Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » #Национальные конфликты на территории бывшей СССР » Ферганские события 1989 года.


Ферганские события 1989 года.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Начну вот с этого поста. Очень он жизненный. И рассуждения автора основаны не теории, а из собственного опыта.

http://oper.ru/news/read.php?t=1051601290
Про национальные отношения
17.03.05 15:55 | Goblin |

Разное

Время от времени слушаю радио Ретро. И сейчас вот сижу слушаю. Играет в нём древняя песня в стиле диско, восьмидесятых годов. Понятно, навевает воспоминания. Сладкие и не очень. Именно под эту песню первого сентября 1983 года в доме офицеров города Фергана меня жестоко избили. Дело было так.

Жил я тогда один. Занимался тяжёлым физическим трудом — ручным бурением в районе нефтепромысла Чимион. Занятие включает в себя хождение по горам с ломом и кувалдой. Территория размечается на точки, а потом ходишь от одной к другой и кувалдой забиваешь лом в грунт, минимум на метр. После этого лом стремительно выдёргивается, а из образовавшейся дырки с помощью спецнасоса делается забор для газоанализатора. Работа исключительно тяжёлая. Конечно, не такая тяжёлая, как спуск-подъём двухкилометровой колонны труб на буровой, но тоже — будь здоров. Плюс "солнце там такое, что аж в глазах бело". И тепло очень.

В общем, был я тогда крепок и по причине недавней демобилизации из стройных рядов вооружённых сил отважен – это важно для понимания изложенного далее.

По вечерам мы время от времени оттягивались в доме офицеров. Ну там, дискотэка, пляски, все дела. Обстановка там была ненапрягающая, народ в массе дружелюбный. Потому никаких конфликтов не было. Понятно, до поры до времени.

В те времена в городе Фергана проживало немалое количество турок-месхетинцев. Многие граждане по наивности полагают, что все люди одинаковые. Это заблуждение. Интересующихся проблемами равенства очень мало. Большинство же считает себя значительно лучше окружающих. Лучше по массе признаков. Например, по этническому признаку. Или по религиозному. Не говоря уже про цвет кожи и волос. Это ж очевидно, что белый — он лучше ч0рного. И точно так же очевидно, что ч0рный — лучше белого.

Вот и турки-месхетинцы были значительно лучше окружающих. Узбеков, ясное дело, за людей не считали. Русских — тоже не особо. Пока либеральные придурки рассуждают о равенстве, простые парни сбиваются в стаи по национально-этническому признаку и на регулярной основе жестоко избивают всех, кому не посчастливилось родиться правильной национальности. В первую очередь — по национально-территориальному признаку. Скажем, в их махаллю (квартал) нельзя заходить никому неправильной национальности. Сиди в своей, национальной махалле, а в нашу не ходи — тут компактно проживает наша диаспора и мы тебя изобьём. Будешь часто приходить — мы тебя будем часто избивать. При случае изобьём и твоих друзей. Плюс отловим твою сестру и изнасилуем. Нас много и мы лучше вас. Мы отлично организованы и мы вас, собаки паршивые, не боимся. Мы — хозяева здесь. Это, если кто вдруг не понял, происходило при советской власти, когда в национальных отношениях был "полный порядок".

Либеральные идиоты любят рассуждать о том, что преступность не имеет национальности. На самом деле — имеет. Ещё как имеет. Национальность — она по определению самая главная фича в этнических группировках. Неважно, какая национальность. Важно, что именно она в этнической группировке — стержень. Важно, что этнические понятия — они значительно главнее законов. Об этом следует помнить всегда, когда заходит речь о гражданах, компактно селящихся по принципу этнической общности. И нет никакой разницы, кто это: азербайджанцы, евреи или ирландцы.

И вот есть в городе некий квартал, в котором с точки зрения идиотов мирно проживает некая диаспора. С точки же зрения нормального человека там проживают отмороженные беспредельщики, постоянно хамящие и отравляющие жизнь огромному числу граждан.

У незамутнённых граждан может возникнуть вопрос: и кто же в этом виноват? Отвечаю: виновато в этом зверьё, которое сбивается в стаи и нападает стаями же.

Незамутнённые могут спросить: а может, там враждебное окружение, которое вынуждает несчастных защищаться? Отвечаю: окружение изначально нейтрально, потому что оно живёт у себя дома и традиционно гостеприимно. Нейтральны узбеки по отношению к туркам. Нейтральны русские по отношению к кавказцам. Изначально – нейтральны.

Тут можно возразить: но ведь бывают всякие местные, своей собственной национальности – ничуть не меньшие, а даже большие уроды? Да, бывают. Причём – везде.

Но в данном случае речь про другое. В данном случае речь про одну национальность, проживающую среди другой национальности. Речь про откровенное неуважение к окружающим по национальному признаку. О том, что одни считают себя хорошими и всемогущими, а других – баранами, которых надо стричь и над которыми можно глумиться как угодно. Это очень важно для верного понимания: по национальному признаку. Это называется национализм. Или попроще – нацизм. А дело, напомню, происходит в Узбекистане, между узбеками и турками. Никаких русских скинхедов.

В общем, на дискотэку прибывали турки-месхетинцы. Естественно, исключительно молодые люди призывного возраста. То есть особо наглые и дерзкие. Прибыв на место, они немедленно затевали национальные пляски. Это значит надо встать в кружок размером в ползала, обняться за плечи, и начать скакать взад-назад размахивая ногами, пиная и расталкивая окружающих – как ребят, так и девч0нок. Естественно, поскольку они приходили кодлой в двадцать-тридцать человек, никто им слова сказать не мог.

В один такой замечательный вечер я сидел после особо яростного танца на стульчике и никого не трогал. И тут ко мне подходит гражданин турко-месхетинской национальности. И требует встать, чтобы пришедшая с ним девка (русская, само собой) могла сесть. Замечу, что турко-месхетинец был меня в два раза больше и во столько же раз шире. Кроме того, жители юга созревают значительно раньше северных людей. При этом покрываются густой шерстью, придающей внешности пугающий оттенок.

Но я, напомню, всего два года как демобилизовался и на угрозы со стороны данной разновидности граждан реагировал однозначно, вне зависимости от габаритов угрожающего. Потому на предложение встать ответил принципиальным отказом.

За спиной у турка-месхетинца тут же появился ещё пяток турко-месхетинцев. Мне было предложено пройти в туалет, чтобы "поговорить как мужчина с мужчиной". Всегда приятно слышать такое от граждан, собирающихся пройти в туалет вшестером, чтобы разобраться с одним. Стало ясно, битве — быть. Я встал и отошёл в сторонку от стульев, ибо падая на них можно серьёзно поломаться. Стулья были сколоченные по четыре, драться ими было нельзя.

Присутствующие тут же разбежались метров на пять, образовав аккуратный кружок — участие принимать не надо, а посмотреть как кого-то бьют — всегда прикольно!

Горячий юноша ударил первым. Если кто не дрался никогда, поясняю: если противник тяжелее тебя хотя бы на десять кило, то при отсутствии серьёзных навыков победить в кулачном бою практически невозможно. Ибо когда тебя бьёт кулаками по голове гражданин с такой разницей в весе, устоять на ногах непросто. И наоборот: если его, такого тяжёлого, бьёшь ты, эффект от ударов значительно ниже.

Разница была килограмм в двадцать, ибо я тогда весил ровно 62, а крепкий сельский юноша — минимум 85. Но стоял я правильно, у стенки. И когда он меня стукнул, отлетел к стенке и не упал. Радостный смех со всех сторон — эвон, как его! Но, как говорится — не смотрите, что я худой и кашляю. Подскочив поближе, пробил в наглое рыло с правой руки. Попал хорошо. За горячим юношей стенки не было, и он упал – очень красиво, звонко стукнувшись башкой об паркет. Я себя даже зауважал.

В этот момент надо было бежать из этого страшного места без оглядки. Но меня уже крепко держали друзья упавшего. Другие друзья помогли упавшему подняться, и он немедленно стукнул меня ещё раз – сильно и опять по голове.

Всё уже было ясно, терять было нечего. Вывернувшись из лап друзей, реализовал твёрдое намерение пробить в наглое рыло с ноги – яростно подпрыгнув, чтобы было красиво. Но поскольку со всех сторон хватали и был слегка нетрезв, по рылу не попал. Поскольку прыгал я тогда высоко, нога проехала мимо рыла и я "сел" противнику на левое плечо. Естественно, тут же вцепился одной рукой в шерсть на башке, другой — в глаза, и начал вместе с ним падать, чтобы успешно завершить борьбу в партере.

Однако ещё на подлёте к полу меня начали бить все, кто мог дотянуться. Сперва руками, поскольку было высоко. А когда упал — ногами. Следует отметить, что стригся я тогда исключительно налысо – в Азии жарко очень и работать волосы мешают. Но тогда так стригли только солдат и уголовников, то есть людей, которых стригут принудительно. Ни один нормальный человек налысо не стригся никогда. И меня, само собой, местные принимали за гвардейца-десантника из ферганского полка, который дислоцировался неподалёку. Поэтому били меня ото всей души.

Удалых десантников турки ненавидели особо остро, потому что при тех же раскладах — драки на танцах — огребали от десантников регулярно. Регулярность имела ярко выраженную периодичность: гвардейцы на танцах появлялись дважды в год — весной и осенью, после приказов, когда демобилизовывался личный состав гарнизона Баграм, что в Демократической Республике Афганистан.

У многих советских граждан тогда было крайне превратное представление о воинах-интернационалистах: считалось, что это добрейшие молодые люди, помогающие угнетённым народам за рубежом. На самом деле в Союз возвращались суровые, лишённые подростковых иллюзий парни, видевшие только ч0рное и белое, привыкшие вопросы решать в основном силой. Драки с их участием напрочь затмевали по свирепости бои Тайсона, а по массовости легко заруливали фильм Триста спартанцев.

На дворе стоял 1983 год и советская власть. Били меня как русского солдата. Били толпой, злобно и старательно. Тупые, конечно — больше чем втроём одного бить неудобно, друг другу мешаешь. Надо умело рассредоточиваться. Но всё равно встать было невозможно, били сильно и очень злобно.

Вынул меня военный патруль. Они тоже думали, что я русский солдат. Под белы руки доволокли до арыка — кровищу смыть. Когда пришёл в себя, поймали машину, погрузили внутрь, попросили водителя отвезти меня куда-нибудь подальше, чтобы никто не догнал.

Рожа на следующий день распухла как подушка. Всё заплыло, глаза не открываются. За ушами — ч0рно-синие следы от каблуков. На туловище живого места нет. Свезло — руки не поломали, внутри ничего не оторвали. Но, как говорится, неприятный осадок остался.

В этом месте обычно принято рассказывать о страшной мести: как я, орёл, потом всех поймал и мощно отомстил, набив гнусные хари и открутив руки-ноги. Однако мне похвастать нечем. Никого я не поймал и никому не отомстил. Когда физиономия зажила, я уехал домой, в Питер. Остались только паскудные воспоминания о людях, которые вели себя как скоты и прямо таки упивались своим скотским поведением.

А через шесть лет, в 1989 году, турки-месхетинцы неудачно избили узбека. Неудачно потому, что на этот раз узбеки решили подраться в ответ. Узбеки, замечу, исключительно спокойный народ. Исключительно. Мне, например, за два года не удалось подраться ни с одним узбеком. Хотя я, конечно, всё-таки не турок-месхетинец.

В тот раз чаша узбекского терпения переполнилась. И узбеки пришли разбираться в турецкую махаллю. Там турки опять их избили. Оскорбляли, обещали в следующий раз изнасиловать их самих и узбекских женщин, грозили физической расправой и охотничьими ружьями.

И тогда случилось страшное: узбеками было принято решение устроить туркам погром. Для начала на всех турецких домах нарисовали опознавательные знаки — как в сказке про Али-бабу и сорок разбойников. Ну, чтобы было понятно, в каких домах турков искать. Соседи-узбеки предупреждали соседей-турков — бегите, вас резать будут. На что гордые турки, устроившие всю эту свару, гордо отвечали: типа у самих револьверты найдутся!

Револьвертов оказалось недостаточно. Узбекский бунт – он настолько бессмысленный и страшный, что даже таким известным экспертам по бунтам как русские ничего подобного и не снилось. В Азии вообще отношение к человеческой жизни попроще, чем в Европах. Без придыханий.

Вооружённых колющим-режущим-дробящим (ножами, пиками, топорами и дубинами) узбеков привозили КамАЗами изо всех ближайших кишлаков. Водка — рекой. И понеслось: толпы врывались в заранее отмеченные дома, насилуя и убивая всё живое. Мужчин, женщин, детей. Хотели насилия – получите. На улицах — огромные костры, в которые бросали живых людей. Дома горят, машины горят, трупы — горами. Изрезанные, изрубленные, с выпущенными кишками.

А что же храбрые турки? Храбрые турки, перепрыгивая без разбега высоченные дувалы (глиняные заборы), изо всех сил ломились на территорию десантного полка. Ну, чтобы эти сволочи – русские солдаты – спрятали их от узбекского гнева. Вот ведь как получается: то "свинья неверная", то вдруг защитник.

До русских солдат, понятно, добежали не все. Большинство всё-таки в возрасте и бегать уже не могло. Их убивали везде, где могли поймать. Многих турков у себя прятали узбеки. Ну, эти, которые люди третьего сорта. Ибо несмотря на скотское поведение – турки ведь тоже люди, а людей нормальному человеку жалко. Вне зависимости от национальности. Узбеки – «люди третьего сорта» — прятали по сорок с лишним человек в одной квартире. Где борзые турки сидели тише воды, ниже травы.

Всех турков, что смогли добежать до воинской части, советские военные вывезли на аэродром, где окружили солдатами и техникой. Понятно, что к спасённым людям никого не подпускали.

Потом прилетели советские самолёты. И вывезли турок-месхетинцев в Россию, в Краснодарский край. Мне сразу стало жалко тех, по соседству с кем оказалась эта замечательная этническая общность. А не так давно в исключительно безграмотной передаче по НТВ услышал, что турков-месхетинцев решили вывезти в США. И теперь мне жалко американцев.

Вот так вот оно и бывает.
Вот это — закономерный итог осознания своей национальной исключительности.
Вот это — закономерный итог внедрения в жизнь лозунгов "Узбекистан — для узбеков".
Вот это — закономерный итог раздувания национализма.

Я не о том что "правильно убили".
Я о том, что надо думать головой и хоть немного уважать окружающих.

Прежде чем орать "ах, как нас все ненавидят!" — не мешает подойти к зеркалу и задуматься: с чего бы это?

2

http://trueinform.ru/modules.php?file=a … ;sid=12930

http://s7.uploads.ru/Z5BAX.jpg
В мае-июне 1989 года в Узбекистане произошли печально известные Ферганские события, всколыхнувшие весь Советский Союз и перечеркнувшие миф о дружбе советских народов.
«Душим турок, душим русских!»
http://s6.uploads.ru/Ijhfv.jpg
Последние десятилетия новейшей истории Узбекистана (с 1969 по 2015 годы) изобилуют исламско-националистическими бандитскими, экстремистскими, фашистскими проявлениями, особенно массовые погромы, насилия, грабежи и убийства людей других национальностей, полное попрание их прав: это события 1969 года в Ташкенте и Ташобласти – массовые националистические нападение озверевших узбеков на славянских граждан (особенно на беззащитных женщин); май-июнь 1989 года «ферганские» – (изгнание 20 тыс чел турков-месхетинцев из Ферганской области; массовые погромы, грабежи, убийства сотен людей различных народов); националистические бесчинства февраль-март 1990 года в Буке и Паркенте; июнь 1990г в Оше (известные «ошско-узгенские» события – узбекско-киргизский этнический конфликт на экономической почве, тоже сопровождавшиеся убийствами людей); националистические бесчинства 1991, 1997 годах в Намангане; беспорядки и националистические бесчинства в 1992 году в Ташкенте (в студентческом городке); май-июнь 2005 г. – андижанские события – беспорядки, бесчинства и массовые убийства людей (более 500 человек беженцами и сотни убитых – их количество до сих пор скрывается правительством Узбекистана, а международные наблюдатели называют количество убитых от 800 до 1000 человек)! Из Узбекистана вынуждено выехало (бежали): 40 тыс. киргизов, 90 тыс. турок-месхетинцев, около 100 тыс. крымских татар, 2 млн. русских и большое количество представителей иных национальностей в условиях угрозы их жизней и возрастающего узбекского, исламского экстремизма после объявления независимости Узбекистана.

В 1989 г. прошли погромы, убийства людей и националистические бесчинства не только в Ферганской, но и в Ташкентской и Андижанской областях Узбекистана. Но особым местом среди них стоят Ферганские события 1989 г. Уж здесь-то узбекские мусульмане показали себя «во всём своём неприглядном, но в своём истинном – кровожадном, дичайщем виде». И сегодня, спустя десятилетия, все еще актуальным остается глубокое осмысление трагических событий 1989 г., которые произошли в Ферганской области. И это диктуется не просто праздным любопытством, а стремлением понять механизм кровавого конфликта, выявить причины, определить силы, которые воспользовались напряженной обстановкой и спровоцировали конфликт. Итак, про кровавые события Ферганы:

Из Справки Главного Управления Внутренних Войск МВД СССР от 05 июня 1989 г.:

«В конце мая 1989г в Ферганской обл. обострилась обстановка. Несколько столкновений между лицами узбекской и турецкой национальности произошло в гор. Кувасае. С 23 по 25 мая в различных регионах области произошли групповые нападения на турок-месхетинцев. В ходе столкновений пострадало 58 человек.

С утра 3 июня группы агрессивно настроенных молодых людей, узбекской национальности, в гор. Фергана и Маргилан, пгт. Ташлак и Комсомольский завязывали ссоры и драки с турками-месхетинцами. К вечеру толпы экстремистов численностью 300-400 человек (большинство в состоянии опьянения) учинили погромы и поджоги домов в гор. Маргилане.

С утра 4 июня многочисленные группы экстремистов вооружёнными ножами, топорами, металлическими прутьями и другими предметами буквально штурмовали места проживания турок, административные помещения, где они укрылись от расправы. Вновь были учинены погромы и поджоги. Резко ухудшилась обстановка в Фергане, Ташлаке, Ахун-Бабаевском…

В ходе пресечения противоправных действий пострадало 83 военнослужащих, из них 20 человек госпитализировано, в том числе с огнестрельными ранениями. Свыше 100 военнослужащих получили различные травмы и ушибы, но остались в строю…»

И зрели эти низменные, животные кровавые желания у узбеков очень давно! И началось всё не в мае 1989 г. в Фергане, а ешё ранее – в декабре 1988г на многотысячном митинге в Ташкенте с транспорантами «Русские уезжайте в свою Россию, а крымские татары – в Крым»; в феврале 1989 г. в Ташкенте (как в 1969г) озверевшие узбеки уже в открытую нападали на граждан славянских национальностей в транспорте и на улицах, распоясавшиеся узбекские экстремисты кричали: «Русских зарежем», «Русских нужно вешать на фонарных столбах» – всё происходило при прямом попустительстве органов милиции Ташкента и органов власти.

По городу Андижану распространялись листовки на узбекском языке с такими словами «…если вы являетесь истинными сынами узбекского народа, ни в чём не уступайте русским…в Узбекистане им нет места». В Ферганской обл. почти открыто проводилась запись в «добровольцы» – участников будущих погромов, а затем они все получили оповещение – «Ждите сигнала!».

В Коканде прошли религиозные собрания, в которых приняли участие делегаты практически всех областей УзССР! Речь на этих сборищах шла в том числе об объединении мусульман в действиях против других народов и поднимался вопрос об образовании «Исламской Республики Узбекистан». До начала событий лидерам турок-месхетинцев было сделано вполне официальное предложение объединиться в «крепкий мусульманский союз» против других народов, а когда те отказались пригрозили расправиться с ними. Затем с турками-месхетинцами узбеки жестоко расправились за этот отказ!

Накануне по области гуляла по рукам такая листовка: «Убивайте турок, иначе будете наказаны! Оказывайте помощь поджигателя! Юноши собирайтесь..., если хоть один юноша останется дома и не будет действовать, он может умереть под ударами камней. Сегодня даст Бог – и загорится дом турка!» Подписано: «Союз узбеков». На предприятиях Ферганской области почти в открытую стали изготовлять оружие – пики из арматуры, самодельные бомбы, бутылки с зажигательной смесью – и в том числе для будущей борьбы с органами правопорядка и с войсками!

В том же феврале 1989 году зам. министра МВД УзССР Э. Дидоренко в интервью газете «Ташкентская правда» бил тревогу: в Узбекистане только за 3 года (1986-88гг.) органы МВД обезвредили около 700 новых вооружённых организованных преступных групп (численностью до 5 тыс. боевиков!), а в Узбекистане действуют широко разветвлённые штабы экстремистов!

На что республиканская газета «Правда Востока» отреагировала статьёй на тревожные факты предшествующие погромам в Узбекистане: что слова зам. министра МВД УзССР Э. Дидоренко только «будоражат людей» редакция газеты возмущалась «откуда такая уверенность». Зато потом, когда по Узбекистану катились волны погромов и беззаконий газета «хранила глухое молчание»! (И по сей день газета «Правда Востока» в Узбекистане – это не демократическая, а про-националистическая, про-правительственная газета, покрывающая беззакония узбекских властей, скрывающая факты массовой дискриминации русских и других национальных меншинств в Узбекистане!)

Если в Ташкенте экстремисты большого разгула бандитизма не достигли, в конце мая 1989 года начались организованные погромы в Ферганской области в г. Кувасае, Фергане, Маргилане, Коканде, Ташлаке и других посёлках; экстремисты действовали толпами по 100-400 человек, вооруженные заготовленными железными прутьями, топорами, вилами, ножами и другими предметами. Начались избиение мирных, ии в чём не повинных людей (в том числе стариков, женщин, детей), начались массовые поджоги домов, были совершены многочисленные убийства не только турков-месхетинцев, но и русских (славянских) и людей других национальностей. У узбекских бандитов в Фергане были лозунги: «УЗБЕКИСТАН-УЗБЕКАМ», «ДУШИМ ТУРОК, ДУШИМ РУССКИХ», «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИСЛАМСКОЕ ЗНАМЯ, МУСУЛЬМАНСКАЯ ВЕРА». Бандитам кем-то раздавались бесплатно спиртные напитки (хотя пьянство запрещается исламом, но в данном случае были «все средства хороши»), многие экстремисты были явно под воздействием наркотиков.

В срочном порядке в Узбекистан были переброшены части и подразделения МВД СССР – всего около 12 тысяч человек. Причём, по решению ЦК КП Узбекистана, количество жертв и факты беспорядков были строго засекречены и скрыты от обнародования, как и до сих пор нынешние узбекские власти скрывают и хранят все факты и свидетельства кровавых бесчинств узбеков в глубокой тайне!!! То, что произошло в Фергане, имело собою далеко идущие цели.

Вот свидетельства очевидцев: журналист полковник П. Студеникин («Чисты перед нашим народом» М. «Патриот», изд. 1991 г.):

«Нам, журналистам и народным депутатам СССР в Фергане показали, правда под нажимом, видеозапись, сделанную в те дни в местах, где события носили наиболее ожесточённый характер: как безнаказанно, не получая никакого противодействия, собирались для погромов, чем только не вооружённые молодчики, как пылали жилища, мародёров, грабящих разгромленные дома, и сожженные, изуродованные трупы – их немало попало в объектив. От жестокости и насилия ещё кровь стынет в жилах. Фотографии-свидетельства вакханалии безумия и садизма: сожженный труп – невозможно опознать мужчина это или женщина; убитые мужчина и подросток – видимо отец с сыном – и рядом дубинка, которыми они были убиты; сброшенный в канаву труп женщины –изуродованный, с разбитыми до кости пятками; сожженные дома с зияющими ранами погромов, с запахом гари… Будто Чингис-хан ворвался со своей ордой в наш просвещенный век.»

«Подлетая к Коканду, ещё издали увидели десятки столбов чёрного дыма, а потом яркие факелы пылающих внизу домов. Вдруг внизу картина: с двух сторон центральную площадь перекрыли цепочки солдат, пред которыми собрались две огромные толпы, а рядом пылал дом, горели перевёрнутые машины. В толпе даже можно было различить отдельные разъярённые лица, палки в руках. Можно было хорошо различить бегущих…это были молодчики не старше 25-30 лет. С яростью грозили они нам кулаками и дубинками, а некоторые не выдерживали – швыряли в бессильной злобе в вертолёт камнями», «Защитники правопорядка…видели…как из автобусов выволакивали турецких девчонок и совершали над ними надругательства, как с крыши дома сбросили русского, а потом, ещё живого сожгли его…»

«Около полуночи…сообщения: в аэропорту группа экстремистов пытается воспрепятствовать вылету самолёта с беженцами, второе – в пригородных кишлаках замечены 4 КАМАЗа с вооружёнными бандитами. Мы выезжаем с группой ст. лейтенанта А. Сандалова…на перехват КАМАЗов. В п. Горский в дирекции совхоза увидели затаившихся людей…Они рассказали, что экстремисты на 4-х машинах проехали здесь пол-часа назад… ночью были разгромлены 2 турецких дома, хозяина одного из которых сожгли живьём на костре. Невозможно описать, что открылось нашим глазам в доме сожжённого на костре Юнуса Османова. Всё в доме пошло под топор – мебель, сундуки, платья, кухонная утварь, книги и даже семейные фотоальбомы. Сосед Османова – инвалид войны А. Абдуллаев рассказал: «2-х сыновей Юнуса увезли ещё раньше – в контору, а жена с младшим убежала. Эти звери вернулись ночью. Соседей разогнали по домам, пригрозили: не высовывайтесь, иначе с вами то же самое сделаем. Громили дом, старик кричал – звал на помощь. Потом костёр запылал – они жгли Юнуса… ещё живого. Окружили костёр толпой... Потом орали, смеялись. Он…провёл нас к суре..., откинул грязное покрывало и мы содрогнулись от увиденного: от человека остался обгорелый пенёк, но здесь же лежали уцелевшие ступни – видимо выступали из костра, так и отпали, не тронутые огнём»,

«К нашему автобусу подошло нескольком парней-узбеков, один из них фамилию назвать отказался, начал ругать корреспондентов, что те не поддерживают узбеков в их «праведном» деле.

– Жечь живьём стариков, убивать, истязать людей – это праведное дело?

– Туркам нет места на узбекской земле…

– Убьёте турок, потом за кого приметесь?

– Всех гнать будем из Узбекистана – татар, евреев, русских. У нас безработных много, а земли мало…»
http://s6.uploads.ru/dBPlc.jpg
«Коканд. Кровавые стычки солдат с экстремистами ещё продолжались. На центральной площади во время затишья пожилая еврейка, хоронясь за автобусами от узбеков поила солдат холодной водой и всё повторяла с надеждой: «Ведь вы не уйдёте, да?!» И услышав ответ: «Не беспокойтесь, мамаша, не уйдём» вытирая ладонью слёзы, растроганно благодарила: «Спасибо вам! Спасибо милые!»

Из интервью журналистам начальника ВВ МВД СССР генерал-полковника Ю. Шаталина: «Обстановка в Коканде обострилась во второй половине дня…Организованные группы хулиганствующих молодчиков на различных видах автотранспорта (ок. 5 тыс чел) двинулись к городу из близлежащих районов. Они ехали что бы запугивать, жечь, совершать акты насилия. Приехавшим удалось захватить горотдел Внутренних дел, освободить 69 задержанных. Затем толпа бросилась в места компактного проживания турок-месхетинцев, но к этому времени их укрыли (около 1,5 тыс. человек, кот. ещё не были эвакуированны) и взяли под охрану. Этим удалось предотвратить расправу. За…день убито 5 человек, 93 ранено, 60 госпитализировано. Впервые бандиты применили так много оружия. Стрельба велась из ружей и автоматов. Сожжено 80 домов, 9 авто, совершено нападение на 9 магазинов, отмечены грабежи»

Интервью журналистам очевидца сержанта МВД Г. Хасанова, спасавшего людей от озверевшей узбекской толпы: «Они шли на всё. Жгли дома, грабили, измывались над людьми. Эти подонки…окружали дома, выносили всё ценное, а потом забрасывали в окна горящие факелы. Жителей не выпускали за порог, пока они заживо не сгорали. Крики, мольбы о пощади, просьбы и призывы к человечности только подогревали их. И они продолжали своё кровавое побоище…Практически все мои товарищи получили ожоги и ранения…»

Почему на несколько дней люди были отданы во власть погромщиков? Где были руководители? Создавалось впечатление, будто «мощная рука» специально оберегала погромщиков – создавала все условия для безнаказанного произвола. Вот это бездействие, проявленное властями в первые дни, и обеспечило на начальном этапе победу экстремистских сил.

Из копии коллективного письма из Ферганы адресованное Президиуму I-го Съезда народных депутатов СССР, заседавшему в те дни: «События в Узбекистане назревали давно. Но сегодня совершенно очевидно, что о предстоящей резне в Фергане – знали и говорили чуть ли не по всему Узбекистану ещё задолго до начала событий. Но власти ничего не сделали для спасения обречённых людей. Бездеятельность милиции, нейтралитет властей, ненаказуемость за преступления и дикие зверства окрылили бандитов. Из города в город прокатилась страшная лавина погромов. Ночь и день полыхали над Ферганой пожарища, город стонал от боли и ужаса, а власти молчали. Только 6 июня (а погромы начались в ночь на 3 июня) власти дали распоряжение вывезти из города полураздетых, голодных, перепуганных женщин и детей...»
http://s2.uploads.ru/eVFY6.jpg
Председатель Совмина СССР Н. Рыжков. Фергана, 1989 г. Снимок Б. Юсупова

Узбекские власти (узбеки из руководящего состава области и республики) знали о готовящейся резне, но умышленно ничего не сделали для спасения обречённых людей. Прокурор Ферганской обл. (такой же узбекский националист и исламист, как и погромщики) А. Атаджанов в интервью журналистам объяснил, что будто бы руководство МВД Узбекистана и УВД Ферганской обл. «не пошло на крайности из гуманных соображений». Вот так лживая «гуманность» узбекских властей к «своим» узбекским, мусульманским бандитам, палачам и садистам обернулась разгулом бандитизма и гибелью многих жизней ни в чём не повинных людей.

А разве не мог не знать о зреющих кровавых событиях нынешний президент И. Каримов?! 23 июня 1989 года И. Каримов был избран 1-м секретарем Центрального Комитета коммунистической партии Узбекской ССР. Они все главари в ЦК КПУз, в МВД, в КГБ знали о готовящихся погромах – ОНИ ВСЕ З. ЧКАНЫ КРОВЬЮ!

Было изгнаны около 20 тысяч турков-месхетинцев из Ферганской обл., а сколько их было убито озверевшими узбеками, много людей пропало без вести – это до сих пор узбекские официальные власти скрывают в глубокой тайне (журналистами–очевидцами назывались цифры убитых от 300 до 500 человек); лозунги почти как в 1969 году: «УЗБЕКИСТАН – УЗБЕКАМ» и другие, в том числе многие лозунги исламские.

3

Ну, а более подробно об этих событиях можно прочесть  тут
http://igpi.ru/info/people/osipov/1172304934.html
А.Г.ОСИПОВ. Опубликовано: Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. М.: «Наука», 2004.

Олег Климов о столкновениях между узбеками и турками-месхетинцами в 1989 годуФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА, РАЗДЕЛЕННАЯ МЕЖДУ УЗБЕКИСТАНОМ И КИРГИЗИЕЙ, - САМОЕ ГУСТОНАСЕЛЕННОЕ И САМОЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ МЕСТО В СРЕДНЕЙ АЗИИ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ РЕГУЛЯРНО ВСПЫХИВАЛИ ТАМ И В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ - ВСПЫХИВАЮТ И ДО СИХ ПОР. СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ УЗБЕКАМИ И ТУРКАМИ-МЕСХЕТИНЦАМИ В КОНЦЕ МАЯ - НАЧАЛЕ ИЮНЯ 1989 ГОДА СТАЛИ ОДНИМ ИЗ ТЕХ КРОВАВЫХ ИНЦИДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ЗАДАВАЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР, НАЗЫВАЯСЬ НА ОФИЦИАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ ПРОСТО "СОБЫТИЯМИ".

Отредактировано Каптёр (29-01-2016 13:56:02)


Вы здесь » Форум ГСВГшников » #Национальные конфликты на территории бывшей СССР » Ферганские события 1989 года.