Список частей гарнизона Гарделеген в разные годы
Ссылка
41-й мотострелковый Берлинский полк (в/ч пп 86860)
41-й мотострелковый полк на момент вывода с территории Германии входил в состав 207-й мотострелковой дивизии 2-й танковой армии.
Полк был сформирован в 1943-м году, как 598-й полк в составе 207-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии. Полк прошел весь боевой путь 207-й СД и в конце войны участвовал в штурме и взятии Берлина, где на завершающем этапе операции штурмовал здание Кроль-оперы. Полку было присвоено почетное наименование «Берлинский».
В 1957 году в ходе реорганизации полк стал мотострелковым и получил номер 41.
145-й отдельный танковый полк (в/ч пп 55550)
Пока не удалось найти достаточно официальных данных об этом полке.
Вот, что удалось выяснить из литературы, переписки и воспоминаний:
Изначально полк был группового подчинения. Затем армейского - 3 ОА (г. Магдебург). В 1983 г. переподчинен 2 ТА (г. Фюрстенберг).
В состав ОТП входили три танковых батальона, зенитно-ракетная батарея, рота связи, мотострелковая рота, авторота, разведвзвод, инженерно-саперный взвод, ремвзвод.
До осени 1983 года полк базировался в четырех местах: управление и 1-й ТБ в г. Стендаль, 2-й ТБ в Гарделегене, 3-й ТБ за Гарделегеном по соседству с 41 МСП, МСР находилась непосредственно на границе с ФРГ.
Зенитно-ракетная батарея и 2-й ТБ находились в Гарделегене но после ЧП(ЧП в 1983 г.:
То ли в 82-м, то ли в 83-м году полк усилили зенитно-ракетным взводом. И было у них 4 "Шилки" и 4 "Стрелы". В апреле 83-го они поехали на учения на Балтику и вернулись перед самыми майскими праздниками. 7 мая была суббота, предпраздничный день. Как обычно, с утра был парко-хозяйственный день, все работали в парке. Один боец из ЗРВ сидел в "Шилке" и нажал на спуски. А там каким-то образом в 2-х нижних стволах оказались выстрелы. Первый от КПП бокс. Он длинный такой. Задняя стена этого бокса как раз выходила на кладбище. В нем находилась вся их техника и еще другая. Так вот этот боец с 2-х стволов " шилки" и выстрелил прямо в прицеп с боеприпасами. Что там началось?! Немцы сразу выскочили из домов и давай радоваться - думали что русские праздничный салют пускают, но когда узнали в чем дело, то побросали свои дома и кто-куда. В общем, обошлось без жертв. Зато техники сгорело тогда очень много. Танки не пострадали, а сгорели 4 "шилки ", 3 " Стрелы " и около 30 машин с прицепами, в которых были боеприпасы, средства связи и т.д. Тогда это было ЧП на всю ГСВГ. Вскоре после этого батальон и перевели на " восьмерку ", а туда посели вроде бы десантно-штурмовую) их, в течении месяца, перевели за город на место разведбата.
Таким образом, после 1983 года в нашем военном городке располагались два батальона 145-го отдельного танкового полка: 2-й и 3-й, и зенитно-ракетная батарея. Их казармы находились за столовой 41 МСП, столовая рядом с ГДО, а клуб рядом с плацем 41 МСП.
Ничего не известно о дате формирования полка и его боевом пути. Предположительно в годы войны полк был или танковым или самоходно-артиллерийским полком или отдельной бригадой одного из двух указанных типов. Именно из таких бригад и полков создавались в 1945 году отдельные танкосамоходные и танковые полки. Об этом говорит наличие на вооружении в 1953 году танков ИС-2.
В конце 1988 или в начале 1989 годов полк был расформирован.
46-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (в/ч пп 24516)
412-й отдельный зенитно-ракетный дивизион (в/ч пп 44663)
Описание нашего гарнизона было бы неполным, если не рассказать об одной небольшой воинской части, скрывавшейся под безликим прозвищем "2-я армия", тогда как весь гарнизон относился к 3-й общевойсковой армии со штабом в Магдебурге.
Мы носили эмблемы танковых войск, нам запрещалось петь строевые песни о ракетчиках, а на технической территории находились два уродца из фанеры и бревен, которые должны были символизировать наличие на ней танков, хотя, даже из Космоса, наверное, было видно, что это - элементы глупой маскировки.
На самом деле часть являлась 412 - м отдельным зенитным ракетным дивизионом 61-й зенитной ракетной бригады (штаб - н/п Штатс) 2-й гвардейской танковой армии - в/ч пп 44663.
Когда дивизион заступал на боевое дежурство, за нашим парком колесных и гусеничных машин начинала работать станция обнаружения целей и ее вращающийся локатор с периодически включающейся лампой было видно ото всюду, в том числе - с окраин самого Гарделегена, от которого нас отделяла территория полигона и немецкие поля (всего километра два). Даже психически больные немцы из дурдома в Ухтшпринге (пригород Штатса) не могли бы принять этот огромный локатор за элемент танкового "хозяйства". Я не говорю уже о работавших на нашей территории слесарях - "гансах".
А вообще, часть была достойной: небольшой штат и высокий удельный процент офицерского состава и прапорщиков, в основном, добросовестно тянувших свою лямку, позволили добиться в ней довольно крепкой дисциплины и отсутствия "раздолбайства". Хотя, год на год, наверное, не приходился.
Насколько помню из ее истории, часть была сформирована в Белоруссии и передислоцирована в Гарделеген в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Вооружение - зенитный ракетный комплекс средней дальности "Круг". Помимо зенитного ракетного оружия, в каждой батарее были по 2 зенитные установки ЗУ-23-2 для защиты дивизиона от низколетящих целей. А вообще, западнее Гарделегена наших войск уже не было. Впереди находились только немецкие пограничники, а дальше - самый вероятный в то время противник. Так что наши операторы тренировались на захвате и сопровождении реальных целей, находившихся в небе ФРГ. Рядом с территорией части с одной стороны находилось футбольное поле (наверное - 41 мсп или рембата), дальше - штаб рембата и танковые боксы, а с другой - заброшенные и превращенные в помойку элементы позиции зенитного ракетного комплекса С-75, выведенного из Гарделегена в соответствии с каким-то международным договором в конце 1960-х. Там личным составом периодически жарилась картошка и допускались иные проявления "вольностей". Возле нашего одноэтажного штаба находился бассейн, в летнее время заливавшийся водой (во всяком случае, при командире дивизиона - майоре Греханине В.В.), что несколько скрашивало "заграничное" существование "срочников".
Раз в два года часть летала стрелять ракетами на полигон "Эмба" в Казахстан, а "зэушники" отстреливались по мишеням над Балтийским морем, выезжая летом на север Германии.
Дивизион состоял из шести подразделений: •три зенитных ракетных батареи,
•взвод управления
•взвод подвоза ракет и хозяйственный взвод
32-й отдельный танковый батальон (в/ч пп 11950)
498-й отдельный противотанковый артиллерийский дивизион (в/ч пп 72648)
Это была небольшая часть из трех батарей и нескольких отдельных взводов. В двух батареях (1 и 3) на вооружении были пушки 100мм, а во второй были ПТУРы на БРДМах.
6-й отдельный разведывательный батальон (в/ч пп 83059)
Батальон располагался непосредственно в Гарделегене. На странице "План гарнизона" этот участок обозначен цифрой 6. Разведчики заняли это расположение после того как оттуда были выведены батальоны 145-го ОТП.
733-й отдельный мотострелковый полк (в/ч пп 55550)
Военная комендатура №92 (в/ч пп 30249)
◦1-й охватывающий часть городка где находилось большинство строений
◦2-й где находились в основном здания 145 ОТП и рембата,
◦3-й где находились в основном здания 41 МСП и ДОСы
◦4-й где находились здания остальных подразделений, боксы и мастерские
5-й участок городка, стрельбища и караулов
◦6-й где находились здания разведбата (первоначально 145-го ОТП)