегодня принято считать, что СССР создал свой «Буран», подражая американской программе «Шаттл». На самом деле, все обстоит ровно наоборот.

В июне 1982 года ВВС Австралии обнаружили загадочный объект, который несся с гиперзвуковой скоростью. Поднятые по тревоге истребили не смогли его перехватить, и НЛО упал в Индийский океан. Все, что успели сделать австралийцы – это сфотографировать объект. После проявки выяснилось, что на снимках изображена миниатюрная копия «Шаттла», но с русскими буквами БОР на борту.
http://s1.radikale.ru/uploads/2018/9/21/4fd76d235297e4933a05f585dea6766f-full.jpg
Беспилотный орбитальный ракетоплан (так расшифровывается надпись) был задуман советскими инженерами еще в 1967 году. Всего через два года наши ученые смогли запустить в атмосферу БОР-1, длина которого составляла 3 метра, а масса – 800 килограммов. Космические аппараты БОР являются предшественниками «Бурана». На них испытывались аэродинамические модели и теплозащитные материалы. БОР-5 – это уменьшенная в восемь раз копия «Бурана».
http://s1.radikale.ru/uploads/2018/9/21/1dc41f28de09c5b0bae697ed3ac70086-full.jpg
Космический аппарат БОР-4 после полета
БОР-4 тестировался на орбите движения искусственных сателлитов, а БОР-5 – на суборбитальной. Уже четвертая версия беспилотного орбитального ракетоплана, благодаря наличию аэродинамических рулей, была способна активно маневрировать в атмосфере. Именно его и засекла австралийская ПВО в июне 1982 года над Кокосовыми островами. Принято считать, что Соединенные Штаты Америки скопировали конструкцию БОР-4, получив свои многоразовые космические корабли «Шаттл».
http://s1.radikale.ru/uploads/2018/9/21/2a11e457ac8a433ef520381d802bc071-full.jpg
Американцы давно свернули программу «Шаттл» из-за ее дороговизны, но продолжают использовать космические беспилотные технологии. Уменьшенная беспилотная версия «Шаттла» под названием X-37B сегодня является таинственным чудо-оружием США. X-37B способны годами находиться на орбите, нести ракетное, лазерное и иное вооружение, маневрировать, вести охоту за космическими аппаратами противника и наносить неотразимые удары по целям на поверхности Земли.

Также американцы создали практически полную копию советского БОРа. Речь о многоразовом космическом корабле Dream Chaser, который, как предполагается, будет использоваться для доставки астронавтов на околоземную орбиту.
http://s1.radikale.ru/uploads/2018/9/21/ab776fe21d1a63b3abca6f7f2e2cb355-full.jpg
Космический корабль Dream Chaser
Та идея, которая существовала в СССР 40 лет назад, вот ее американцы сейчас реализовали.– поясняет военный эксперт Юрий Кнутов.

В 90-е годы американцы объявили настоящую охоту за секретными советскими технологиями, и уже в скором времени получили документацию на БОР-4, что называется, на блюдечке. И по сей день аэрокосмическая отрасль Соединенных Штатов Америки активно использует созданные при работе над орбитальными беспилотниками советскими инженерами алюминиево-литиевые сплавы, а также другие наработки СССР.

64

67408,26 написал(а):

На самом деле, все обстоит ровно наоборот.

Да какая разница? Клей, которым к "Бурану" была приклеена несгораемая плитка предложили московской обувной фабрике "Скороход" для обуви......фабрика отказалась...долго обувь носится будет.....вот откуда все фирмы, которые задают своим изделиям срок работы.....

65

67424,9 написал(а):

предложили московской обув ной фабрике "Скороход" для обуви......фабрика отказалась...долго обувь носится будет.....

Тогда бы ботинки стоили как колесо от Бурана .

Отредактировано Ewgeny (21-09-2018 21:02:32)

66

67427,11 написал(а):

Тогда бы ботинки стоили как колесо от Бурана .

Не знаю.....дешевле, просто долго бы носились....выгоды фирме нет....

67

67429,9 написал(а):

выгоды фирме нет....

По сути, " скороходу" ,конкурентов не было...наша, челябинская, то же была, по качеству, не плохая фабрика, но те были моднее :crazyfun:
В учебке, на первом этаже нашей казармы, находилась каптерка заводчан, работающих по рекламациям танка Т80, ну ещё что то вроде художественной мастерской, плакаты всякие там рисовали...ещё учебные классы.Кто то из наших, снёс стенд возле дневального, на нем, различные кармашки, пластиковые, куда различные книжки уставы вставлялись...переломались :dontknow: Ну,как обычно...к утру что бы все на месте было...Вот унесли стенд к художникам, а клей, заводчане дали...к утру все исправили. Утром пацан просыпается, а у его, три пальца на ладони склеились..плохо видимо смыл, или вообще не смывал, после того как клеил..До обеда так и не разорвали...повели в санчасть...ампутировать хотели :crazyfun: Хороший клей!!!

68

На фоне всенародной заслуженной скорби по Николаю Караченцову как-то незаметно прошло еще одно скорбное событие - 25-го октября, на 90-м году жизни скончался руководитель программы "Энергия"- "Буран" Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе.
http://s8.uploads.ru/t/oJGmh.jpg

69

Буран: жизнь и внезапная смерть советского суперпроекта
https://www.radikal.kz/Ltw.jpg
Сотрудники НПО «Молния» рассказывают о создании и полете одного из самых известных орбитальных ракетопланов в истории
https://www.radikal.kz/Mtw.jpg
15 ноября 1988 года космический корабль «Буран» совершил свой первый полет. Он длился 205 минут, за это время аппарат сделал два витка вокруг Земли и совершил успешную посадку в автоматическом режиме
С тех пор «Буран» никогда больше не поднимался в воздух. И хотя формально программа существовала еще много лет, фактически все работы по ней были свернуты в начале 90-ых годов. Мы решили выяснить у самих сотрудников НПО «Молния», что же произошло с «Бураном» и каков статус проекта сейчас.
https://www.radikal.kz/Ntw.jpg
«Буран - это проект империи под названием Советский Союз - рассказывает генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова - но при этом начинала над ним работать очень небольшая группа людей: Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский и еще 20 конструкторов, которые работали над предыдущим проектом «Спираль». Основная идея и главные прорывные технологии были заложены именно ими в первый год работы. Но на реализацию всего проекта работали в итоге 2,5 млн. человек и огромное количество предприятий по всей стране».
https://www.radikal.kz/Ptw.jpg
Владимир Алексеевич Скороделов начинал работать над «Бураном» еще в 1974 году, до официального постановления правительства, и к моменту первого полета уже был заместителем главного конструктора НПО «Молния». Впервые о проекте он услышал, когда еще работал в НПО «Энергия», которому было поручено создание новой ракеты-носителя сверхтяжелого класса РЛА-130. Изначально она должна была выполнять несколько задач, в том числе ее планировали использовать и в советской лунной программе. Но проект оказался слишком дорогим, и в итоге список задач сократили до одного пункта - выведение на орбиту космического крылатого летательного аппарата - того, что в будущем станет «Бураном».
https://www.radikal.kz/Qtw.png
Перед разработчиками орбитального космического корабля стояло несколько амбициозных задач. Одной из главных, по словам Скороделова, было создание специальной теплозащиты, которая не только сохранила бы корабль от воздействиях высоких температур при входе в слои атмосферы, но и была бы многоразовой.
https://www.radikal.kz/Rtw.jpg
«Американцы при первом полете потеряли из почти 40 тысяч теплозащитных плиток потеряли 27, мы потеряли всего 6, - рассказывает Валерий Тимошенко, который работал над созданием теплозащиты «Бурана», - и это только благодаря тому, что у нас были аппараты «Бор-4», на которых мы тестировали эти плитки и получили множество полезной информации».

Эта теплозащита представляла собой небольшие плитки размером 150 на 150 мм разной толщины - от 30 до 70 мм. Каждая плитка должна была гладко сопрягаться друг с другом, при этом они должны были быть расположены так, чтоб при расширении не задевать и не ломать друг друга. Эти плитки не сгорали и могли выдержать температуру до 1500 градусов.
https://www.radikal.kz/Stw.jpg

Сам корпус «Бурана» прошел множество испытаний, на территории НПО «Молния» до сих пор функционирует зал статических испытаний, который является самым совершенным в мире с точки зрения несущих конструкций. В нем «Буран» проходил прочностные испытания. В авиации те экземпляры планеров, которые их проходят и подвергаются 100% нагрузке, принято  отправлять на металлолом. Но «Буран» под индексом БТС-001 ждала другая судьба.
https://www.radikal.kz/Ttw.jpg
Его сохранили и отправили сначала в Парк Горького, а потом на ВДНХ, где он сейчас и находится. Внутри него организован музей, в котором каждый может попробовать себя в роли пилота.

https://www.radikal.kz/Vtw.jpg

Другой уникальный цех НПО «Молния» - криотермовакуумный комплекс. В нем испытывались различные элементы «Бурана» на имитацию условий космического пространства: воздействие солнечного излучения, отраженного и собственного излучения Земли, глубокого вакуума и охлаждающего воздействия глубокого космоса. С помощью жидкого азота в камере создаются температуры ниже -180 градусов. Здесь проверяли контейнер парашютно-тормозной установки, элементы теплозащиты разных типов, отдельные элементы систем управления и многое другое
https://www.radikal.kz/Xtw.jpg
Данные, полученные после различных испытаний, - самое ценное, что осталось от программы «Буран», считает Ольга Соколова: «На сегодняшний день основная ценность нашего архива - это исследования по материалам. На «Буране» было применено огромное количество материалов, которые до этого никогда не использовались. Они проходили испытания с таким финансированием, которое сейчас не может себе позволить ни одна корпорация».
https://www.radikal.kz/Ytw.jpg
Благодаря проведенной подготовительной работе создатели «Бурана» были уверены в том, что аппарат не сгорит, но абсолютной уверенности в успехе не было, ведь подобные запуски до того еще не осуществлялись. На самом деле первый полет был запланирован на конец октября, но он был отменен Владимир Скороделов вспоминает: «Тогда не отошла кабель-мачта от ракеты-носителя. Пуск отменили, слили топливо, провели все регламентные работы. Второй пуск запланировали на 15 ноября. У меня есть предположение, что если бы тогда пуск не произошел, то его бы вообще не состоялось».
https://www.radikal.kz/Ztw.png

15 ноября полет осуществлялся в условиях за пределами метеоминимума, ветер превышал допустимые показатели. Но руководство приняло решение рискнуть и лететь. Риск оправдался: «Буран» совершил успешную посадку в автоматическом режиме. Это уникальное событие, ведь ни до ни после такой тяжелыq стотонный корабль не совершал посадку автоматически. Даже США касание и пробежку осуществляли только в ручном режиме.
https://www.radikal.kz/bvw.png
После первого полета можно было осуществить еще как минимум два запуска без материальных вложений. В частности, второй полет должен был быть пилотируемым, а уже третий должен был взять на борт на 30 суток огромное количество полезного груза: экспериментальные установки по производству новых материалов в условиях вакуума. Но ни второй ни третий полет так и не состоялись.

В Настоящий момент программа официально закрыта правительством. Критерием являлось то, что НПО «Молния» получила определенные выплаты по произведенным работам.
https://www.radikal.kz/cvw.jpg





Калашников Медиа

Новостной редактор

Сотрудники НПО «Молния» рассказывают о создании и полете одного из самых известных орбитальных ракетопланов в истории

15 ноября 1988 года космический корабль «Буран» совершил свой первый полет. Он длился 205 минут, за это время аппарат сделал два витка вокруг Земли и совершил успешную посадку в автоматическом режиме.

_Q3A2352.jpg

С тех пор «Буран» никогда больше не поднимался в воздух. И хотя формально программа существовала еще много лет, фактически все работы по ней были свернуты в начале 90-ых годов. Мы решили выяснить у самих сотрудников НПО «Молния», что же произошло с «Бураном» и каков статус проекта сейчас.

_P8A9658.jpg

«Буран - это проект империи под названием Советский Союз - рассказывает генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова - но при этом начинала над ним работать очень небольшая группа людей: Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский и еще 20 конструкторов, которые работали над предыдущим проектом «Спираль». Основная идея и главные прорывные технологии были заложены именно ими в первый год работы. Но на реализацию всего проекта работали в итоге 2,5 млн. человек и огромное количество предприятий по всей стране».

_38I2364.jpg

Владимир Алексеевич Скороделов начинал работать над «Бураном» еще в 1974 году, до официального постановления правительства, и к моменту первого полета уже был заместителем главного конструктора НПО «Молния». Впервые о проекте он услышал, когда еще работал в НПО «Энергия», которому было поручено создание новой ракеты-носителя сверхтяжелого класса РЛА-130. Изначально она должна была выполнять несколько задач, в том числе ее планировали использовать и в советской лунной программе. Но проект оказался слишком дорогим, и в итоге список задач сократили до одного пункта - выведение на орбиту космического крылатого летательного аппарата - того, что в будущем станет «Бураном».

Снимок экрана 2018-11-14 в 22.15.01.png

Фото Роскосмос

Перед разработчиками орбитального космического корабля стояло несколько амбициозных задач. Одной из главных, по словам Скороделова, было создание специальной теплозащиты, которая не только сохранила бы корабль от воздействиях высоких температур при входе в слои атмосферы, но и была бы многоразовой.

_38I2369..jpg

«Американцы при первом полете потеряли из почти 40 тысяч теплозащитных плиток потеряли 27, мы потеряли всего 6, - рассказывает Валерий Тимошенко, который работал над созданием теплозащиты «Бурана», - и это только благодаря тому, что у нас были аппараты «Бор-4», на которых мы тестировали эти плитки и получили множество полезной информации».

Эта теплозащита представляла собой небольшие плитки размером 150 на 150 мм разной толщины - от 30 до 70 мм. Каждая плитка должна была гладко сопрягаться друг с другом, при этом они должны были быть расположены так, чтоб при расширении не задевать и не ломать друг друга. Эти плитки не сгорали и могли выдержать температуру до 1500 градусов.

_P8A0307.jpg

Сам корпус «Бурана» прошел множество испытаний, на территории НПО «Молния» до сих пор функционирует зал статических испытаний, который является самым совершенным в мире с точки зрения несущих конструкций. В нем «Буран» проходил прочностные испытания. В авиации те экземпляры планеров, которые их проходят и подвергаются 100% нагрузке, принято  отправлять на металлолом. Но «Буран» под индексом БТС-001 ждала другая судьба. 

_Q3A2365.jpg

Его сохранили и отправили сначала в Парк Горького, а потом на ВДНХ, где он сейчас и находится. Внутри него организован музей, в котором каждый может попробовать себя в роли пилота.

_P8A9749.jpg

Другой уникальный цех НПО «Молния» - криотермовакуумный комплекс. В нем испытывались различные элементы «Бурана» на имитацию условий космического пространства: воздействие солнечного излучения, отраженного и собственного излучения Земли, глубокого вакуума и охлаждающего воздействия глубокого космоса. С помощью жидкого азота в камере создаются температуры ниже -180 градусов. Здесь проверяли контейнер парашютно-тормозной установки, элементы теплозащиты разных типов, отдельные элементы систем управления и многое другое.

_P8A9828.jpg

Данные, полученные после различных испытаний, - самое ценное, что осталось от программы «Буран», считает Ольга Соколова: «На сегодняшний день основная ценность нашего архива - это исследования по материалам. На «Буране» было применено огромное количество материалов, которые до этого никогда не использовались. Они проходили испытания с таким финансированием, которое сейчас не может себе позволить ни одна корпорация».

_38I2406.jpg

Благодаря проведенной подготовительной работе создатели «Бурана» были уверены в том, что аппарат не сгорит, но абсолютной уверенности в успехе не было, ведь подобные запуски до того еще не осуществлялись. На самом деле первый полет был запланирован на конец октября, но он был отменен Владимир Скороделов вспоминает: «Тогда не отошла кабель-мачта от ракеты-носителя. Пуск отменили, слили топливо, провели все регламентные работы. Второй пуск запланировали на 15 ноября. У меня есть предположение, что если бы тогда пуск не произошел, то его бы вообще не состоялось».

Снимок экрана 2018-11-14 в 22.22.07.png

Фото Роскосмос

15 ноября полет осуществлялся в условиях за пределами метеоминимума, ветер превышал допустимые показатели. Но руководство приняло решение рискнуть и лететь. Риск оправдался: «Буран» совершил успешную посадку в автоматическом режиме. Это уникальное событие, ведь ни до ни после такой тяжелыq стотонный корабль не совершал посадку автоматически. Даже США касание и пробежку осуществляли только в ручном режиме.

Снимок экрана 2018-11-14 в 22.23.43.png

Фото Роскосмос

После первого полета можно было осуществить еще как минимум два запуска без материальных вложений. В частности, второй полет должен был быть пилотируемым, а уже третий должен был взять на борт на 30 суток огромное количество полезного груза: экспериментальные установки по производству новых материалов в условиях вакуума. Но ни второй ни третий полет так и не состоялись.

В Настоящий момент программа официально закрыта правительством. Критерием являлось то, что НПО «Молния» получила определенные выплаты по произведенным работам.

_Q3A2123.jpg

Сейчас «Буран» остается одним из самых популярных советских космических аппаратов. Экскурсовод павильона «Космос» на ВДНХ, где выставлено множество частей корабля, Артем Минин рассказывает: «У меня часто бывают группы, в которых находятся люди, которые говорят, что у них кто-то из родственников принимал участие в создании «Бурана». У меня лично тетя работала над изучением теплозащиты корабля. Неудивительно, раз более 2 млн. человек так или иначе были задействованы в этих работах. До сих пор у людей это вызывает ностальгию, у кого-то слезы, ведь люди вложили годы жизни и труда в этот проект. И, конечно, для них закрытие программы было большой трагедией».

70

71

Наш "Буран" в Германии
В настоящее время отечественный "Буран" - один из ключевых экспонатов Технического музея в немецком городке Шпайер. На самом деле, это не настоящий космический челнок, а летающий (вернее, летавший в своё время) прототип "Бурана" ОК-ГЛИ № 002 ("Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний") с бортовым номером СССР-3501002. Он был построен в 1984 г. в рамках программы "Энергия - Буран" под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского.
В 1985-1988 гг. прототип "Бурана" (далее для простоты я буду его называть "Бураном") совершил 24 полёта, чаще всего им управляли лётчики Игорь Волк и Римантас Станкявичюс.
Кабина рассчитана на двоих лётчиков и оборудована катапультируемыми креслами К-36Л.
Двигатели семейства АЛ-31 штатно использовались на самолётах Су-27.
Путь "Бурана" в этот музей был непростым. НПО "Молния" всячески пыталось избавиться от "непрофильного актива" и несколько раз пыталось продать или хотя бы сдать в лизинг "Буран" нашим зарубежеым "партнёрам". В результате "Буран" побывал в Сиднее, Бахрейне и, после ряда судебных процессов, остановился в Шпайере. Судя по всему, немецкие музейщики оказались первыми, кто не попытался "кинуть" НПО "Молния". С 2008 г. "Буран" является главным экспонатом космического отдела Технического музея в Шпайере.
Очень жаль, что настоящий "Буран", летавший в космос в автоматическом режиме ("Изделие 1.01"), был преступно брошен в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома "Байконур", долгие годы ветшал и разграблялся и был окончательно уничтожен при обрушении крыши в 2002 году.

Получается, что немцы сохраняют нашу историю лучше, чем мы сами? http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/97906.gif

72

Российский шаттл на космодроме Байконур, русский советский шаттл
«Буран» — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКК), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Один из двух реализованных в мире орбитальных кораблей МТКК, «Буран» был ответом на аналогичный американский проект «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года.

73

74

РОСКОСМОС представляет уникальные архивные кадры подготовки и запуска многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран".

75

76


Покорение космоса - этой мечтой и ее воплощением жили целые поколения тружеников украинской космической промышленности. Темпы космической гонки открывали науке невиданные доселе горизонты, перебрасывая человечество сразу на поколения вперед. За несколько десятилетий ученые и конструкторы сделали реальными самые фантастические идеи.

В реализации многих великих проектов в этой области принимали участие украинские конструкторы. Например, советскую модель космического корабля-челнока многоразового использования "Буран" создал киевлянин Глеб Лозино-Лозинский. Украинские предприятия участвовали в разработке уникального комплекса системы "Буран-Энергия". Самый большой в мире и самый мощный транспортный самолет, который позволял транспортировать даже космические корабли "Буран" и который внесен в Книгу рекордов Гиннеса, создан киевским Конструкторским бюро имени О.К.Антонова и название получил - "Мрія".

"Мечта – это бесконечность человеческой мысли и желания, то, что ведет нас вперед и никогда не исчезнет, пока жив человек на планете. И если родился самолет на этой земле, пусть несет на своем борту слово из ее языка – "Мрiя", - сказал однажды генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова, Герой Украины Петр Васильевич Балабуев.

"Буран", "Энергия" и "Мрія" появились на свет благодаря согласованной работе миллионов людей. Людей, движимых одной общей мечтой.

В фильме "Небо. Самолет. Мечта" используется уникальное архивное видео АНТК им. Антонова, которое раньше нигде не демонстрировалось. Кроме того, в картине много эксклюзивных интервью: с космонавтом Леонидом Каденюком, с летчиком-испытателем Александром Галуненко, с конструкторами - непосредственными создателями самолетов "Руслан" и "Мрія".

77

«Ураган» — советский многоразовый космический корабль

«Ураган» (Энергия-2) — один из самых амбициозных проектов СССР. Он зародился ещё в начале 1980-х годов и представлял собой уникальную многоразовую космическую систему в облике двухступенчатой тяжёлой ракеты. На первой ступени находились четыре боковых ускорителя, вторая же представляла собой орбитальный космолёт. Если его рассматривать отдельно, он напоминал «Буран».

https://i.imgur.com/KRNAfiwl.jpg
Космолёт оборудовался тремя маршевыми двигателями, а также системой коррекции траектории. Размах его крыльев составлял 26 метров, а грузоподъёмность — до 40 тонн. Нижнюю половину аппарата планировалось оснастить теплозащитой для устойчивости во время посадки к высоким температурам (до 1500° С) в результате трения об атмосферу.
Каждый из боковых ускорителей оснащался керосиновым двигателем и парашютом. После отделения от системы он совершал мягкую посадку и подготавливался ко вторичному использованию. Космолёт после своего орбитального путешествия, также самостоятельно возвращался на аэродром с укреплённой ВПП. Эти особенности делали «Ураган» максимально экономной и эффективной концепцией.

Под головным обтекателем «Урагана» размещался полноценный космический корабль, который мог быть как беспилотным, так и пилотируемым. Когда ракета выходила на нужную орбиту, её обтекатель откидывался, а после выгрузки аппарата в открытый космос закрывался обратно.
«Ураган» полностью разработали в конце 1980-х годов. К сожалению, вместе с распадом СССР столь перспективный проект был отложен, а затем окончательно закрыт.

78

Брошенный и забытый: полуразрушенный прототип советского  «Бурана»
https://i.imgur.com/58tn0uml.jpg
В дальнем уголке аэродрома в Жуковском Московской области находится уникальный прототип многоразового космического корабля «Буран». Он полностью сделан из дерева!
Как оказалось, до недавнего времени существовал ещё один редчайший деревянный прототип этого летательного аппарата.
Благодаря фотографу Александру Маркину, у нас сохранилась возможность увидеть этот кусочек славной советской истории освоения космоса.
https://i.imgur.com/zleWwGul.jpg
Эта деревянная модель «Бурана», использовавшаяся для испытаний в аэродинамической трубе, была обнаружена в дальнем уголке аэродрома в Жуковском московской области.
https://i.imgur.com/zN5CIGel.jpg
В течение долгих лет он стоял под открытым небом и потихоньку гнил, пока его не нашёл и запечатлел фотограф Александр Маркин.
https://i.imgur.com/JfzJzJUl.jpg
Только благодаря Александру, мы можем сейчас увидеть этот уникальный макет «Бурана», так как вскоре после создания этих снимков, он был уничтожен.
https://i.imgur.com/pg4ovoWl.jpg
Во время работ над программой советского космического корабля многоразового использования всего было создано 85 моделей для испытаний в масштабе от 1:3 до 1:550.
https://i.imgur.com/UNH9tevl.jpg
Так и осталось невыясненным, как долго находилась под открытым небом данная модель. Программа «Буран» была свёрнута, после распада СССР.
https://i.imgur.com/wmi6jd2l.jpg
https://i.imgur.com/VBfNvTdl.jpg

По мнению фотографа, деревянный «Буран» находился под открытым небом не менее 20 лет.
https://i.imgur.com/eqTQcAZl.jpg
К сожалению, эта часть славной советской истории освоения космоса так никого и не заинтересовала и модель была разрушена. Оставим это на совести чиновников, исповедующих показушный патриотизм, но в действительности ничего не делающих для своей страны.

Отредактировано Государкин Сергей (28-04-2019 11:40:31)

79

Повезло побывать внутри "Бурана": реальные фото с Байконура

https://i.imgur.com/upJssMxl.jpg

Все ничего, вот только педали управления расположены очень странно, и ноги задраны чуть ли не за уши. Может это спортивная посадка? ⠀

Когда я опубликовал это фото в своем Инстаграм, некоторые подписчики усомнились в правдивости фото, указывая, что единственный «Буран» был уничтожен в результате разгильдяйства.

Так все-таки, жив «Буран» или нет? Если он уничтожен, то как можно его увидеть в живую, да еще и побывать внутри?
https://i.imgur.com/wM6rmIil.jpg

11 июня
73 тыс. просмотров
66 тыс. дочитываний
2 мин.
73 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
66 тыс. дочитываний, 90%. Пользователи, дочитавшие до конца.
2 мин. Среднее время дочитывания публикации.
Повезло побывать внутри "Бурана": реальные фото с Байконура

Все ничего, вот только педали управления расположены очень странно, и ноги задраны чуть ли не за уши. Может это спортивная посадка? ⠀

Когда я опубликовал это фото в своем Инстаграм, некоторые подписчики усомнились в правдивости фото, указывая, что единственный «Буран» был уничтожен в результате разгильдяйства, о котором я как раз рассказывал в предыдущей публикации.

Так все-таки, жив «Буран» или нет? Если он уничтожен, то как можно его увидеть в живую, да еще и побывать внутри?

О нелепой и печальной судьбе единственного летавшего в космос советского шаттла известно многим, но мало кто знает, что есть и другие «Бураны» — не летавшие в космос рабочие и испытательные образцы.

Один из таких «Буранов» стоит на Байконуре, около музея космодрома.

Это рабочий образец-макет, который изготовили для отработки всех технологических операций с шаттлом, включая даже заправку. В нем нет двигателя и оборудования на борту, зато есть совершенно полноценная кабина, которую готовили для пилотируемых пусков.
https://i.imgur.com/jDJoUfJl.jpg
Кабина «Бурана», которую компоновали и тестировали для следующих, уже пилотируемых полетов в космос.
https://i.imgur.com/VVrgV0hl.jpg
К сожалению, до запуска «Бурана» с космонавтами на борту дело так и не дошло и все закончилось после первого же, пусть и сверхуспешного пуска. Помешал развал СССР, который ударил тяжелым молотом по крайне чувствительной космической отрасли и программа «Буран» фактически оказалась свернутой...
https://i.imgur.com/xAvfL61l.jpg
https://i.imgur.com/twPNzhtl.jpg
https://i.imgur.com/qPaVGBYl.jpg
https://i.imgur.com/DJYBmX9l.jpg
Интересно, что полностью готовых образцов, способных летать, помимо побывавшего в космосе челнока, было еще два.

На одном проводили летные испытания в атмосфере до космического пуска (он погиб во время одного из полетов).

Еще один был полностью готов ко второму космическому полету и стыковке со станцией «Мир», но... Сейчас этот корабль находится в монтажно-заправочном корпусе на Байконуре ... в не очень хорошем состоянии.
https://i.imgur.com/JAWIaStl.jpg
https://i.imgur.com/IuJKnK4l.jpg
https://i.imgur.com/EPci6kjl.jpg
https://i.imgur.com/mp2b6zll.jpg

Также было изготовлено около 10 рабочих макетов для отработки различных операций и тестирований и несколько полноценных «Буранов» разной степени готовности (от 10 до 50%). Сейчас все эти образцы либо распилены, либо разграблены.

80

Один стоял в ЦПКиО им. Горького... Потом куда-то увезли...https://i.imgur.com/MXWk5TYm.jpg
https://i.imgur.com/U1jvgJym.jpg
--
ps://i.imgur.com/0yukrs9m.jpg[/img][/url]
Снято в 2005 году...

Отредактировано Владимир Е Коваленко (06-08-2019 19:27:03)

81

76877,5187 написал(а):

Снято в 2005 году...

Так его вроде на ВВЦ (ВДНХ) перетащили, когда начали восстанавливать павильон Космос? http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/97906.gif

Их (буранов) еще целая куча в разной степени сборки стояла на Тушинском машиностроительном заводе... Видел своими глазами, когда это самый завод вместо буранов пытался освоить в лихие девяностые выпуск автобусов "Икарус" с нашим алтайским мотором и курганской коробкой...

82

76907,26 написал(а):

Их (буранов) еще целая куча в разной степени сборки стояла на Тушинском машиностроительном заводе... Видел своими глазами, когда это самый завод вместо буранов пытался освоить в лихие девяностые выпуск автобусов "Икарус" с нашим алтайским мотором и курганской коробкой...

Информация от 9 августа 2018 г.

Собравший "Буран" завод выставили на продажу на сайте объявлений.
https://www.interfax.ru/russia/624574

Выводы каждый делает сам.

83

76910,1522 написал(а):

Информация от 9 августа 2018 г.

76910,1522 написал(а):

Выводы каждый делает сам.

Удивительно, что он так долго продержался... Уже в 2004-2005 там был проходной двор.. Я жил там рядом на "Сходненской" так уже тогда практически у предприятия не было забора и вроде как территория не сильно то и охранялась... Затем я переехал на другой конец Москвы и считал что его территорию уже застроили... Уже тогда об этом вовсю велись разговоры... :dontknow:

84

Как в 2002 г. на Байконуре угробили «Буран»: феерия русского разгильдяйства
https://i.imgur.com/kbd8rBAl.jpg
Многоразовый космический корабль «Буран» вместе с ракетоносителем «Энергия» на хранении в МИК площадки 110 за год до трагедии.

Это позорнейшая история.

Так тупо и бездарно погубить уникальный космический корабль, который оказался значительно технологичнее и надежнее американских шаттлов того времени, и при определенных условиях, мог бы еще летать в космос и возвращаться… Нет слов!

Строители, такие строители: злости на них не хватает.

На фото ниже — монтажно-испытательный комплекс (МИК) на площадке 110, в котором стоял «Буран» и в котором он был уничтожен в одно прекрасное майское утро.

Как это произошло?
https://i.imgur.com/EEbjeIHl.jpg
Утром 12 мая 2002 года на «Буран» вместе ракетоносителем «Энергия» … обрушилась крыша! Вместе с 8-ю рабочими, которые её в этот момент ремонтировали и которые это обрушение спровоцировали.

Погибли все рабочие, были полностью разрушены единственный летавший в космос «Буран» и единственный экземпляр ракетоносителя «Энергия» для него, а также демонстрационный макет.

Позже останки «Бурана» пили распилены(!) работниками космодрома на металлолом (!!) и по-тихому проданы (!!!). Кроме того, также по-тихому были сначала списаны, а потом проданы китайцам три макета перспективного на тот момент двигателя РД-0120 для сверхтяжелых ракетоносителей.
https://i.imgur.com/bjCxNG1l.jpg
Так выглядели останки «Бурана» и «Энергии» на следующий день после обрушения крыши ангара. Фото — Буран.ру
К трагедии привели две причины: безалаберность рабочих, которые ремонтировали крышу и всеми любимые ошибки при проектировании МИКа.

Уже позже выяснилось, что если бы не было ошибок при проектировании, обрушение крайней опоры крыши по вине рабочих не привело бы к обрушению всех 28 тысяч квадратных метров крыши и тотальному разрушению ценных и уникальных космических аппаратов.
https://i.imgur.com/75bkISll.jpg
Вид на монтажно-испытательный комплекс после обрушения. Стрелкой указан 5-й пролет кровли, под которым стояли «Буран» с «Энергией». Фото — https://www.kik-sssr.ru
Когда читаешь хронологию произошедшего, поражаешься степени безответственности и бездумия рабочих, которые ремонтировали постоянно протекающую кровлю. В то утром строителям привезли рубероид, который они должны были раскатывать на крыше. Рабочие поднимали его наверх подъемником и складывали в дополнение к рубероиду, привезенному накануне.

Складывали друг на друга, в одном месте - все 10 тонн. Естественно, это привело к превышению расчетной нагрузки на кровлю в 100 кг на кв.м, и в 9.40 утра ферма, над которой складывали рубероид, подломилась. Она обрушилась вниз вместе с рубероидом и частью крыши.
https://i.imgur.com/E1PU3gxl.jpg

Все это происходило с самого края и … не должно было привести к полному обрушению всей крыши! Все специалисты в один голос утверждали, что крыша максимум могла потащить за собой соседнюю ферму, но уж никак не остальные в этом пролёте и, тем более, не связанные между собой (!) соседние пролёты.

Но под кровлей подломились все фермы, словно плашки домино и крыша обрушилась полностью.
https://i.imgur.com/TMldZzSl.jpg
https://i.imgur.com/UVZUwIql.jpg
Позже выяснилось, что первая ферма упала прямо на бак «Энергии», который, хоть и был без топлива, но находился под давлением (150-тонные баки пустым не способны выдерживать нагрузку и хранятся под избыточным давлением в 1,2 атмосферы). В результате бак сдетонировал, создав ударную волну, которая подломила остальные фермы.

Расследование показало, что при проектировании здания были допущены ошибки в способе крепления колонн и надколонников (он не был жестким), из-за чего колонны не могли противостоять изгибающему моменту, хотя были должны. Если бы крепеж был жестким, колонны соседних ферм просто бы погнулись и не потащили за собой крышу и остальные колонны, создавая эффект домино.

Первая ферма упала из-за нарушения технологии работ, проводимых казахской фирмой, но вся крыша в трех гигантских пролетах казахского корпуса упала из-за проектной  ошибки российской компании – ОАО "Ипромашпром".
В случае обнародования этих результатов расследования Казахстан имел полное право потребовать от российской стороны (и за ее счет) полного восстановления корпуса и выплаты всех компенсаций. Поэтому по требованию И.Клебанова истинная причина не только не попала в официальные документы гос.комиссии, но и была скрыта от большинства ее членов.
По свидетельству начальника отдела промышленных и гражданских сооружений ЦНИИПСК, заслуженного строителя России Геннадия Вячеславовича Калашникова, об истинных причинах разрушения (ошибке проектировщиков) знали всего 4 человека: он сам, И.Клебанов, Ю.Коптев и представитель "Ипромашпрома». - ист. http://www.buran.ru/htm/foto7.htm
Вот так глупо и позорно погиб единственный советский многоразовый космический корабль, а вместе с ним восемь строителей, из-за которых обрушилась злосчастная крыша...

85

76907,26 написал(а):

Их (буранов) еще целая куча в разной степени сборки стояла на Тушинском машиностроительном заводе... Видел своими глазами, когда это самый завод вместо буранов пытался освоить в лихие девяностые выпуск автобусов "Икарус" с нашим алтайским мотором и курганской коробкой...

даже такой был

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/It_no_longer_exists._Wind_tunnel_wooden_model_1_3_scale_of_Buran_is_at_the_far_corner_of_Zhukovsky_airfield._%2811137924623%29.jpg

86

77159,351 написал(а):

даже такой был

Подробнее про него пост №78 в этой же теме... :dontknow:

87

Документальный фильм о подготовке и первом полете многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран"

88

89

«Скиф»: взлет и падение

27 января 1976 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №132-51 «О разработке МКС «Буран» намечалась постройка многоразовой космической транспортной системы (МКТС) небывалых размеров и веса.

https://i.imgur.com/xMx8dOJl.jpg

Ракета-носитель «Энергия» со «Скифом» на борту Разработка МКТС развернулась после выхода очередного Постановления от 17 февраля 1976 года, но проектные исследования начались еще в 1975 году по инициативе В.II. Глушко в НПО «Энергия». Оно и стало головным по проекту.   Базировался проект не на идеях экономической целесообразности, а на престижных, научных и военных интересах. И уже поэтому вряд ли можно согласиться с теми, кто не устает повторять, что система «Буран»-«Энергия» воплотила лучшие достижения мировой науки и техники. Предостаточно несуразностей и неграмотных решений воплощено в металле при создании, скромно говоря, отдельных систем и агрегатов.   И тем не менее мы гордимся, гордимся заслуженно, этим творением наших рук, умов. И символично название «Энергия»: ведь столько энергии, сил, нервов вложили тысячи тогда еще советских людей в создание этого грандиозного ракетного комплекса.   Но «Энергия», получившая индекс 11К25, «умерла», едва научившись летать.   Задача создания планера орбитального корабля (ОК) была возложена на Министерство авиационной промышленности. Для ее реализации на базе трех КБ было образовано специализированное предприятие п/я В-8058 во главе с генеральным директором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинеким, ставшее головным по разработке планера ОК «Буран». Предприятие стало именоваться НПО «Молния».   В качестве основной производственной базы для изготовления «Бурана» был выбран Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ). Директором завода был выпускник ХАИ 1961 года Сурен Григорьевич Арутюнов.       86 министерств и ведомств, 1286 предприятий было задействовано в разработке этой транспортной системы. Почти миллион человек в самых различных сферах деятельности участвовало в этом грандиозном проекте. До «либеризации» цен за 10 лет на него потрачено 15,5 миллиардов рублей.   Следует заметить, что каждый двигатель любой PH должен поступать на космодром для проведения натурных испытаний после автономного прожига и в составе PH. Для «Энергии» последнее было неосуществимо. Поэтому для подтверждения правильности функционирования пневмогидравлической, электрической и огневой схемы двигательной установки PH 11К25 на космодроме и был создан УКСС (Универсальный комплекс стенд-старт). А вот для оценки правильности собранной ДУ второй ступени (блока «Ц») и ее функционирования был предусмотрен в обязательном порядке кратковременный прожиг двигателей блока «Ц». И 25 апреля 1986 года огневое испытание экспериментального образца №5С открыло дорогу в космос изделию №6СЛ.   Еще в ноябре 1984 года главный конструктор по ракете 11К25 Б.И. Губанов предложил экспериментальное изделие №6С (стендовое, предназначенное для огневых испытаний, для «прожига» всей связки двигателей) сделать в летном варианте. Затем с предложением переделать ракету стендовую в летную он вышел к Генеральному конструктору В.П. Глушко. Такое решение приближало начало летных испытаний ракеты «Энергия» на целый год.   После длительных споров «добро» на «пробный полет» было получено, и ракете присвоили №6СЛ (стендоволетная).   Пуск ракеты УКСС не предусматривал. Но на совещании, когда принималось такое кардинальное решение, Министр дал согласие: «Делайте, но УКСС должен остаться целым и невредимым». При пуске ракете было необходимо штатно отработать хотя бы 30 секунд: такого времени хватало ей для выхода всех бортовых систем и двигателей на установившийся режим полета (с получением по телеметрии необходимых данных) и ухода ракеты на безопасное расстояние от УКСС.   «Буран» не был готов к полетам в космос, и оказались перед фактом, что пускать 6СЛ не с чем. Тогда поступило предложение руководителю КБ «Салют» (предприятие п/я Р-6601) Д.А. Полухину сделать действующий макет космического аппарата (КА) из разрабатываемых в то время и там взялись сделать демонстрационный макет весом почти 100 тонн. В КБ уже несколько лет велась работа над космической станцией — носителем лазерного оружия для поражения головных частей баллистических ракет.   Когда работы в монтажно-испытательном корпусе были завершены, 11 февраля 1987 года огромный установщик массой 3,5 тыс. тонн изделие 6СЛ с помощью четырех синхронизированных мощных тепловозов отправилось в сторону старта, на свой заключительный этан проверок на УКСС. Отсюда был запланирован его пуск.

https://i.imgur.com/Q2vFVdEl.jpg
Комплекс «Скиф ДМ» («Полюс») - ракета-носитель «Энергия» на транспортировщике В качестве полезной нагрузки на посадочных местах ОК «Буран» находился КА «Скиф- ДМ» (демонстрационный макет, изделие 17Ф19ДМ), который представлял собой макет орбитальной станции 17Ф19Д «Полюс» (разработки КБ «Салют») массой 80 тонн. На его борту написали еще одно имя — «Мир-2», наверное для солидности. Макет был оснащен бортовыми приборами из системы 11М831 (СУ транспортного корабля снабжения орбитальной станции «Алмаз»), «Полюс» выглядел несравненно внушительней, чем базовый блок уже действующей станции «Мир», внушительней, чем каждый из ее модулей: «Квант», «Кристалл», «Спектр» или «Природа», разработанные в КБ «Салют».   Этим запуском должна была состояться демонстрация возможностей так и не состоявшейся станции «Полюс» (изделие 17Ф19Д) — системы анти- СОИ — выпуском бариевого облака и демонстрацией лазерного прицеливания: на борту макета находился имитатор лазерной установки. Но на этапе полной готовности к запуску аппарата «Скиф-ДМ» свыше пришло «Нельзя!», так как к этому времени было подписано соглашение с Соединенными Штатами о прекращении подобных разработок и, тем более, экспериментов в околоземном космическом пространстве.       «Энергия» фактически не ракета-носитель, а ускоритель (баллистическая ракета). Она не могла сама выводить на орбиту полезные грузы. Для этого нужна еще одна ступень— доразгонный блок для доразгона КА до первой космической скорости.   Так, например, на орбиту ОК «Буран» потом доводился до космической (орбитальной) скорости с помощью двух своих кислородно-керосиновых ЖРД системы орбитального маневрирования тягой по 8,5 тс каждый. Чтобы «добрать» недостающую скорость, еще дважды, в общей сложности на 100 секунд, запускались маршевые двигатели (2 шт.), Это двигатели доразгона — они работали только при выводе на орбиту и при торможении перед сходом с орбиты для возвращения на Землю.   Имел собственную двигательную установку и «Скиф-ДМ» — группу корректирующих двигателей и два маршевых ЖРД тягой по 40 тонн, назначение которых — довыведение на рабочую орбиту самого КА.   3 февраля 1987 года «Скиф-ДМ» был состыкован с ракетой-носителем 11К25 и на следующий день комплекс вывезли на УКСС.

https://i.imgur.com/eLeN8AAl.jpg
Установка на стартовую позицию комплекса «Скиф ДМ» («Полюс») - ракета-носитель «Энергия» По заведенной традиции, под колеса двигающегося установщика на рельсы положили несколько медных монеток. Монетки превратились в незатейливый сувенир.   Транспортировка ракеты до УКСС из МИКа длилась около 3,5 ч., около грех часов — установка пакета в вертикальное положение.   После закрепления ракеты и отвода установщика начались работы по пристыковке заправочно-сливных коммуникаций, электросвязей, площадок, плат. Были проведены первые виды испытаний, контроль исходного состояния всех систем и автономные проверки бортовой системы управления ракеты. После двух суток проведения тестовых проверок приступили к комплексным испытаниям ракеты, которые, по сути, имитируют ее полет в наземных условиях — производится проверка надежности ее функционирования и реагирования на возможные отказы. Проверялись все элементы пневмогидравлической системы, ее функционирование.   А ракета стояла на старте, красивая и загадочная.   Шел неумолимый отсчет времени.       Вот задействованы системы пожаро-взрывопредупреждения.   Непрерывно работает система термо-статирования, создающая необходимые температурные условия работы приборов бортовых систем.   За два часа до старта началась заправка компонентами топлива. Перед этим была выполнена продувка наземных магистралей жидкого водорода и кислорода, затем продувка баков через заправочные магистрали: бак жидкого кислорода — газообразным азотом, а бак водорода — сначала газообразным азотом до полного замещения атмосферного воздуха, затем азотная среда была заменена водородной.

https://i.imgur.com/ngOQDTql.jpg
РН «Энергия» с КА «Полюс» на стартовом столе Дренажные клапаны на баках открыты. Проводится захолаживание баков, затем — медленная заправка до отметки 2% и быстрая заправка до отметки 98%: вначале заправляются кислородные баки блоков Ц и А,. Заправка происходит с расходом 18,925 м3/мин для жидкого водорода и 45,42 м3/мин для жидкого водорода. Полная заправка достигается уменьшенным расходом и далее поддерживается небольшой расход на подпитку баков до закрытия дренажных клапанов.   Вот баки заправлены, ведется термостатирование криогенных компонентов, корректировка уровней с дозаправкой.   Одновременно все системы приводятся в режим «основной работы» — штатный режим подготовки и пуска ракеты.

https://i.imgur.com/YesAFAjl.jpg
Технологический макет космического аппарата Скиф-Д (17Ф19Д) в цехе завода им. Хруничева. 1988 год Предпусковой наддув бака жидкого кислорода начинается за 2 мин. и 23 с до старта, жидкого водорода — за 1 мин. и 20 с. Предпусковой наддув в обоих баках обеспечивается гелием из наземных систем до начала подъема ракеты во время старта и расстыковки разделительных соединений.   В процессе заправки необходимо было управлять более чем четырьмя тысячами исполнительных органов, обеспечивая заправку всех баков ракеты-носителя и космического аппарата.   При этом учитывалась и выдавалась в командный пункт информация о средней температуре жидкого водорода и уровне компонента в каждом баке с точностью до десяти миллиметров. Это требование было связано с очень сложной схемой взаимного механического воздействия блока Ц, блоков А и корабля — при заправке водородный бак по длине уменьшался на 250 мм. Конструкция “дышала”.   Легко себе представить, что такого объема информация в режиме проводимых работ, особенно в режиме полета, не может быть переварена даже специалистом.       Обратимся к разъяснениям В.М. Караштина, ответственного за разработку смежными организациями системы управления «Энергии»: "Важной особенностью технологического графика подготовки пуска ракетно- космической транспортной системы “Энергия” является наличие большого числа протекающих одновременно процессов, а также необходимость их строгой синхронизации по времени. Только высокая степень автоматизации всего процесса предстартовой подготовки и пуска дала возможность обеспечить это условие. Причем, если в первый период подготовки и на этапе заправки лидирующую роль в синхронизации играет автоматизированная система управления стартовым комплексом, которая имеет некоторую возможность изменять шкалу времени и то во вполне определенных расчетных пределах, то с момента начала подготовки к пуску бортовых систем контроля и управления эта роль переходит к системе управления запуском двигателей и полетом. Она включается за несколько десятков минут и работает по жесткой временной программе. Сбой в работе любой системы на этом последнем этапе приводит к изменению или времени пуска в зависимости от категории неисправности, или к отмене. Из этого обстоятельства вы-текает особо жесткие требования к надежности систем, с одной стороны, и невозможность вмешательства в про-цесс подготовки, с другой».   Первый пуск ракеты «Энергия» (со «Скифом» на борту) состоялся 15 мая 1987 года в 21.30.02 московского времени со специального стенда экспериментальных и испытательных работ УКСС (сооружение 17П31 на 250-й площадке космодрома «Байконур») по трассе с наклонением 64,4°.   Тогда «Энергия» получила индекс 14А02 (изд. 6СЛ/К25), модуль «Скиф- ДМ» — индекс 11С25.   Этот пуск был одинаково «завоеван» и стартовиками, и двигателиста- ми, и управленцами, и заводчанами, и работниками министерства, и руководителями, и военными, и гражданскими, и русскими, и казахами, и рабочими, и инженерами, и академиками, и всеми, кто имел к этому отношение.   Вот по громкой линии связи звучит: “... готовность 9 минут... готовность 8 минут... готовность 7 минут, включились вспомогательные агрегаты питания блоков 10А-40А, готовность 6 минут..., готовность 4 минут, протяжка два...”   За 80 секунд до прохождения команды «Контакт подъема» (КП) система управления перешла на бортовое питание.   Осталось 65 секунд— начинается предстартовый наддув баков окислителя и водорода блока Ц.   40 секунд — началась раскрутка бустерного насоса двигателей РД-0120 блока Ц.   22 секунды — включены зажигательные устройства системы дожигания не прореагировавшего водорода.   10 секунд — начало работы системы подачи воды первого яруса...   9,4 секунды — запуск двигателя РД-0120.       После запуска двигателей часть компонентов топлива, испаряясь в теплообменниках на двигателях, в газообразном состоянии поступала в баки для поддержания давления в газовых подушках.   5,4 с — двигатель выходит на режим предварительной ступени тяги.   3,2 секунды — запускаются двигатели РД-170 блоков А, РД-0120 вышел на основной режим.   1 секунда— начало выхода РД-170 на режим предварительной ступени тяги, осуществляется контроль оборотов турбонасосных агрегатов и работы системы аварийной защиты. Сработал контакт подъема...   Подается команда на пироклапаны и пирозамки связей блока Ц с блоком Я, блоков А и Я и связей блока Ц с «Землей». Пиротехнические средства разрывают эти связи.   Подъем ракеты начался — возврата к исходному положению нет, ракета освобождается от всех земных пут. Она выходит из зоны возможных соприкосновений с блоком Я и... наклоняется в сторону полезного груза. Казалось, ракета заваливается. Но наклон ракеты был допустим, даже на гораздо больший угол. Суть этого наклона в том, что двигатели на момент старта находятся в фиксированном положении, безопасном для контакта с блоком Я. По сути этот участок движения неуправляем до включения автомата стабилизации.   Через 3 секунды полета двигатели блоков А и Ц переходят в положение полетного режима — включается автомат стабилизации.

https://i.imgur.com/10DVgH9l.jpg
Устройство КА "Полюс": 1  — головной обтекатель; 2 — солнечные батареи; 3 — система хранения и подачи рабочих тел; 4 — система безмоментного выхлопа ("штаны"); 5 — перспективная система сближения и стыковки КА; 6 — антенна бортовой радиолокационной станции; 7 — мишени Через 5 секунд — начался программный разворот ракеты по тангажу.   6 секунд полета — начинается программный разворот по крену.   «Десять секунд — полет нормальный, двенадцать — полет нормальный...» — уверено звучит голос информатора.   Наконец, 30 секунд. После этого ракета, даже при аварии, уже не могла принести никакого ущерба ни стенду- старту, ни другим сооружениям.   «50 секунд, полет нормальный, 60 секунд, 70 секунд — нормально» — все, завороженно глядя на экран монитора, видят только эти данные.   131-я секунда — начинался перевод двигателей блоков А на режим конечной ступени...   144-я секунда— «Есть выключение двигателей блоков 10А и 30А». Через 0,15 секунды — «Есть выключение двигателей блоков 20А и 40А».   145,9 с — «Отделение параблоков». Разделение их на отдельные блоки прошло даже не замеченным — на общий полет это не влияло.   Разработчики двигателей блоков А выполнили свою задачу.   467,6 секунд — «Есть выключение двигателей РД-0120 1 и 3», еще через 0,2 секунды — «Есть выключение двигателей 2 и 4».   Отделение в полете центрального блока происходит не позднее чем через 10 с после выключения маршевых двигателей второй ступени.   Еще пять секунд и ... — «Есть отделение модуля 11С25»...   Полет ракеты «Энергия» осуществился по заданной траектории.       КА «Скиф-ДМ» был выведен в расчетную точку и отделился от ракеты-носителя на высоте 110 км.   Было бурное ликование. Принято в этих случаях объяснять это состояние бессонными ночами, напряженной работой, в конце концов — гордостью. Хотя бессонные ночи, напряженная работа были нормальным трудом создателей такой сложной техники.   Но работа продолжалась. Все взоры обратились к Д.А. Полухину.

https://i.imgur.com/65k92Dsl.jpg
Схема выведения «Полюса» Падение центрального блока предусматривалось в Тихий океан, чтобы не засорять космическое пространство крупногабаритными фрагментами ракеты и не создавать дополнительных проблем.   «Скиф-ДМ» по компоновочным соображениям уходил в полет двигателями вперед, требовался его разворот на 180° вокруг поперечной оси, чтобы его можно было доразогнать для выхода на рабочую орбиту.   На 925-й секунде полета на высоте 155 км планировалось первое включение четырех двигателей коррекции и стабилизации.   На 3605-й секунде полета на высоте 280 км. должно было завершиться выведение «Скифа-ДМ» на круговую орбиту высотой 280 км.       Однако в программу полета «Скифа» закралась... досадная ошибка, была она связана с заимствованием двигательных установок с другой разработки. Полет воспроизводился в точном соответствии с той программой. Ошибка крылась в одной, не замеченной разработчиками, команде, которая «Скифу» была не нужна. Причем при всех проверках в его наземной подготовке, автономных и комплексных испытаниях эта ошибка не могла быть обнаружена. Ведь все проверки осуществлялись на соответствие функционирования машинного организма заложенной программе. Можно было бы искать все, что угодно, но ошибка проявила себя тогда, когда что-то исправить уже стало невозможно. Двигатели стабилизации и ориентации не остановили вращение аппарата после его разворота на 180°. «Перевертон» продолжался, и, не набрав нужной орбитальной скорости, «Скиф-ДМ» (демонстрационный макет станции «Полюс») на пару с блоком Ц «благополучно» вернулся на Землю, не выполнив поставленной перед ним задачи.   Из сообщения ТАСС: «Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана...».   Случилось это по причине «конструктивного дефекта, приведшего к выдаче «жестким» программно-временным устройством системы управления команды на запрет включения двигателей стабилизации и ориентации, что не позволило стабилизировать космический аппарат в нужном положении перед выдачей доразгонного импульса». Так было сказано в официальном заявлении.   Но это была штатная работа системы 11М831 (заказ 38 — по обозначению КБЭ), но в составе ТКС орбитальной станции «Алмаз». Ее приборы применили для СУ изделия 17Ф19ДМ, «забыв» доработать логику. «Скиф-ДМ» перед стартом прошел все проверки. А вот наличие ошибки в его системе управления обнаружить оказалось невозможным.   Дело в том, что в СУ ТКС имелись программы М1, М2, М3.   В наследство от аппаратуры заказа 38 досталось снятие шины при подготовке М3 — корректирующий импульс двигателей коррекции.   После программ М1 и М2 заработали доразгонные двигатели, а коррекции не произошло: при раскрытии солнечных батарей на ТКС выключались даже двигатели коррекции.       Не было учтено и то, что на ТКС маршевый двигатель выполнял роль тормозного. Поэтому он «Скифа» не доразогнал. И объект упал следом за второй ступенью ракеты 11К25, в воды Тихого океана на расстоянии примерно 19500 км от места старта.   А ведь «Скиф-ДМ» должен был в дальнейшем послужить основой для космического завода по производству особо чистых материалов...

90

79502,26 написал(а):

Базировался проект не на идеях экономической целесообразности, а на престижных, научных и военных интересах

На днях, документальный фильм был, про создание " Бурана", вот там корреспондент заявил, с огромной гордостью, что денег при его строительстве, было освоено, на порядок больше, чем на строительство БАМа !Про экономическую целесообразность, так толком ни чего не сказал..


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Наука и жизнь » Космолет "Буран" - "русское чудо", обогнавшее время