В середине 80-х Управление специального строительства ( Фюрстенберг) ГДР и КЭУ ГСВГ начали строительство нового военного городка в Тутове.
Там располагадся старый немецкий аэродром,постренный для Люфтваффе в 1938 году. В 1953 году он был реконструирован Советскими войсками, но до 80-х годов не использовался по назначению.
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=391
Взято с авиационного форума.
"во время службы в ГСВГ нашим базовым аэродромом для совершения прыжков был старый аэродром бомбардировочной авиации Люфтваффе Тутов (Север Германии). От этого аэродрома остались только 2 ВПП (Х-образные, как в Сеще) и многочисленные подземные бетонные капониры, затопленные водой. Мне приходилось общаться как с местными жителями, так и с сотрудниками МГБ ГДР, а также, где это было возможно, обследовать подземные сооружения.
Весь аэродромный комплекс был подземным - стоянки для бомбардировщиков, стоянки для истребителей, АТБ, ТЗС, склады боеприпасов и т.д. во время налетов авиации союзников проезды в капониры закрывались герметичными дверями и сам аэродром затапливался. Более того, на рельсах выезжали тележки с различными зелеными насаждениями и сверху было видно большое озеро, деревья и деревня - 1,5 км, куда вел подземный тоннель, способный пропускать Уазик.
Длинная ВПП - для бомбардировщиков- была съориентирована таким образом, что любой штурман, после взлета курсом 100 (к примеру, точно не вспомню), выставлял его на курсозадатчике и, что, называется, прямиком попадал в Англию.
Аэродром был расположен между 2 небольшими городами. Под аэродромом, на глубине метров пять (в шахты лазил сам) проходили многочисленные коммуникации, соединявшие эти города - телефон, электричество, телеграфные кабели и т.д. Все провода были в очень старой, но не проржавевшей за 50 лет с момента окончания войны, металлической оплетке.
По рассказам местных жителей, на аэродром не упала ни одна бомба, зато деревня Тутов была уничтожена полностью.
Примерно такой же аэродром, но для морской авиации, я обнаружил под Грайфсвальдом, заезд в капониры производился с поверхности озера.
Так что, друзья мои, подземные аэродромы - это не фантастика, а реальность."
Штурмовики Су-25 появились в ГСВГ только в октябре 1985 г., когда на юге ГДР в Брандисе разместили 357-й ОШАП. За ним в декабре 1988 г. последовал 368-й ОШАП, переброшенный в Тутов на севере. Оба полка «грачей» сформировали незадолго до этого: 368-й ОШАП в украинском Калинове в июле 1984 г., а 357-й ОШАП — в октябре того же года в белорусских Пружанах, однако их летчики уже успели получить реальный боевой опыт, побывав в Афганистане. С учетом уроков боевого применения штурмовиков, оба полка напрямую подчинялись непосредственно командованию 16-й ВА, без всяких «промежуточных» инстанций, и должны были действовать в его интересах, фактически играя роль «горячего резерва», который можно было использовать как для локализации вражеских прорывов, так и для обеспечения развития успеха. Со значением выбрали и места их базирования — в точности на танкоопасных направлениях долины реки Фульда и Северо-Германской равнины, где в случае войны ожидалось выдвижение натовских бронесоединений. Нередко Су-25 появлялись и в Дамгартене на балтийском побережье, однако это были машины специальной модификации — буксировщики мишеней Су-25БМ, служившие для тренировок ПВО и истребителей.
368-й ОШАП был сформирован 12 июля 1984 года на аэродроме Жовтневое. С октября 1986 года по ноябрь 1987 года полк находился в Афганистане, действуя с аэродромов Баграм и Кандагар. Затем полк перебросили на аэродром Чертков на Украине, а затем в Деммин-Тутов.
Полк покинул Германию 15 июня 1993 года. Его новой базой стал Буденновск, куда самолеты прибыли 17 июня. Полк несет службу и поныне вместе с 461-м ШАП в Краснодаре и 960-м ШАП в Приморско-Ахтарске, входя в состав 1-й смешанной авиадивизии.
Отредактировано Каптёр (13-11-2015 00:52:16)