http://technolirik.livejournal.com/82261.html
http://ok.ru/bishofswerda
Леса восточной Германии скрывают в своих недрах много тайн, связанных с военным прошлым этих земель. Секретных объектов в лесах бывшего ГДР было сооружено огромное количество - это и бункера для руководящей верхушки ГДР и подземные центры связи и многочисленные военные городки как Народной армии ГДР, так и группировки советских войск. Но самая высокая степень секретности всегда окружала все, что было связано с ядерным оружием. Такие объекты обычно размещались глубоко в лесной чаще подальше от цивилизации и людских глаз и ограждались тройным периметром под напряжением с патрулями и огневыми точками. Немцы на советские ядерные объекты не допускались, даже военнослужащие подконтрольной советам Народной армии ГДР. Это была исключительно советская территория и о том, что скрывается в окрестных лесах, местные жители могли лишь догадываться.
Мой сегодняшний рассказ посвящен одному из таких сверхсекретных объектов - позициям советских ядерных ракет средней дальности ОТР-22, размещенных в лесу неподалеку от саксонского города Бишофсверда. В посте я расскажу историю объекта, покажу то, что от него осталось и затем дам координаты для желающих посетить это место самостоятельно.
Узнал я об этом месте, как и о многих других не менее интересных объектах из книги Мартина Койле (Martin Kaule) "Faszination Bunker: Steinerne Zeugnisse der europäischen Geschichte". Координат объекта в книге не было, но были названы соседние с бывшим секретным лесом деревушки, так что вычислить примерное расположение ракетных позиций при помощи гуглокарт не составило труда. В конце марта этого года я снова оказался в Саксонии и по дороге из Дрездена в Циттау решил сделать остановку в пути и посетить некогда секретный объект, чтобы своими глазами увидеть то, что от него осталось.
01. В нужном месте сворачиваю с шоссе на грунтовку, которая должна привести нас к цели, но перед лесом путь преграждает шлагбаум. Лес - это природоохранная территория и въезд на транспорте запрещен. Оставляем машину перед шлагбаумом и продолжаем путь пешком.
02. Через полкилометра пути лесная грунтовка приводит нас к площадке, выложенной бетонными плитами. Это одна из четырех стартовых площадок объекта, с которых баллистические ракеты с ядерными боеголовками в случае наступления часа Х стартовали бы в направлении Западной Германии. От стартовой площадки отходят две бетонки - одна ведет прямо, вторая направо. Идем сперва посмотреть, куда ведет правая бетонка.
03. Через сто метров бетонка упирается в бункер.
04. В книге была всего одна фотография похожего бункера и я подумал, что этот бункер и есть все, что осталось от объекта, так как книга содержала информацию о том, что военная часть была снесена, а бункера засыпаны землей.
Но перед тем, как продолжить обзор, традиционно немного истории.
В середине 1970-х страны Восточного блока и НАТО достигли ядерного паритета. В 1976 году Советский Союз размещает в Европе баллистические ракеты средней дальности РСД-10, нарушив установившееся равновесие. В качестве ответных мер в 1979 году НАТО принимает решение о развертывании в Европе ракет средней дальности "Першинг-2" и крылатых ракет "Томагавк" наземного мобильного базирования. Блок НАТО был готов частично или полностью ликвидировать эти ракеты при условии, что Советский Союз сделает то же самое со своими РСД-10, в ответ Советский Союз усиливает свое ядерное присутствие в Восточной Европе ракетными комплексами ОТР-22 (SS-12 Scaleboard по натовской классификации). В ГДР ракетные базы, вооруженные ракетами ОТР-22, были сооружены в четырех местах: Bischofswerda, Königsbrück, Waren и Wokuhl. (см. карту)
В 1981 году лес между деревушками Uhyst am Taucher и Stacha был объявлен закрытой военной зоной и там развернулось строительство будущей ракетной базы, которое продолжалось три года. В апреле 1984 г. из ЗакВО (Грузия, поселок Гомбори) прибыл 1-й отдельный ракетный дивизион (пп 68257) 119-й ракетной бригады (2-й и 3-й дивизионы дислоцировались в Кёнигсбрюке) и часть заступила на боевое дежурство.
На вооружении находились ракетные комплексы ОТР-22 "Темп - С" (по классификации НАТО — SS-12/SS-22 Scaleboard). Основной задачей ракетного комплекса "Темп-С" было нанесение ядерных ударов на соответствующем театре военных действий. В качестве шасси для пусковой установки использовался тягач МАЗ-543. Ракета при этом была укрыта в специальном контейнере, раскрывающемся вдоль продольной оси после вертикализации ракеты перед пуском.
SZ "Саксонская газета"
Ракетчики в саксонском лесу
Томас Шаде
...Вечером 3 мая 1984 советские солдаты попросили жителей Ташендорфа не выходить на улицу и оставаться в домах. "Из окон несколько человек наблюдали, как странные транспортные средства исчезали в Таухервальде", рассказывает Герхард Шойнеманн. 4 мая одна из коллег взволнованно сообщила о том, что услышала в сообщении РИАС (радиостанция в Западном Берлине.) Якобы накануне ночью в районе Бишофсверды были размещены атомные ракеты. Эта новость не оставила равнодушными никого. "Некоторые женщины даже плакали, каждый из нас хотел знать, какие несчастья нас теперь ожидают". Но всё же люди протестовали, даже если этот протест выражался в спокойных дискуссиях об опасностях, которые таил в себе Таухервальд. Районные управления власти были закиданы нервными запросами. "Однако, представители власти и сами толком не знали, что, собственно там, происходило".
Николай Егоров- офицер дивизиона
"Я чуть раньше ознакомился со статьями, что, неужели нас действительно так боялись? Колиество ракет и боевых частяй, считаю, намерено запутано ещё при заключении договора при уничтожении, я уже выкладывал копии документов из Сары-Озека. Там количество указано более полно и точнее. Вся наша организация была расчитана только на два пуска, соответственно и хранились у нас по две ракеты и две боевые части не пусковую. Были ещё УТР (учебно-тренировочные) и ГВМ (габаритно- весовые макеты), это то, с чем мы работали на занятиях, на чём учились.
3 мая я был ещё в Тбилиси, большинство наших ещё в эшелонах, активность в этот день в Таухервальде объясняю массовым вывозом строительной техники, наших там быть не могло.
CZ от 29.07.09 речь идёт о Таухервальде, а не о Кёниге, ангар- это наш Панцырь- КП дивизиона, а хранилища- это хранилища стартовых батарей, только посчитаны не все, видимо автор добрался только до старта 1 батареи- отдуда и видно только 3 хранилища.
ракеты по железной дороге привезли в Кёнигсбрюк. Последний эшелон разгрузили на рампе полигона в ночь на 15 мая 1984 года. Я 14 мая приехал в Кёнигсбрюк и участвовал в разгрузке. В Бишофсверду ракеты перевозились на наших транспортных машинах 9Т219 в контейнерах 9Я230 в течении трёх ночей уже в июне. Маршрут- через Каменц и Ельстру. Все изделия везли в гарнизон. В Таухервальд вывозили только на время боевого дежурства.
Едой Таухервальд действительно снабжали из гарнизона, но только тогда, когда не было БД- 3 раза в сутки кормили караул и дежурного по лагерю. О аварии... Кто нибудь помнит одиночное перемещение МАЗов? Вот и я нет1 Заборы в деревнях сносили на поворотах- было, в Кёниге на рампе поползли аутригеры и положили кран КС на бок с контейнером с ГВМ ракеты, тоже было, а по дороге- нет! Бойцы меняли на водку, что могли своровать, особенно в первый период, когда караул в Таухервальде несли не наши, а прикомандированные танкисты из Майсена- было, куда деваться! Боевые ракеты и боевые части вывозились в Таухервальд только на период БД ( на 1 пуск!), всё остальное время хранились в гарнизоне.
Я прибыл в середине мая с изделиями из Кёнигсбрюка, дивизион уже обжился. К нашему вводу было всё приготовлено- вплоть до досок документации у дежурных. До этого там стоял химбат, в моём складе (здание в парке за высоткой слева от ПТОР-вторую половину занимал кп 2 батареи) было много хим мусора- чехлы от ДП-5 и пр. К вводу осталась только охрана- два караула танкистов (с красными погонами), они и при нас несли караул на Надое-1 ещё какое-то время, а мы лейтенанты- ходили с ними начкарами.
Насосная" в Бишофсверде строилась к нашему вводу, т.е. в 1983- в начале 1984 года. Кто помнит, дорога к объекту была не прямая, а с поворотом 90°. Объект строила военно-строительная бригада со штабом в Форцине, у меня там однокашник по училищу был взводным. Рассказывали, что пытались сделать въезд прямым, но наткнулись на скалу, которую не брала взрывчатка- пришлось делать с поворотом. Первый раз машины съезжали прямо, на повороте был маленький "пятачок"-там машину разворачивали, и уже задом- кузовом подавали к рампе хранилища для разгрузки. Когда разгрузились мы попробовали подавать машину сразу задом- от высотки- получилось. Машины на погрузку-разгрузку обычно подавал я (с фонариком впереди машины). На моей памяти, только раз машина уткнулась кузовом в ворота, но я был в отпуске- руководил наш старший оператор Амир Абзалов!"
Отредактировано Каптёр (20-12-2015 14:01:21)